Предыстория науки управления

Ревская Н. Е.

С50 Психология менеджмента. Конспект лекций.— СПб.: Альфа, 2001.—240 с.

ISBN 5-87062-087-2

Рекомендуется студентам, преподавателям, аспирантам психологических фа­культетов высших учебных заведений, а также практикам-менеджерам.

ISBN 5-87062-087-2О Издательство «Альфа», 2001

Раздел I

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 1 РАЗВИТИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ

СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К

ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЮ

Определение системы основных управленческих функций

Определение системы основных управленческих функций является наиболее важной и сложной задачей теории управле­ния. Общепризнанным является положение о функциональной

природе управленческой деятельности, тем не менее отсутст­вует целостная система функций руководителя. Создание ее связано с целым рядом трудностей.

1. Большое число и многообразие управленческих функций,
затрудняющие их систематизацию.

2. Четко не определен их набор. В одних случаях выделяют
наиболее важные функции, которые уже были определены в
«административной школе», в других — и иные многочислен­
ные функции (психотерапевтическая, арбитражная).

3. Разная степень обобщенности функций. Это ведет к тому,
что в общем перечне рядом находятся функции заведомо раз­
ного уровня, а это создает путаницу.

4. Взаимосвязь и взаимопроникновение функций затрудняет
их выделение.

5. В деятельности руководителя существуют базовые функ­
ции (первичные) и производные от них (вторичные). Это, на­
пример, функция организатора. Она интегрирует в себе ряд
других: планирование, принятие решения, контроль, мотиви­
рование.

6. Различие функций по их направленности. Это — социо-
технический характер любой организационной системы и на­
личие в ней качественно различных компонентов: людей и тех­
нологий.

7. Система функций зависит от содержания конкретной дея­
тельности и должностного положения руководителя в «конти­
нууме управления».

Если в основу системы управленческих функций положить несколько критериев, то трудности можно преодолеть. Крите­рии эти определяются содержанием деятельности руководите­ля и зафиксированы в понятии «основные измерения управлен­ческого труда» (понятие «измерение» здесь не тождественно его значению, использованному в подходе Г. Юкла).

Классифицируются управленческие функции по четырем категориям, группам.

Первая группа — деятельно-административные функции.




Вторая группа — кадровые функции.

Третья группа — производственно-технологические функ­ции.

Четвертая группа — производные (синтетические) функции (интеграционная, стратегическая, представительская, консуль­тативная и др.).

Каждая из этих функций включает в себя два плана реализа­ции: индивидуальную деятельность руководителя по их осуще­ствлению и общеорганизационную (подключение иных струк­тур управляемой организации). Рассмотрение каждой функции должно включать в себя ее индивидуальный и общеорганиза­ционный аспекты.

Глава 3 ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ

Сущность организации

Понятие «организация» имеет два основных значения: во-первых — это сама деятельность управления, т. е. процесс согласования индивидуальных деятельностей в плане достиже­ния определенных общегрупповых целей; во-вторых, органи­зация — это определенная структура, состоящая из основных компонентов и стабильных связей между ними.

Основа построения организации — сочетание двух главных принципов: иерархического («вертикального») и координаци­онного («горизонтального»). Первый отражен в понятии «кон­тинуум руководства», представляющего всю управленческую вертикаль от низших уровней руководства до высшего. Содер­жание управленческой деятельности зависит от иерархическо­го уровня руководителя. Координационный принцип — это функциональное разделение труда, закрепленное в системе должностных обязанностей руководителя. Учет функциональ­ного разделения необходим для характеристики содержания деятельности руководителя (что, как и зачем он делает) и его взаимодействий с другими подразделениями. Без этой «гори-

зонтальной составляющей», во многом определяющей комму­никативное пространство организации, практически невозмож­но понять коммуникативную функцию руководителя, лежащую в основе межличностных взаимодействий в организации.

