Организация как общая функция менеджмента
Организация – это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать для достижения целей организации.
Задачи данной функции:
-деление предприятия на части и распределение ответственности и полномочий;
-формирование организационной структуры;
-создание организационной культуры;
-организация выполнения принятых решений;
-текущая организация производственного, торгового и иных процессов;
Основными условиями организации управленческих решений являются:
31. Классификация мотивационных теорий: содержательные теории, теории отношений и процессуальные теории + Билет 30,32,33,34
Мотивация (от лат. moveo – двигаю) – процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей.
Руководители всегда мотивировали своих работников: в Древние времена для этого служили хлыст и угрозы, для избранных – награды.
Для того чтобы мотивировать работников, руководителю следует определить их потребности (не всегда важны экономические).
Мотивы – это то, то вызывает определенные действия человека и находится «внутри» него.
Теория американского психолога А. Маслоу (1908-1970)
Концепция Маслоу оказала большое влияние на развитие теории и практики современного управления. Однако, со временем в ней обнаружился ряд недостатков:
1. Не всегда жестко следует одна группа за другой (пирамида Маслоу);
2. Потребности по разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов;
3. Удовлетворение вторичных потребностей не всегда приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию.
2. Высоко оценивать и поощрять достигнутые результаты;
3. Привлекать подчиненных к формулировке целей и выработке решений;
4. Делегировать подчиненным дополнительные права и полномочия;
5. Продвигать подчиненных по служебной лестнице;
6. Обеспечивать обучение и переподготовку.
Давид МакКлелланд считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Зачастую они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других.
Во второй половине 50-х годов Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях. Эта группа исследователей попросила ответить 200 инженеров и конторских служащих одной крупной лакокрасочной фирмы на следующие вопросы: «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно хорошо?» и «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно плохо?».
Согласно выводам Герцберга, полученные ответы можно подразделить на две большие категории, которые он назвал «гигиеническими факторами» и «мотивацией».
Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивации — с самим характером и сущностью работы. Согласно Герцбергу, при отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворение работой. Однако, если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на что-либо.
Гигиенические факторы | Мотивации |
Политика фирмы и администрации Условия работы Заработок Межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными Степень непосредственного контроля за работой | Успех Продвижение по службе Признание и одобрение результатов работы Высокая степень ответственности Возможности творческого и делового роста |
вид поведения в процессе их реализации.
ности труда повысится не менее чем на 20%.
Для мотивации агентов руководство фирмы объявило, что те, кто выполнит свой план, за счет фирмы поедут с женами на Гавайи на две недели. Руководство было потрясено, когда после начала этой программы некоторые лучшие агенты перестали выполнять план. Оказалось, что перспектива поехать на Гавайи даже бесплатно, но со своими женами, далеко не всеми воспринималась как награда.
В случае неудовлетворенности работник может изменить свои взгляды на что-либо (нп, посчитать, что другой работник на особых правах у начальства) и более того, уйти другую организацию.