Управленческой деятельности.
РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО
Основное условие эффективной работы организации — высокая мотивированность исполнителей; обеспечение которой является главной функцией управления. Однако только этого недостаточно для стабильного и эффективного функционирования организаций. Возникает необходимость в таком регуляторе управленческой деятельности, который имел бы характер принуждения, а не побуждения. Управленческая деятельность без этого невозможна.
Основа всех управленческих воздействий «сверху» — власть, взаимодействующая с мотивированием деятельности исполнителей. Понятие «власть» связано с понятиями «руководство» и «лидерство», с их типами и отношениями между ними.
24.1.Формальные и неформальные организации. Руководство и лидерство
Все организации и группы можно разделить на два основ-I ных типа — формальные и неформальные. Формальная орга-I низация — общность людей, объединенных для достижения I какой-либо цели, устанавливаемая институционально. Неформальная организация образуется в результате спонтанной ак-/ тивности людей, которые вступают в регулярные взаимодействия между собой. Причинами возникновения неформальных групп являются следующие:
1) потребность в социальной принадлежности. Ее удовле
творение приводит к чувству социального и личностного ком
форта, а неудовлетворенность вызывает сильные негативные
эмоции;
2) потребность в помощи;
3) Потребность в защите;
4) потребность в общении. Она ведет к повышению информированности, благодаря чему расширяет адаптивные возможности человека и повышает эффективность его контактов с внешним миром.
Как формальные, так и неформальные группы должны быть как-то организованы. Наиболее простой способ такой организации — выделение среди членов группы человека, на которого возлагают функции по ее координации. Для формальной группы характерно наличие официального лидера — руководителя, для неформальной группы — наличие неофициального лидера. Уяснение сходства и различия формального и неформального лидерства необходимо для понимания сути управленческой деятельности.
Формальные группы могут трансформироваться в неформальные и наоборот — это разделение не является абсолютным. Группы, различаясь по механизмам возникновения, имеют важные общие черты: наличие структуры, «ведущего» и «ведомых» членов, общие социально-психологические феномены. И те и другие организации дифференцируются на подгруппы. Очень важно то, что формальная организация совсем не исключает, а, наоборот, предполагает внутри себя наличие неформальных групп. Таким образом, в структуре организаций (особенно крупных) тесно взаимодействуют формальные и неформальные способы их структурирования. Такое взаимодействие внутри организаций является одной из главных проблем управления (ее рассмотрим ниже). Здесь же отметим основное: существование двух типов организации групп — причина двух разных способов управления ими и двух типов лидерства. Они вступают в сложные отношения — сочетаются, расходятся, взаимодействуют. Понятие «лидерство» характерно для психологических отношений в группе «по вертикали» (доминирование — подчинение). В русском языке для обозначения формального лидерства употребляется понятие «руководство», а для обозначения неформального — просто понятие «лидерство».
По-английски термин leadership означает буквально «лидерство», но предполагает синонимичное использование для обозначения и лидерства, и руководства. Понятие «Organizational leadership» более соответствует термину «руководитель», организационный лидер.
Различия влияния лидерства и формального руководства на деятельность группы определяются следующими положениями:
1) лидер регулирует межличностные отношения в группе, а
руководитель — официальные отношения группы как социаль
ной организации;
2) лидерство — элемент микросреды (группы), руковод
ство — элемент макросреды, так как оно связано с системой об
щественных отношений;
3) лидерство — процесс стихийный, а руководство — целе
направленный, поскольку происходит под контролем элемен
тов социальной структуры;
4) руководство — явление стабильное, выдвижение лидера
связано с настроением группы, поэтому явление лидерства ме
нее стабильно;
5) лидерство не имеет определенной системы санкций, кото
рой обладает руководство;
6) лидер принимает решения, непосредственно касающиеся
групповой деятельности; процесс принятия решения руководи
телем опосредован множеством обстоятельств, не обязательно
коренящихся в данной группе;
7) сфера действий руководителя шире, чем у лидера, так как
он представляет группу в более широкой социальной системе.
Лидерство — преимущественно психологическая характеристика поведения членов группы или организации, а руководство — социальная характеристика отношений в группе с точки зрения распределения ролей подчинения и управления. Руководитель и лидер обладают качественно различными формами и степенью воздействия на членов группы. Эти различия влия-
8 Зак 95 209
ют на конкретное осуществление ими деятельности управления, на то, как они реализуют свою позицию ведущего. Лидер оказывает влияние на группу и ее членов, направляя их на достижение каких-либо целей; влияние реализуется через феномен авторитета. Руководитель наряду с влиянием и авторитетом (или помимо них) обладает властью, статусом, что является уже не «способностью влиять», а обязанностью оказывать влияние. Все эти понятия разделяются на две группы, дифференцирующие понятия «лидерство» и «руководство».
Лидерство Руководство
Неформальная организация Формальная организация
Неформальный лидер Формальный лидер
«Ведущий» «Организующий»
Координация Управление
Влияние Власть
Авторитет Статус
Особенно значимо для психологической характеристики управленческой деятельности раскрытие особенностей властных отношений руководителя и подчиненных.
Типология власти
В теории управления власть рассматривается как явление многомерное, состоящее из нескольких основных разновидностей (форм), используемых руководителем.