Выбор структуры и ее содержание является важнейшей за­дачей деятельности руководителя. Он является основой специ­альной организационной функции. Структура создается на ос­нове результатов планирования. В теории управления А. Чанд-леромсформулирован тезис, ставший сегодня ее аксиомой: «Стратегия определяет структуру».

В начале XX в. М. Вебер выдвигает концепцию «идеальной бюрократии». Ее иногда считают одной из наиболее полезных идей в истории человечества. Проведенный М. Вебером анализ бюрократических структур является уникальным описанием сущности современных организаций. Его концепция базирует­ся на ряде основополагающих принципов:

— четкое разделение труда и квалифицированные специа­
листы в каждой области;

— иерархичность уровней управления (подчиняемость ниж­
них уровней вышестоящим уровням и контроль с их стороны);

— наличие системы правил и стандартов для выполнения
должностных обязанностей членами организации;

— организация — система должностей, а не объединение
людей;

— подбор исполнителей, обладающих квалификацией, не­
обходимой для выполнения определенных должностных обя­
занностей.

К числу главных недостатков этой концепции относятся сле­дующие:

1) чрезмерная значимость стандартных норм и правил;

2) решение возникающих проблем на основе прецедентов в
прошлом;

3) инерционность в согласовании планов и принятии реше­
ний;

4) замедленная реакция на изменения (внешние и внутрен­
ние);

5) иммунитет к инновациям;

6) неспособность к саморазвитию.

Иерархические структуры

Недостатки классической бюрократической организации вызывают необходимость устранения присущей ей излишней централизованное™ и передачи некоторых функций иным подструктурам. Процесс распределения функций по отдель­ным блокам организации называется департаментализацией (функциональной специализацией). В основе главного, иерар­хического типа структур организации лежит соединение идеи иерархии с понятием департаментализации. Его наиболее из­вестная разновидность — линейно-функциональная организа­ция управления, основой которой является шахтный принцип построения. Организация разделяется по специализированным видам работ (производству, финансам, маркетингу, персоналу и др.). Затем по каждому из них формируется иерархия служб («шахта»), пронизывающая организацию сверху донизу. По вертикальным линиям передаются управленческие полномо­чия, образующие сеть скалярных цепей управления.

Линейно-штабная структура управления — другая разно­видность структур, которой тоже присуще иерархическое строение. Любые из ее уровней предполагают (при сохранении общей иерархии) дополнение по горизонтали и координируют­ся так называемыми штабами, которые успешно реализуют управленческие функции.

Эти два типа структур широко распространены именно в си­лу своей эффективности. Но управление крупной фирмой труд­но (а главное — вредно) пытаться «втиснуть» в 5—6 функцио­нальных подразделений. Им при этом придется координиро­вать слишком большие участки работ, для чего потребуется множество дополнительных уровней. Линейная скалярная цепь станет громоздкой и неэффективной. Поэтому возникает

новый принцип — дивизиональных структур (от лат. divisio — отдел). Согласно ему организация (сохраняя иерархичность структуры) разделяется на элементы и блоки другими, новыми способами (по видам товаров и услуг, по географическим ре­гионам).

В основу класса иерархических структур, разновидности ко­торого были рассмотрены, положен признак субординации.

Основные понятия теории организации

Организациейназывается спланированная и скоординиро­ванная деятельность нескольких людей, работающих на опре­деленных нормативных основаниях, в условиях разделения труда, соблюдения иерархии руководства, стремящихся к дос­тижению общей цели. Два основных плана составляют органи­зацию: 1 — динамический (ее функционирование и управле­ние); 2 — статический, раскрывающийся через ее структуру

(через тип разделения труда и иерархии руководства в этой ор­ганизации.

Три основных параметра характеризуют структуру: слож­ность, формализация и централизация.

Сложность структуры определяется степенью дифферен­циации и интеграции деятельности организации. Известны три типа дифференциации: горизонтальная, вертикальная, а также пространственная распределенность структуры.

