Специфика функции принятия решения в деятельности руководителя
Аксиомой в теории управления стало положение о том, что функция принятия решения является центральным звеном всей деятельности руководителя.
Данная функция отличается от иных функций управления тем, что она гораздо меньше стандартизирована и алгоритмизирована, поэтому так велика в ней роль субъективных, собственно психологических факторов. Существует множество правил, процедур и методов принятия решения, облегчающих этот процесс, но каждый руководитель знает по опыту, как велика в этом роль субъективных и даже интуитивных факторов. Функция принятия решения является в силу этого предметом изучения и в теории управления, и в психологии, именно она наиболее отчетливо заставляет почувствовать, что управление не только наука, но и искусство. Анализ содержания этой функции поэтому включает в себя два основных аспекта, отличных
друг от друга и тесно взаимосвязанных,— организационный и психологический.
Теория управления долгое время базировалась на постулате рациональности поведения в целом и принятия решения в частности. Суть его в том, что руководитель строит свое поведение и принимает решения, максимально учитывая все факторы ситуации. Это обусловило развитие жестких схем управления, становление «классической теории фирмы». Однако психофизиологические ограничения, объективно присущие человеку, делают невозможным строго рациональное поведение и принятие решения, а учесть все объективные факторы при этом невозможно. Была разработана концепция «ограниченной рациональности», главным тезисом которой является то, что психологические (субъективные) особенности — это объективные, ограничивающие факторы поведения. Возникает «школа принятия решения», классическая теория фирмы сменяется поведенческой теорией.
В теориях управления и принятия решения в настоящее время существуют два основных подхода — нормативный и дескриптивный.
Нормативный подход направлен на разработку правил, идеальных способов и «рецептов» принятия решения, абстрагируясь от субъективных, психологических факторов. Дескриптивный подход, наоборот, требует учитывать эти факторы как основные. Задача первого подхода — исследование того, как должны приниматься решения, задача второго — как это происходит реально. Современная теория управления совмещает два этих подхода.
Организационный анализ функции принятия решения содержит следующие основные направления:
I) определение места и роли процессов принятия решений в общей структуре управленческой деятельности и взаимодействие их с иными функциями управления;
2) анализ основных параметров внутренней и внешней сре
ды организации, оказывающих на реализацию этой функции
наиболее сильное воздействие;
3) описание нормативной структуры процесса выработки
принятия управленческого решения и определение его этапов;
4) характеристику основных видов и классов управленче
ских решений;
5) нормативные требования к управленческим решениям.
Роль функции принятия решений в общей структуре управленческой деятельности рассматривается как наиболее важная прерогатива руководителя. Локализация этой функции — ее место в общем процессе управления тремя основными обстоятельствами.
1. Функция принятия решения — важнейший этап процесса
стратегического планирования, локализуется она между фаза
ми анализа стратегических альтернатив и реализацией страте
гии. Решения, вырабатываемые при этом, имеют наибольшее
значение для функционирования всей организации.
2. Она выступает своеобразным механизмом осуществления
других управленческих функций, поскольку является их необ
ходимым компонентом. Например, цели организации опреде
ляются в результате выбора из некоторого альтернативного их
множества. Функция организации тоже связана с выбором ее
структуры. Функция планирования сопряжена с выбором ка
кого-либо стратегического варианта развития. Реализация кон
трольной функции также предполагает выбор форм, методов и
периодичности контроля.
3. На любом этапе деятельности руководителя необходима
оценка степени достижимости решаемых на нем задач и про
блем. В зависимости от того, достигнуты или нет поставленные
цели, руководитель принимает решение о том, считать ли дан
ный этап завершенным и можно ли переходить к следующим.
Таким образом, функция принятия решения играет роль пере
хода от одних этапов и фаз управленческой деятельности к дру
гим, поэтому ее определяют в качестве связующей.