Власть принужденияоснована на возможности руководителя наказывать, препятствовать достижению целей и потребностью исполнителей, которые это сознают и поэтому вынуждены подчиняться. Эту форму власти называют «негативной», или «властью страха». Несмотря на критику, именно ее ставят на первое место в любом перечне форм власти; она остается пока незаменимым и единственным рычагом воздействий руководителя. Основные ее недостатки — громоздкая система контроля, скованность и отчуждение исполнителей. Это приводит к низкой производительности труда и текучести кадров. При-
нуждение, однако, обладает и большой силой, так как апеллирует к чувству личной безопасности. В теории управления в связи с этим существует понятие «организационные страхи», главные среди которых :
Страх потерять работу, для управленческой деятельности трансформирующийся в «страх потерять должность». В условиях избыточности рынка труда он является сильным побудительным мотивом к высокой интенсивности работы. В крупных организациях он используется как сильное средство давления на руководителей среднего и низшего звена. Создается атмосфера нестабильного должностного положения.
Страх не справиться с работой. Он характерен для любой профессиональной деятельности, но в особенности для управленческой. Количество дел постоянно возрастает, как и давление со всех сторон, руководитель начинает чувствовать себя рабом своей профессии. Он пытается разобраться со всеми проблемами сразу, что еще больше усугубляет ситуацию. Возникают систематические срывы, которые превращаются в хронические. Обилие дел превращается в травмирующий фактор.
Страх допустить ошибку. Позиции руководителя свойственно желание выполнять свою работу безукоризненно, быть лучше всех членов группы. Ему труднее признавать свои ошибки, так как это вредит авторитету и сказывается на статусе. Такая боязнь ведет к росту эмоциональной напряженности.
Страх быть обойденным другими. Людям свойственно стремление продвинуться вверх по служебной лестнице, но возможности для этого имеют не все и по-разному реагируют на неудачи. Если установка «быть лучше других» не реализуется (особенно у руководителей), возникают стойкие негативные реакции и эмоциональные состояния.
Страх потерять собственное «Я». В результате современного разделения труда человек иногда не видит результата своей работы, реализацию в нем своего «Я». Появляется ощущение бессмысленности работы, «феномен пустоты». Этот вид
страха менее типичен для управленческой деятельности. Наблюдается он лишь в крупных бюрократизированных организациях, когда даже руководитель с трудом различает смысл своего функционирования в системе.
Власть вознаграждения. Руководитель держит в своих руках основные возможности распределения субъективно значимых для исполнителей стимулов. Преимущество этого вида власти — в его силе, недостаток заключается в том, что руководитель часто имеет очень ограниченные возможности для вознаграждения исполнителей по сравнению с их ожиданиями.
Экспертная власть— это власть через разумную веру в руководителя. Часто исполнители считают, что руководитель сможет реализовать цели организации (и их собственные), поскольку обладает высокой степенью профессионализма. Поэтому ему надо доверять и подчиняться. Наиболее значима эта власть в децентрализованных системах управления. Ее недостаток — меньшая надежность, сила и устойчивость. Кроме того, она доступна далеко не всем руководителям и часто действует «с обратным знаком».
Харизматическая власть — власть примера. Построена она не на разумной вере и логике, а на традиции и силе личных качеств лидера. Это влияние личностное, а не должностное. Выделяют следующие типичные качества харизматической личности:
1) заряжение своей энергией окружающих (обмен энергией);
2) внушительная внешность — необычные, броские качест
ва, действующие часто на подсознательном уровне;
3) независимость характера;
4) ораторские способности;
5) восприятие восхищения своей личностью (комфортно
они себя чувствуют только тогда, когда другие по достоинству
оценивают их);
6) уверенная и достойная манера держаться.
Родственные понятия харизматической власти объединены более общим понятием «эталонная власть».
Законная (традиционная ) власть.Руководитель обладает системой правовых, производственных рычагов воздействия на исполнителей, закрепленных законодательно в его статусе. Согласно своеобразному «договору» между руководителем и подчиненными устанавливаются властные отношения.
Власть информации.Руководитель обладает, как правило, большей информацией, чем подчиненные, а поэтому и объективно большими возможностями для эффективного поведения. В глазах других это повышает меру его компетентности и укрепляет его экспертную и эталонную власть. Ситуацией владеет тот, кто владеет информацией.
В деятельности руководителя, как правило, сочетаются все рассмотренные формы власти. Его важнейшее профессиональное качество — комплексная опора на эти формы и их «дозировка» в зависимости от ситуации. Это же качество служит основой формирования интегрального управленческого образования — авторитета руководителя. Авторитет является про- дуктом длительного взаимодействия руководителя и исполнителей, а не только выступает обобщенным, интегра-тивным проявлением властных полномочий и личностных качеств руководителя. Поэтому способы поведения руководителя, направленные на формирование и укрепление авторитета, являются важной стороной и регулятором управленческой деятельности. В определенных границах такие способы поведения являются оправданными, а их гипертрофия приводит к тому, что укрепление авторитета становится самоцелью. Негативным побочным эффектом такого поведения является феномен псевдоавторитета, который имеет несколько разновидностей:
Авторитет расстояния. Руководитель считает, что чем больше дистанция между ним и подчиненными, тем сильнее его влияние на них.
Авторитет доброты. Ложное понимание сущности внимательного отношения к подчиненным. Основывается этот авторитет на низкой требовательности к ним.
Авторитет подкупа. Отношения строятся по принципу «ты мне — я тебе». Деловые отношения превращаются в личные, принимают форму личной преданности.
Авторитет резонерства. Руководитель считает, что скучные поучения и бесконечные назидания усилят его влияние на людей.
Авторитет педантизма. Склонность руководителя к мелочной опеке, к жесткой регламентации деталей работы исполнителей, не имеющих отношения к делу.
Авторитет чванства. Строится он на тщеславии и высокомерии руководителя, на прошлых заслугах.
Авторитет подавления. К достижению такого авторитета обычно стремятся руководители с низким культурным уровнем, главным оружием которых являются угрозы применения власти в целях насаждения перманентного страха. А. С. Макаренко считал его «самым страшным и диким».