Горизонтальная дифференциация характеризуется принци­пом разделения труда в организации и описывает степень спе­циализации ее структурных подразделений и их количество. Деятельность этих подразделений координируется в процессе управления. Они подчиняются друг другу, образуя горизон­тальную сеть управления.

Вертикальная дифференциация — мера разделения органи­зации на иерархически соподчиненные уровни управления. Выражена она в количестве уровней, разделяющих положения руководителя и исполнителей — это управленческая вертикаль организации. В высших учебных заведениях она включает в се­бя шесть соподчиненных уровней: ректор — проректор — де­кан — заведующий кафедрой — преподаватель — студент. Система соподчинения необходима в силу того, что реально руководитель ограничен в своих возможностях, особенно пси­хологических. Эффективно он может координировать лишь часть членов своей организации.

В теории организации существует понятие объема управле­ния (диапазона) — это количество лиц, непосредственно под­чиняющихся руководителю. Оптимальный объем управле­ния — вопрос дискуссионный. Определяющее влияние на него оказывают два фактора: профессионализм работников и слож­ность организационной деятельности. Обычно возрастание сложности задач требует уменьшения объема управления, яв­ляющегося главным фактором меры вертикальной дифферен­циации организационной структуры. Он определяет число не­обходимых уровней управления, исходя из общей численности

организации. Число иерархических уровней и объем управления взаимосвязаны. Увеличение объема управления ведет к сокра­щению числа уровней управления, а его уменьшение требует введения новых уровней иерархии, увеличивая их общее коли­чество.

Выделяют «плоские» иерархии, состоящие из двух-трех уровней, и «глубокие», предполагающие их большое число.

Пространственное распределение как характеристика структуры относится к организациям, строящим свою деятель­ность по региональному принципу. Выражается оно в числе ре­гиональных подразделений, в среднем расстоянии между ни­ми, в соотношении числа работников этих подразделений и числа управленческого персонала в центральном представи­тельстве. Для успешного функционирования организации все ее отделения должны быть специализированы (дифференциро­ваны) и объединены в целостность (интегрированы). Иерархия при этом — главное интеграционное средство, она обеспечива­ет целостность и управляемость всей структуры организации. Она же является способом согласования дифференцирующих и интегрирующих процессов, тесно связанных в организацион­ных структурах.

Есть и другие интеграционные средства, которые как бы встроены в структуру организации. Это — система правил внутриорганизационного функционирования; такая же систе­ма процедур для решения наиболее повторяющихся, типичных организационных задач; совещания между подразделениями; работа межфункциональных групп и сквозных комитетов и, на­конец, эффективная система внутриорганизационных комму­никаций в целом. Не только коммуникативная, но и все другие управленческие функции также способствуют повышению интегрированности структуры организации.

Формализация структуры — степень нормативной предпи-санности, методологической стандартизированности структу­ры. Второй обобщающий параметр, как видно из его определе­ния, также носит комплексный характер и включает в себя ряд

2 Зак.95 33

аспектов. В психологическом плане важно, что любая органи­зационная структура состоит из двух частей: формальной и не­формальной. Они взаимодействуют и как бы «накладываются» друг на друга, а не разделены четко. Руководитель должен уме­ло использовать объективные законы возникновения и функ­ционирования неформальной организации таким образом, что­бы она не мешала работе формальной организации.

Централизация — третий, обобщающий параметр структу­ры. Определяется и измеряется она через организацию функ­ции принятия управленческих решений. Централизация тем выше, чем в большей мере эта функция сконцентрирована на высшем уровне. Наоборот, чем большей свободой принятия ре­шений обладают другие уровни, тем выше децентрализация. Основные признаки «централизации — децентрализации»:

— количество решений, принимаемых на нижестоящих
уровнях;

— важность этих решений;

— последствия этих решений;

— объем контроля работы подчиненных.

