Общие и специальные способности в управленческой деятельности
Третья категория управленческих способностей выделяется по структурно-психологическому критерию, отражая принятое в психологии разделение способностей на общие и специальные. Понятие специальных способностей рассматривается в двух планах.
К общим способностям, влияющим на эффективность управленческой деятельности, относятся интеллект, креативность, обучаемость, рефлексивность, активность, саморегуляция. Существует специфическая криволинейная зависимость успешности управленческой деятельности от меры развития общих способностей руководителя. Этот факт экспериментально доказан в отношении интеллекта, рефлексивности и креативности. Относительно способности к обучаемости данных пока нет. Но ситуация здесь должна быть аналогичной. Слабая обучаемость является негативным фактором управленческой деятельности, но и слишком высокая обучаемость не благоприятствует эффективности управления. Усиливаются репродуктивные стратегии управленческой деятельности. Обеспечивая ее высокую надежность, они, в отличие от продуктивного стиля, не дают максимальных результатов. Кроме того, слишком высокая обучаемость повышает рискованность деятельности и сни-
жает ее качественные показатели, являясь предпосылкой для постоянного экспериментирования, стремления сразу апробировать то, чему научился.
Специальные способности связаны прямой зависимостью с успешностью управленческой деятельности. Чем выше развиты специальные способности, тем выше при прочих равных условиях показатели эффективности деятельности. Например, долговременная память (психологическая основа профессионального опыта) и оперативная память (основа реализации функций оперативного управления) являются объективными условиями эффективности деятельности руководителя. Так же очевидна непосредственная, прямая связь с успешной управленческой деятельностью мыслительных способностей. Такую же роль играют перцептивные, волевые, аттенционные (развитие внимания), имажинативные (развитие воображения) способности.
Необходимо учесть следующее обстоятельство. Основные психические процессы и функции приобретают в управленческой деятельности специфику, выступая в ней своеобразными проявлениями и гранями. Для процессов восприятия — это особая роль в них социальной перцепции, для мыслительных процессов — это практическое мышление. Значит, в управленческой деятельности и частные способности выступают в двух своих основных аспектах: как уровень развития каких-либо психических процессов и функций и как качественно своеобразные — насыщенные наиболее специфичными именно для управленческой деятельности компонентами. Руководителю лучше обладать не высокоразвитым, но абстрактным теоретическим мышлением, а средним практическим мышлением и способностью социальной перцепции, развитым социальным восприятием, а не «острым и развитым».
Психика включает в себя три основные подсистемы: когнитивную, регулятивную и коммуникативную. Отдельные способности, которые проявляются в управленческой деятельно-
сти, соответственно подразделяются на три класса: когнитивные, регулятивные и коммуникативные. Когнитивные — это свойства отдельных основных психических процессов и функций. Все процессы, которые принадлежат к регулятивной подсистеме, имеют индивидуальную меру выраженности. Поэтому выделяются способности целеобразования, прогнозирования, принятия решения, самоконтроля. Связь строения и организации управленческой и собственно психической деятельности проявляется в том, что состав этих способностей аналогичен более общим способностям и выделяемым по дея-тельностному критерию способностям, описанным выше. И психическая и управленческая деятельность основываются на сходных механизмах и процессах, требуют высокого уровня их сформированности и предполагают наличие соответствующих регулятивных способностей. Кроме уже названных способностей, это толерантность (устойчивость) к неопределенности, которая является наиболее интегральной регулятивно-когни-тивной способностью.
Процессы, входящие в состав коммуникативной подсистемы и обеспечивающие ее функционирование, тоже имеют индивидуальную меру выраженности, сформированности. Это процессы эмпатии, аттракции, идентификации, речепорожде-ния и др. Различия в уровне коммуникативных способностей зависят от меры сформированности этих процессов.
Специфические регулятивные и коммуникативные способности, обусловленные структурой психики, требуют дополнения общей системы способностей еще одним их типом. Они более интегративны, чем частные, специальные, но являются одновременно менее обобщенными, чем общие — интеллект, креативность и др. В психологической структуре способностей макроуровень составляют общие способности, а микроуровнъ — частные, специальные. Мезоуровнъ занимают интегральные способности, располагающиеся между ними.
