Основные виды и типы прогнозирования в управленческой деятельности
Втеории управленческого прогнозирования важную роль играет понятие плановых предположений. Это результат прогнозирования, но одновременно и основа, на которой разрабатывается система планов организации. Таким образом, плановые предположения играют роль связующего звена между функциями прогнозирования и планирования.
Плановые предположения различаются по своей ориентации: это предположения будущих вероятных параметров внешней среды и возможных в будущем результатов собственного функционирования. Частично совпадает с этим различием, но в
целом отлично от него разделение плановых предположений на прогнозы состояния внешней и внутренней среды организации в целом.
Внешние плановые предположения делятся на три группы:
1) предположения относительно общего окружения (про
гнозируемые экономические, технологические, политические,
социальные и этнические условия);
2) предположения относительно состояния рынка продук
ции (спрос, услуги, конкуренция);
3) предположения относительно состояния рынка факторов
производства.
Внутренние плановые предположения касаются объема капиталовложений, привлеченных инвестиций, изменения используемых технологий и средств труда, оргструктуры управления и др.
Внешние и внутренние плановые предположения бывают количественными и качественными. Пример количественных предположений — ожидаемый объем продаж (в процентах от текущего уровня), качественных — ожидаемый успех какого-либо вида продукции. Существуют также комбинированные плановые предположения (количественно-качественные).
Различаются плановые предположения по степени подконтрольности организации:
— неконтролируемые, но хорошо прогнозируемые предпо
ложения — динамика роста численности населения, налоговая
политика и пр.;
— контролируемые предположения — выход на новые рын
ки, интенсификация научных исследований;
— частично контролируемые — уровень текучести кадров.
Плановые предположения подразделяются по параметру
степени определенности на детерминистские (относительно гарантированные) и стохастические (вероятностные).
В практике управления различают первичные и вторичные плановые предположения. Первичные предположения (прогнозы) носят общий характер, но затем они используются как
материал для следующего шага прогнозирования. Поэтому они являются и результатами прогнозирования, и его предпосылками. Начальные прогнозы в ходе этого процесса конкретизируются. Далее следует разработка еще более детальных («третичных») плановых предположений. Переход от общих предположений к более конкретным, их последовательная смена во времени является основой содержания процесса прогнозирования. Этот процесс несет одновременно черты иерархической организации, так как плановые предположения различных этапов выступают и разными уровнями конкретизации осуществляемых прогнозов.
Существуют и другие классификации и типы прогнозов. Это — плановые предположения как результат индивидуальных усилий руководителя и совместной деятельности отдельной группы в составе организации (советники, эксперты по прогнозированию).
Различают также долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные плановые предположения, используя критерий временной перспективы прогнозирования.
Функция прогнозирования в целом комплексна и многоаспектна, она включена во все этапы и задачи управления. В теории управления существует еще одна классификация типов процессов управления, наиболее общая, основанная на содержательном критерии. Это пять типов прогнозирования:
экономическое прогнозирование — предсказание общего состояния экономики или конкретной организации;
технологическое прогнозирование — предсказание разработки новых технологий; когда это может произойти и какими могут быть экономические последствия;
прогнозирование сбыта — связано с проблемами реализации продукции организации, это основополагающий тип прогнозирования для деятельности любой организации;
прогнозирование развития конкуренции — предположения о возможных изменениях стратегии и тактики конкурентов;
социальное прогнозирование — предсказание изменений состояния общества в целом и в социальных установках людей.
Прогнозирование является специализированной областью, достигшей высокого уровня развития. В ней разработаны особые методы, включающие в себя три основные группы: «неформальные», количественные и качественные методы прогнозирования. Методы двух последних групп наиболее развиты. Количественные методы прогнозирования - это методы «анализа временных рядов» (АВР) и каузального (причинно-следственного) моделирования (КМ). Метод АВР основан на том, что выявляются тенденции прошлого и далее они продлеваются на будущее. КМ — прогнозирование посредством анализа статистических зависимостей между прогнозируемым фактором и другими переменными. Качественных методов больше, но они менее точны. Это — методы «жюри», «совокупного мнения сбытовиков», «ожидания потребителя» и др.
В последнее время в связи с развитием компьютерной техники возросла роль полисценарного (многовариативного) прогнозирования. Несколько альтернативных систем плановых предположений создаются параллельно. Отдельное предположения внутри каждой из них согласуются по содержанию и хронологии развертывания; это — сценарии (scripts), основанные на категории контролируемых плановых предположений. В результате сопоставления определяется наиболее приемлемый сценарий. Существуют три основных вида сценариев:
оптимистический — экономические и социальные перспективы будут благоприятны;
реалистический — экономические и социальные перспективы останутся на прежнем месте;
пессимистический — экономические и социальные перспективы будут неблагоприятны.
Поливариантный (скриптовый) подход помогает частично разрешить основную задачу прогнозирования — оптимального сочетания жесткости прогнозов с их необходимой гибкостью, изменяемостью под влиянием факторов внешней среды.
Функция прогнозирования требует от руководителя мобилизации всех его интеллектуальных и психологических возможностей.
Так же как и у функции целеполагания, у функции прогнозирования имеется прямой аналог в структуре психики человека. Это — психический процесс прогнозирования, характеризующийся специальными психологическими понятиями: опережающее отражение, вероятностное прогнозирование, предугадывание событий (антиципация). Поэтому он является психологической основой для реализации функции прогнозирования в деятельности руководителя.