Выбор степени централизации определяется рядом основных факторов: профессионализм работников, уровень их мотивации, масштабы организации, сфера и характер ее деятельности и др. Тенденция развития современных организаций состоит в их демократизации, переходе от директивно-централизованного стиля управления к «соучаствующему» (партисипативному).

Преимущества централизации.

При централизации лучше контролируются и координиру­ются специализированные функции, уменьшается количество ошибочных решений. Отделы организации растут и развива­ются равноценно, а не за счет друг друга или организации в це­лом. Более экономно используется опыт персонала централь­ного административного органа.

Преимущества децентрализации.

Невозможно централизованно управлять особо крупными организациями, поскольку для этого требуется огромное коли­чество информации. Следствие этого — сложность процесса принятия решения.

При децентрализации решения принимает тот руководи­тель, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и луч­ше всех ее знает.

Децентрализация стимулирует инициативу, помогает подго­товке молодого руководителя к более высоким должностям. Она дает ему возможность принимать самостоятельные реше­ния в самом начале карьеры.

Структура организации, управляемая руководителем, сама определяет во многом содержание его деятельности. Это за­ключается в следующем:

1. Иерархическое место руководителя в организации опре­
деляет основные функции его управления.

2. Иерархическое место влияет также на меру развернуто­
сти этих функций.

3. Содержание деятельности руководителя (особенно
производственно-технологические функции) определяет его
принадлежность к какой-либо «ячейке» горизонтальной сети
организации.

4. На выбор стратегии и тактики управления влияют класс и
особенно тип структуры.

5. В основе кадровых функций лежит структура, определяя
требования к профессиональному составу работников.

6. Структура порождает специфический для нее тип руково­
дителя и подчиненного (психологический симптомокомплекс
черт личности).

7. Требования различных структур к психологическим каче­
ствам руководителя и исполнителя нетождественны.

8. Выбор структуры — суть организационной деятельности
руководителя.

Глава 4 ФУНКЦИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Типология целей организации

Цели организации различаются по использующимся в них критериям.

Главный параметр системы целей организации — их иерар­хичность. По иерархическому статусу цели классифицируются на четыре основных типа: цели руководства высшего, среднего и низшего уровней и индивидуальные цели исполнителей.

Цели среднего уровня играют большую роль в этой иерар­хии, поэтому существует еще одна классификация целей орга­низации — по признаку отнесенности к основным структур­ным подразделениям. Это — разделение целей на производст-

венные, финансовые, перспективные, кадровые, инновационные, исследовательские, административные.

Другое основание классификации целей основано на функ­циональном критерии. Оно характеризует в основном деятель­ность руководителя. Любая из его целей соотносится с опреде­ленной управленческой функцией, а система этих функций вы­ступает основанием для еще одной типологии целей.

По критерию временной перспективы цели классифициру­ются как долгосрочные (перспективные), среднесрочные и краткосрочные. Долгосрочные цели (1-й уровень) определяют среднесрочные (2-й уровень), которые задают краткосрочные цели (3-й уровень).

Часто временная классификация целей тесно связана с клас­сификацией целей по критерию их значимости. Выделяются три основных типа целей: стратегические, тактические и опе­ративные.

По содержанию выделяются экономические, организацион­ные, научные, социальные, кадровые, технические, политехни­ческие и иные цели.

Подразделяются цели также на две обобщающие группы — внешние и внутренние цели организации.

Классифицируются цели организаций и по признаку очеред­ности их реализации: неотложные (особо приоритетные), перво­очередные (приоритетные) и отсроченные.

Цели подразделяются на количественные и качественные. Например, «увеличение рентабельности на 15%» — количест­венная цель, а «проведение структурной реорганизации адми­нистративного аппарата» — качественная.

Цели организации разделяются также на повторяющиеся {стереотипные ) и разовые {адаптационные).