Макроуровень
Мезоуровень
Микроуровень
Общие способности Интегральные способности Специальные способности
Наиболее важен и специфичен для природы управленческой деятельности центральный, переходный уровень. Способности, которые входят в его состав, тождественны основным управленческим функциям (целеобразования, планирования и др.).
Управленческая деятельность имеет много разных способов ее реализации — она поливариантна. Проявляется это в существовании нескольких основных стилей руководства. Лучший среди них определить нельзя. Разные стили предполагают наличие разных сочетаний способностей. Различие же индивидуальных симптомокомплексов определяет стиль руководства, выполняющий компенсаторные функции по отношению к структуре личностных способностей. Определенный стиль, выбранный руководителем, позволяет ему опереться на сильные стороны своей индивидуальности и «отодвинуть» слабые. Наличие разных стилей руководства является следствием разнообразия человеческих индивидуальностей и вариативности управленческих способностей.
Содержание
Раздел I. Содержание и структура управленческой деятельности. 3
Глава 1. Развитие науки управления....................................................................... 3
1.1. Предыстория науки управления........................................................ 3
1.2. Основные школы науки управления................................................. 5
1.3. Общие подходы в теории управления.............................................. 9
1.4. Современное состояние теории управления.................................. 13
Глава 2. Сущность управленческой деятельности и основные
подходы к ее исследованию............................................................................. 16
2.1. Сущность управленческой деятельности....................................... 16
2.2. Основные подходы к изучению управленческой деятельности 20
2.3. Определение системы основных управленческих функций . . 25
Глава 3. Элементы теории организации ..................................................... 27
3.1. Сущность организации......................................................................... 27
3.2. Иерархические структуры................................................................... 29
3.3. Адхократические (органические) структуры....................................... 30
3.4. Основные понятия теории организации................................................. 31
Глава 4. Функция целеполагания........................................................................... 36
4.1. Сущность функции целеполагания................................................... 36
4.2. Типология целей организации............................................................ 37
4.3. Требования креализации функции целеполагания...................... 39
Глава 5. Функция прогнозирования ................................................................... 43
5.1. Определение функции прогнозирования................................................ 43
5.2. Основные виды и типы прогнозирования в управленческой
деятельности ....................................................................................................... 44
Глава 6. Функция планирования ................................................................... 48
6.1. Роль и место планирования в организационном
функционировании.............................................................................................. 48
6.2. Структура процесса планирования........................................................ 49
6.3. Типология планирования и его принципы............................................ 50
Глава 7. Функция организации................................................................................ 52
7.1. Понятие организационной функции........................................................ 52
7.2. Процессы делегирования полномочий................................................... 53
Глава 8. Функция принятия решения..................................................................... 57
8.1. Специфика функции принятия решения в деятельности
руководителя ......................................................................................................... 57
8.2. Организационные факторы управленческих решений...................... 60
8.3. Нормативная структура процесса принятия управленческого
решения.................................................................................................................... 61
8.4. Типология управленческих решений и нормативные
требования к ним................................................................................................... 62
Глава 9. Функция мотивирования.................................................................... 64
9.1. Определение функции мотивирования ............................................... 64
9.2. Концепции мотивации исполнительской деятельности.............. 66
9.3. Основные подходы к реализации функции мотивирования . ...... 68
Глава 10. Коммуникативная функция............................................................ 72
10.1. Определение коммуникативной функции..................................... 72
10.2. Типы коммуникационных коммуникаций..................................... 74
10.3. Нормативная структура коммуникативного процесса и его
«барьеры»........................................................................................................ 75
Глава 11. Функция контроля и коррекции..................................................... 78
11.1. Общая характеристика контрольно-коррекционной функции 78
11.2. Принципы реализации контрольно-коррекционной функции 80
Глава 12. Кадровые функции руководителя................................................ 82
12.1. Определение системы кадровых функций.................................... 82
12.2. Основные направления кадровой работы руководителя ... 83
12.3. Функции руководителя при работе с персоналом..................... 85
Глава 13. Производственно-технологические функции............................ 87
13.1. Определение системы производственно-технологических
функций.................................................................................................................. 87
13.2. Характеристика основных производственно-технологических