Глава 6 ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ
6.1. Роль и место планирования в организационном функционировании
Понятие планирования имеет два основных значения, обозначаемые как «широкое» и «узкое». Функция планирования в широкой трактовке включает в себя ряд других DjVu Browser plugin 4.1— выработку целей, прогнозирование, организацию исполнения и др. Контроль тоже рассматривается в теории как компонент планирования. Планирование соорганизует все функции, придавая всему управлению в целом необходимую степень организованности. В основу стратегического планирования — наиболее перспективного современного подхода к организации управленческой деятельности, положена широкая трактовка планирования.
В узком значении планирование — это фаза управленческого цикла между этапами прогнозирования и организации исполнения. Эти трактовки дополняют друг друга.
Сущность планирования заключается в том, что оно помогает наилучшим образом согласовывать индивидуальные усилия членов организации и ее подразделений для достижения поставленных целей. У этого согласования два основных аспекта:
планирование по содержанию и времени. Определение того, что именно будут делать исполнители, когда и в какой последовательности, придает деятельности организации целостный и скоординированный характер. Функция планирования состоит из трех основных компонентов:
1) индивидуальная деятельность руководителя по планиро
ванию;
2) деятельность специализированных подразделений по пла
нированию;
3) взаимодействие руководителя с плановыми подразделе
ниями и организация их деятельности.
6.2. Структура процесса планирования
Стратегическое (от греч. strategos — искусство генерала) планирование — расширенная версия процесса выработки и реализации планов — имеет ряд основных этапов:
1) определение миссии организации;
2) формулировка целей организации, конкретизирующих
миссию;
3) анализ внешней среды;
4) внутриорганизационная диагностика (управленческое об
следование внутренних сильных и слабых сторон организа
ции);
5) изучение стратегических альтернатив;
6) выбор стратегии;
7) реализация стратегии;
8) контроль и оценка эффективности реализации стратегии.
После определения миссии и формулировки ее целей реализуется этап анализа и оценки внешнеорганизационной среды. Здесь решаются три задачи:
1) выявляются особенности внешнего окружения, вызвав
шие необходимость выработки новой стратегии;
2) определяются негативные внешние факторы, угрожаю
щие реализации стратегии;
3) определяются позитивные внешние факторы, способствующие реализации формулируемой стратегии.
Внешняя среда подразделяется на сферы непосредственного и косвенного действия. Факторы, входящие в их состав, называются ключевыми переменными планирования. На данном этапе им уделяется основное внимание. В процессе стратегического планирования первенство принадлежит глобальным факторам среды «косвенного» воздействия: экономическим, политическим, рыночным, технологическим, международным, конкурентным, социальным.
Этап управленческого обследования направлен на определение внутренних резервов и особенностей организации. Он требует диагностики по пяти главным сферам: маркетинговые, финансовые, технологические исследования, оценка человеческих ресурсов и состояния культуры организации. Переходным звеном от этапа диагностики к следующему — этапу изучения стратегических альтернатив — является формулировка системы плановых предположений.
Выделяют четыре основных типа стратегических альтернатив: стратегии ограниченного роста, роста, сокращения и комбинированная стратегия развития.
Последние три этапа общего процесса стратегического планирования (выбор, реализация стратегии и оценка ее эффективности) во многом подобны трем другим управленческим функциям: принятия решения, организации управления, оценки и контроля.
6.3. Типология планирования и его принципы
Стратегию деятельности из предельно общего вида превращают в систему более частных и пригодных для непосредственного исполнения видов плановых заданий. Классифицируются они по различным критериям. Главная классификация основана на сочетании двух важнейших критериев: процессуальном и иерархическом. Первый означает связь какого-либо типа плана с определенной фазой планирования, второй вскры-
вает соотношение выделяемых типов планов по их значимости. Производным от этих критериев является параметр обобщенности планов. Эта классификация содержит такие понятия, как политика, тактика, методы, процедуры, курс действий, правила и программы. Вместе с понятиями миссии организации, ее целей и задач они образуют «каркас» всего процесса планирования, одновременно являясь основными уровнями его иерархии.
В теории управления существует ряд общеорганизационных принципов, которым должно удовлетворять оптимальное планирование.
Принцип ограничивающего фактора. Чем больше учитываются при планировании факторы, ограничивающие достижение целей, тем более обоснованным и четким будет выбор стратегических альтернатив.
Принцип взятых обязательств. Рациональное планирование надо ограничить периодом времени, необходимым для выполнения плановых обязательств.
Принцип гибкости. При более гибких планах меньше вероятность убытков. Придание планам большей гибкости требует дополнительных затрат, которые необходимо учитывать при планировании.
Принцип «навигационных изменений». Руководитель должен периодически сверять реальные события с ожидавшимися и пересматривать планы для успешного продвижения к намеченной цели.
Принцип содействия достижению целей. Главная задача планов — обеспечение конечных целей организации.
Принцип эффективности планов. Наиболее эффективным считается тот план, который больше способствует достижению целей, если учитывать расходы и нежелательные последствия, связанные с самим процессом планирования.
Принцип первичности планирования. Выполнению всех иных функций логически предшествует планирование (в широком смысле — как стратегическое).
Принцип плановых предположений. Планирование в масштабе всей организации будет наиболее эффективным при максимальной согласованности частных плановых предположений.
Принцип структуры, стратегии и политики. Структура планов организации тем эффективнее, чем лучше поняты стратегия и политика.
Принцип согласования во времени. Планы будут тем более результативны по отношению к поставленным целям, чем в большей степени они будут направлены на разработку согласованной по времени сети производственных программ.
Различные аспекты планирования влияют на психологические свойства руководителя. В то же время на реализацию функции планирования влияют общие психологические закономерности. Психологическим содержанием процесса планирования выступают эти два встречных влияния.
Глава 7 ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