Классификация по признаку приуроченности к определен­ным стадиям существования организации включает в себя че­тыре категории целей: связанные с проектированием и созда­нием системы управления, ее развитием, устойчивым, зре-

лым функционированием и завершением жизненного цикла системы.

Рассмотренные классификации целей относятся к их обще­организационным критериям. Наряду с ними существуют также три основных психологических критерия их классификации.

1. Разделение целей на глобальные (общеорганизационные),
локальные (групповые) и индивидуальные.

2. Различение целей по четкости их постановки: структури­
рованные (well-defmited goals) и неструктурированные (поп-
structurited goals).

3. Различение формальных и реальных целей индивидов и
групп, входящих в организацию (Ч. Барнард).

Большое разнообразие и разномасштабность рассмотрен­ных классификаций определяют многоплановость содержания деятельности руководителя и ее сложность.

Требования к реализации функции целеполагания

Требования, предъявляемые к любому из типов целей, за­фиксированы в понятии «основные характеристики целей».

Главная характеристика «хорошо поставленной» цели — ее определенность, имеющая два аспекта: объективный и субъек­тивный.

Определенность в объективном плане означает четкость фор­мулировки цели, конкретность в способах ее задания и содержа­ния. Необходимо представление цели, когда это возможно, как в качественном, так и в количественном виде (требование измери­мости цели). Это обеспечивает объективность проверки степени достижимости цели. Субъективно определенность означает точ­ное восприятие цели исполнителями именно в том смысле, в ка­ком она была первоначально сформулирована.

Реалистичность — другая важная характеристика целей. Руководитель, будучи заинтересован в максимизации и услож­нении целей, должен знать и уметь учитывать реальные воз­можности исполнителей.

Очень важным в психологическом отношении является свойство обоснованности, являющееся решающим условием превращения формальной цели в реально воспринимаемую.

Понятие «взаимно-поддерживающий характер целей» явля­ется ключевым параметром их совокупности. Для эффективно­сти достижения целей организации необходимо, чтобы дейст­вия по их реализации не мешали друг другу, а, наоборот, спо­собствовали этому.

Для обеспечения успешного управления необходима дос­тупность целей контролю. Это — требование верифицируемо-сти, т. е. проверяемости целей.

В практике управления выработались некоторые правила формулировки целей, носящие, в основном, эмпирический ха­рактер. Они базируются на психологических закономерностях целеполагания.

1. Разведение понятий целей и задач является психологиче­
ски очень значимым. При формулировании целей нельзя под­
менять их конкретизированными задачами. Такая подмена ско­
вывает свободу подчиненных, отрицательно влияет на эффек­
тивность их деятельности.

2. Цели должны представлять разумный компромисс между
общеорганизационными и индивидуальными интересами.

3. По степени сложности цель должна быть чуть выше реаль­
ных возможностей исполнителей, тогда успех реализации бу­
дет максимальным и, что очень важно, деловые качества ис­
полнителей будут постоянно развиваться.

4. При формулировке целей очень важны количественные
правила, нормы. Они бывают двух видов: временные и объем­
ные. Временные устанавливают оптимальный срок для достиже­
ния целей, наиболее приемлемые сроки реализации и с экономи­
ческой, и с психологической точки зрения. Очень отдаленные
по времени цели обладают малым мотивационным потенциа­
лом, слишком близкие — тоже неэффективны. Считают, что
временной оптимум примерно составляет 1 год. Оптимальное
число одновременно выполняемых целей чаще всего 4—5.

Большинство из рассмотренных требований к целям в соб­ственно психологическом плане связаны с необходимостью ак­тивизации мотивационного потенциала исполнителей.

Общеорганизационные правила.

1. Цель организации должна содержать детальное описание
конечного результата ее функционирования.

2. Необходимым условием достижения целей вышележаще­
го уровня является реализация целей каждого из нижележащих
уровней.

3. Формулируя цели разных уровней, надо описывать желае­
мые результаты, а не способы их получения.