функций ............................................................................................................... 89
Глава 14. Производные (комплексные) функции управления .............. 92
14.1. Понятие производных функций управления...................................... 92
14.2. Характеристика производных функций управления....................... 93
Раздел II. Психология субъекта управленческой деятельности... 96
Глава 15. Перцептивные процессы в управленческой деятельности . . 96
15.1. Понятие перцептивных процессов........................................................ 96
15.2. Специфика перцептивных процессов в управленческой
деятельности......................................................................................................... 97
Глава 16. Мнемические процессы в управленческой деятельности . . 103
16.1. Понятие мнемических процессов и их состав .............................. 103
16.2. Специфика оперативной памяти в деятельности
руководителя ..................................................................................................... 105
16.3. Специфика долговременной памяти в деятельности
руководителя...................................................................................................... 107
16.4. Личный профессиональный опыт как регулятор
управленческой деятельности....................................................................... 110
Глава 17. Мыслительные процессы в управленческой деятельности . . 112
17.1. Общепсихологическое понятие мышления...................................... 112
17.2. Специфика мышления в деятельности руководителя.................... 113
17.3. Основные свойства практического мышления в деятельности
руководителя...................................................................................................... 118
Глава 18. Интеллект руководителя..................................................................... 120
18.1. Понятие интеллекта в психологии...................................................... 120
18.2. Интеллект и эффективность управленческой деятельности . . 124
18.3. Специфика интеллектуальных качеств руководителя.................. 126
Глава 19. Регулятивные процессы в управленческой деятельности . . 132
19.1. Общая характеристика регулятивных процессов...................... 132
19.2. Специфика основных регулятивных процессов в
управленческой деятельности................................................................... 135
Глава 20. Процессы принятия управленческих решений......................... 143
20.1. Общая характеристика процессов принятия
управленческих решений............................................................................ 144
20.2. Характеристика процессуальной организации принятия
управленческих решений............................................................................ 151
20.3. Структурная организация процессов принятия
управленческих решений............................................................................ 157
20.4. Феноменология процессов принятия управленческих
решений............................................................................................................ 166
20.5. Индивидуальные различия управленческих решений.............. 174
Глава 21. Коммуникативные процессы в управленческой
деятельности ........................................................................................................ 179
27.7. Коммуникативное поведение руководителя................................ 180
21.2 Коммуникативные явления и процессы в управленческой
деятельности................................................................................................... 182
21.3. Рефлексивные процессы в управленческой деятельности . . . 185
Глава 22. Эмоционально-волевая регуляция состояний в
управленческой деятельности............................................................................ 187
22.1. Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний .... 187
22.2. Стресс и управление им в деятельности руководителя .... 190
22.3. Специфика регуляции состояний в управленческой
деятельности..................................................................................................... 194
Глава 23. Мотивация деятельности руководителя....................................... 197
23.1. Содержательные теории мотивации .............................................. 198
23.2. Процессуальные теории мотивации................................................. 201
23.3. Понятие внутренней мотивации......................................................... 203
Глава 24. Власть как регулятор управленческой деятельности.
Руководство и лидерство ................................................................................ 207
24.1. Формальные и неформальные организации.
Руководство и лидерство ........................................................................... 207
24.2. Типология власти................................................................................. 210
24.3. Теории лидерства и стили руководства........................................ 214
Глава 25. Способности к управленческой деятельности ......................... 225
25.1. Понятие способностей в психологии.............................................. 225
25.2. Определение состава управленческих способностей............... 227
25.3. Менеджерские характеристики.......................................................... 229
25.4. Общеорганизационные способности................................................ 230
25.5. Общие и специальные способности в управленческой
деятельности...................................................................................................... 233
Н. Е. Ревская ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Компьютерная верстка: Лаврентьева Е.В.
Издательство «Альфа»
193036, Санкт-Петербург, Греческий пр., 21
Лицензия ИД № 02499 код 221 от 31.07.00
Оригинал-макет изготовлен «Фортэкс» Тел.:323-3186
Додписано к печати 06.02.01. Формат 60x88 '/16.
Бумага газетная. Гарнитура «Тайме».
Печать офсетная. Объем 15,0 у. п. л.
Тираж 3000 экз. Заказ № 95.
Отпечатано с готовых диапозитивов
в ордена Трудового Красного Знамени ГП «Техническая книга»
Министерства Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
198005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29.