Концепция интерактивного лидерства
Концепция интерактивного лидерства: Этот подход к изучению лидерства связан с проявлениями особенностей женского стиля руководства.
Цель этого подхода – доказать, что стремление к достижению целей организации расширяет возможности персонала в достижении личных целей. Сторонники теории интерактивной полагают, что лидером может стать любой человек, занимающий соответственное место в системе взаимодействий межличностных. Вопрос о том, кто именно возьмет на себя лидерство, должен решаться с учетом индивидуальных особенностей кандидата в лидеры, личностных характеристик других членов группы и ее структуры, сложившейся ситуации и выполняемой задачи
Ситуационные концепции лидерства
Личностный и поведенческий подходы к лидерству не смогли выявить однозначной зависимости между личными качествами и поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью руководства, с другой. Последующие исследования показали, что важную роль в лидерстве играют дополнительные факторы, формирующие конкретную управленческую ситуацию. Поэтому современная теория лидерства основана на ситуационном подходе. Руководитель должен уметь вести себя по-разному в разных ситуациях.
Ситуационная модель руководства П. Херси и К. Бланшарта. Ситуация складывается из трех ситуационных факторов: ориентация на задачу, ориентация на человеческие отношения, зрелость исполнителей. Берутся четыре разные сочетания этих факторов, которые определяют четыре стиля руководства: «давать указания», «поддержка», «вовлечение в принятие решений», «делегирование полномочий».
Известны также ситуационная модель Ф. Фидлера, подход «путь-цель» Митчелла-Хауса, модель принятия решений Врума-Йеттона.
также см. ответы 21-23
Понятие стиля лидерства
Стиль руководства/лидерства - типичная для руководителя/лидера система приемов деятельности, используемая в работе с членами группы. Стили лидерства рассматривали К. Левин, Блейк и Моутон, Херси и Бланшарт и др.
Левин выделил три основных стиля руководства/лидерства:
- авторитарный (директивный): деловые, краткие распоряжения; запреты без снисхождения, с угрозами; четкий язык, неприветливый тон; похвала и порицания субъективны; эмоции игнорируются; позиция лидера - вне группы; дела в группе планируются заранее во всем их объеме; определяются лишь непосредственные цели, дальние неизвестны; голос руководителя решающий.
- демократический (коллегиальный): инструкции в форме предложений; товарищеский тон; похвала и порицание с советами; распоряжения и запреты с дискуссиями; позиция лидера - внутри группы; мероприятия планируются не заранее, а в группе; за реализацию предложений отвечают все; все разделы работы не только объявляются, но и обсуждаются.
- попустительский (разрешительный, либеральный): отсутствие похвалы, порицаний; никакого сотрудничества; позиция лидера - незаметно в стороне от группы; дела в группе идут само собой; лидер не дает указаний; работа складывается из отдельных интересов участников группы.
Блейк и Моутон выделили 5 стилей руководства на основе схемы «соотношения ориентация на задачу»/»ориентация на людей»
- «нищее» управление - руководитель прилагает минимальные усилия, достаточные лишь для того, чтобы сохранить организацию;
- «уютное» управление - внимательное отношение к людям, что создает приятную, дружественную атмосферу в организации (атмосферу "загородного клуба");
- подчинение руководству - руководитель обеспечивает высокий уровень функционирования организации, при этом пренебрегая интересами людей;
- компромисс - баланс между необходимостью выполнять работу и поддерживать моральное состояние людей на удовлетворительном уровне;
- коллективное управление - выполнение работы осуществляется преданными делу людьми, понимающими цели организации, что создает отношения доверия и уважения.
Теория Херси и Бланшарта устанавливает четыре стиля лидерства, соответствующих уровню зрелости персонала:
- высокая ориентация на задачу и низкая на людей (давать указания);
- одинаково высокая ориентация на задачу и людей (продавать);
- низкая ориентация на задачу и высокая на людей (участвовать);
- одинаково низкая ориентация на задачу и людей (делегировать).