4. При согласованности в общем виде подцели каждого
уровня должны быть независимы друг от друга.

5. Основой нижнего уровня иерархии целей должны быть за­
дачи, являющиеся формулировкой чисто исполнительских ра­
бот, которые должны быть выполнены определенным спосо­
бом и в установленные сроки.

Функция целеполагания легла в основу наиболее известного подхода к организации всей управленческой деятельности — метода «управления по целям» (management by objectives — МВО). Его суть состоит в том, что управление ориентировано на достижение всех целей и задач организации. МВО — «ори­ентированная на результаты философия управления» (А. Райа).

Возможны два варианта осуществления МВО.

Первый вариант:

1) четкие и краткие формулировки целей;

2) выработка реальных планов их достижения;

3) контроль и оценка работы и результатов;

4) коррекция для достижения планируемых результатов.
Второй вариант:

1) определение полномочий всех руководителей организа­
ции;

2) разработка целей управления в рамках установленных
обязанностей;

3) реальное планирование достижения сформулированных
целей;

4) контроль, оценка работы и результатов, полученных каж­
дым руководителем.

МВО — это децентрализация всех управленческих функций по основным уровням иерархии организации и способ создания высокой мотивации, преодолевающий отрицательные послед­ствия слишком жесткого контроля над исполнением.

Метод МВО, будучи в целом прогрессивным, имеет свои достоинства и недостатки. К числу его неоспоримых преиму­ществ относится то, что он повышает мотивацию, пробуждая личную заинтересованность руководителей средних и низших уровней и исполнителей; децентрализует управление; четко определяет роли исполнителей в структуре управления; выра­батывает эффективные мероприятия по контролю исполнения.

К недостаткам этого метода относится его большая трудоем­кость; частая неспособность руководителей низшего звена к самостоятельной и грамотной постановке целей; объективные трудности постановки целей, особенно качественных.

В настоящее время все более популярным становится ме­неджмент-аудит, еще один связанный с МВО подход к органи­зации управления. Это — исследование всех аспектов работы организации для выработки рекомендаций по изменению прак­тики менеджмента и сокращению расходов и издержек произ­водства.

Особенностью управленческой деятельности является то, что большинство ее функций имеют прямые аналогии в струк­туре психики субъекта.

Существует, например, самостоятельный психический про­цесс целеобразования (гл. 4). Это относится и к другим функци­ям: прогнозированию, планированию, принятию решения и т.п. В психологии есть процессы с аналогичными названиями. Эти процессы объединяются понятием регулятивных психических процессов (гл. 19). Это — психологические механизмы реали­зации соответствующих им управленческих функций.

Глава 5 ФУНКЦИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

И его «барьеры»

Коммуникативная функция, реализуемая руководителем, является непрерывной цепью отдельных коммуникативных процессов, имеющих сходное строение и принципы организа­ции. В общем понятии коммуникативного процесса акцент де­лается на его формальной организации, включающей в себя два аспекта — структурный и собственно процессуальный.

Процесс коммуникации включает в себя семь основных структурных компонентов: отправитель, сообщение, получа­тель, канал коммуникации, «шум» (совокупность помех), об­ратная связь, коррекция.

Процесс коммуникации в своем развертывании проходит четыре основных этапа: возникновение намерения, оформле­ние идеи, собственно коммуникативный акт, декодирование (понимание смысла) сообщения получателем.

• Основные компоненты коммуникации имеют стабиль­ную — инвариантную — последовательность, приобретаю­щую благодаря обратной связи и коррекции замкнутый, кольце­образный характер.

Принцип «кольца» обеспечивает результативность комму­никаций в целом, обеспечивая контроль над ее эффективно-

стью и повтор всего цикла в случае неудачи при первой его реа­лизации.

Трудности и источники ошибок («барьеры») коммуникаций разнообразны, так же как и многообразна сама психика.

