Личный профессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности
Этот опыт формируется под воздействием основных свойств долговременной памяти. Складываясь на базе всей профессиональной и личной жизни, опыт организуется, фиксируется и функционирует на основе мнемических процессов. Их структура, особенности и закономерности являются психологической основой для этого важного регулятора управленческой деятельности. Опыт — это результативный феномен, через который долговременная память эффективнее всего воздействует на все аспекты управленческой деятельности, поэтому необходимо рассмотреть его основные характеристики и их связь с особенностями мнемических процессов.
Главная характеристика профессионального опыта — его объем и разнообразие, богатство. Важная особенность опыта руководителя — его ситуационная оформленностъ. Основные «единицы» опыта — целостные ситуации управления, встречавшиеся ранее и являющиеся наиболее полезными для последующей деятельности. Причем это — информация о причинах появления данных ситуаций и о наиболее действенных способах выхода из них. Поэтому основной «единицей» опыта считают не столько ситуацию, сколько определенный сценарий (script). Скриптовая организация опыта резко увеличивает его информационную емкость. Достигается это за счет того, что «единицы»-скрипты предельно комплексны и информационно насыщенны.
Структурированность, упорядоченность опыта достигается благодаря типологизации основных управленческих ситуаций. Они разделяются на обычные (штатные) и экстремальные; на те, что можно поручить другим, и на те, что требуют личного вмешательства, и др. Типологизации в структуре профессио-
нального опыта подвержены и другие его компоненты, прежде всего — люди. Существует множество типологий исполнителей и руководителей.
Дифференцырованностъ профессионального опыта определяется следующими характеристиками.
1. Количеством и разнообразием упорядоченных в опыте
управленческих ситуаций.
2. Степенью их типологизированности.
3. Разнообразием «поведенческого репертуара» руководите
ля в различных ситуациях.
Интегрированностъ опыта — мера скоординированности его компонентов, производная от дифференцированности. Она включает в себя два основных аспекта: 1) то, насколько упорядочены и скоординированы компоненты опыта; 2) то, насколько они не противоречат друг другу, объединены общим смыслом и позицией руководителя.
Дифференцированность и интегрированность в совокупности дают обобщенную характеристику — степень организованности опыта. Высокая организованность является важнейшим условием для проявления основного свойства оперативной памяти в деятельности руководителя — высокой мобилизационной готовности информации, находящейся в памяти.
Индивиду'ализированность опыта. Опыт складывается в результате собственных достижений и ошибок, поэтому нет единой для всех структуры опыта, набора ситуаций, которые нужно знать. Что хорошо для одного—для другого неприемлемо.
Избирательность (селективность) опыта основана на аналогичном свойстве долговременной памяти. Важное условие формирования опыта — его постоянное обогащение, но если оно будет иметь характер механического суммирования информации, то возникнет информационная перегрузка. Поэтому в структуру профессионального опыта встроен механизм селекции.
Тенденция к смысловой интеграции опыта тоже основана на сходной закономерности долговременной памяти. Противоре-
чия опыта расцениваются как негативный фактор. Существуют теории «когнитивного диссонанса» и «когнитивного соответствия» (Л. Фестингер).
Операциональностъ профессионального опыта заключается в том, что в его основные «единицы» ситуации включаются обязательно и способы их преодоления.
Продуктивность опыта базируется на аналогичной характеристике мнемических процессов, являясь ее следствием.
Одним из компонентов опыта являются неписаные («золотые») правила руководства. Вот некоторые из них: феномены «излюбленной альтернативы», «любимых причин», «краев и середины» (середина сообщения запоминается хуже) и др.
На профессиональном опыте руководителя основывается очень важный регулятор управленческой деятельности — индивидуальная управленческая концепция (ИУК). Это система устойчивых взглядов на методы и способы управления, его цели и задачи, стиль и требования к подчиненным.
Глава 17