Перцептивно-интерпретационные ошибки (обусловленные восприятием). Одна и та же информация воспринимается по-разному и даже активно отторгается в зависимости от опы­та, сферы профессиональной компетенции, интересов и много­го другого.

Диспозиционные ошибки объясняются различиями в соци­альных, профессиональных и жизненных установках людей, участвующих в коммуникативном обмене.

Статусные ошибки происходят из-за больших различий в организационном статусе коммуникантов. «Высокому началь­ству» не всегда легко понять нужды «простых рабочих».

Семантические барьеры могут появляться из-за того, что языковые понятия обладают свойством полисемичности (многозначности), вызывая неоднозначность понимания го­ворящим и слушающим.

Невербальные преграды. Жесты, мимика, интонация, манера коммуникативного поведения и другие невербальные средства играют заметную роль при контактах всех видов, являясь еще более многозначными, чем вербальные. Поскольку они исполь­зуются, как правило, совместно, то неправильное восприятие невербальных знаков может привести к ошибочному понима­нию словесного сообщения.

Неэффективная обратная связь — еще один источник оши­бок коммуникаций.

Плохо сформулированное сообщение. Двусмысленность рас­поряжений, косноязычие являются самыми распространенны­ми и очевидными причинами ошибок коммуникаций.

Потери информации в коммуникационных циклах. Это про­исходит, если сообщение очень длинное и громоздкое, отсю­да — требование лаконичности. До 30% информации искажа-

ется и даже теряется при передаче по вертикальной коммуника­ционной цепи.

Фальсификационные ошибки. Например, предоставление вышестоящему лицу необъективной информации в корыстных целях.

Преждевременная оценка дается, когда слушающий делает эмоциональную оценку сообщению, не дождавшись его окон­чания.

«Ошибки страха».

Все эти «барьеры» и ошибки — негативные факторы, ме­шающие реализации функции коммуникации, для повышения эффективности которой необходимо их преодоление.

Существуют общие правила и принципы построения эффек­тивных коммуникаций. Наиболее общее правило — не присту­пать к передаче идеи до тех пор, пока она не станет до конца по­нятна самому себе.

Правило «постоянной готовности к непониманию» и допу­щения за исполнителями «права на непонимание». Руководи­тель часто заблуждается, считая, что его нельзя не понять. Од­нако многообразие «барьеров» часто приводит к неполному и неточному пониманию.

Правило конкретности. Не следует употреблять двусмыс­ленные, расплывчатые выражения и слова, перегружать сооб­щение профессионализмами.

Правило контроля за невербальными сигналами. Необходим контроль за мимикой, жестами, интонацией, позой.

Правило адресата. Надо стараться говорить на языке собе­седника, учитывая его уровень — жизненный, профессиональ­ный, культурно-образовательный.

Правило «собственной неправоты». Необходимо допускать ошибочность личной точки зрения.

Правило «места и времени». Эффективность руководящих распоряжений возрастает при их своевременности и выборе наиболее благоприятной обстановки, в которой они реализу­ются.

Правило активного и конструктивного слушания, правило обратной связи.

Также в теории управления существуют три наиболее об­щих принципа эффективной коммуникации: ясности, целост­ности и стратегического использования неформальной органи­зации.

Соблюдение этих правил и принципов способствует реали­зации функции коммуникации в управленческой деятельности, определяет ее содержание и специфику.

Глава 11 ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ

Функции

Контроль является атрибутом любой системы управления, средством и механизмом обеспечения ее функционирования. Он встроен во все управленческие функции и наиболее выра­жен в конце их реализации. Важнее контроля только планиро­вание.

Наиболее эффективен контроль, когда он активен, не сво­дится лишь к констатации ошибок, а включает в себя средства и механизмы их устранения. Это обеспечивается при помощи коррекционной функции, тесно связанной с контролем. Кон­троль распределен по всей управленческой деятельности, включая в себя следующие основные аспекты:

— контроль как общий принцип систем управления;

— контроль как необходимый компонент деятельности всех
групп и членов организации;

— контроль как специфическая функция специализирован­
ных подразделений организации;

— контроль как аспект деятельности руководителя;

— контроль как непосредственная обязанность руководите­
ля.

Три первых аспекта носят общеорганизационный характер, два последних связаны с содержанием функции контроля в дея­тельности руководителя.

Наиболее общими являются три основных типа контроля: опережающий, текущий и заключительный. Первый тип счи­тается важнейшим и определяется сутью активной (наиболее эффективной) стратегии управления, состоящей в прогнозиро­вании и предвидении будущего функционирования. Поэтому создание организационных структур, планирование и даже целе-полагание рассматриваются как аспекты контроля. Предвари­тельный, или «опережающий», контроль направлен на три сфе­ры ресурсов — человеческие, материальные и финансовые. Правильно разработанная система контроля, обращенная в бу­дущее, обнаруживает возможные отклонения до их появления.

Текущий контроль происходит в процессе выполнения работ; в нем наиболее полно воплощается принцип обратной связи, позволяющий оценить качество выполнения и внести коррек­тивы, что содействует достижению целей.

Заключительный контроль выполняет двоякую роль: он по­могает решить вопрос о качестве работ и от него зависят различ­ные оценочные процедуры: наказание, поощрение, стимулиро­вание и мотивирование. Поскольку он выполняет мотивирую­щую функцию, с психологической точки зрения руководитель должен наибольшее внимание уделять именно этому типу кон­троля и владеть его методами и правилами.

Далее контроль подразделяется на частичный и полный. В первом случае он затрагивает лишь отдельные аспекты органи­зационной деятельности, касаясь наиболее важных технологи­ческих операций и звеньев. Во втором случае все показатели деятельности и все подразделения управляемой системы под­вергаются контролю. Он более эффективен, но при этом возни­кает проблема его экономичности. Нахождение компромисса между затратами на контроль и мерой его полноты — важней­шее умение руководителя при реализации им контрольной функции. Для этого используется стратегический контроль. Чтобы иметь полное представление о состоянии дел в органи­зации, достаточно контролировать лишь определенные — стратегические — пункты, а не контролировать всё. Сеть этих

пунктов должна стать основой для разработки системы кон­трольных мероприятий, так как она дает сведения о более ло­кальных видах работ.

По признаку систематичности выделяется выборочный и плановый контроль.

По признаку объема контроль бывает индивидуальным, групповым или общеорганизационным.

По направленности контроль подразделяется на результа­тивный и процессуальный. Первый определяет меру достиже­ния поставленных целей, а второй контролирует процесс их достижения.

По степени строгости различают два типа контроля — ко­личественный и качественный (экспертный).

При характеристике контрольной функции вводится поня­тие общего процесса контроля. Любой процесс контроля со­стоит из трех обязательных компонентов: разработка системы стандартов и критериев; сопоставление с ними реальных ре­зультатов работы; проведение коррекционных мероприятий.

На этапе разработки стандартов исполнения устанавливаются два типа оценочных критериев — ориентиры по содержанию (качеству и производительности) и по времени. Полное совпаде­ние стандартов и результатов — большая редкость, поэтому сле­дует определить границы допустимых вариаций (диапазон стан­дартов, допуски). В теории управления существует «принцип исключения»: система контроля должна срабатывать лишь при обнаружении недопустимых отклонений от стандартов.

Функции

Следствием невыполнения основных требований и правил организации контрольной функции являются ошибки контро­ля. Поэтому необходимо соблюдать принципы организации контроля.

Главные принципы организации контроля:

Контроль должен иметь:

1) стратегическую направленность, гибкость, ориентацию
на результат, адекватность содержанию деятельности, просто­
ту, объективность;

2) контроль должен быть нормой, а не кампанией;

3) контроль не должен быть тотальным;

4) контроль должен быть открытым, позитивным, а не т

Наши рекомендации