Управление конфликтами, стрессами и пути их нейтрализации в коммерческой организации.

Конфликт – отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами; столкновение в сфере общения, вызванное противоречивыми целями, установками, поведением людей.

Типы конфликтов:

1.внутриличностный

возникает, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования. Конфликт может явиться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку.

2.между личностью и группой

этот конфликт может возникнуть, если отдельная личность займёт позиции, отличающиеся от позиций группы, в то время как производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки.

3.межличностный

чаще всего проявляется в виде борьбы за ограниченные ресурсы, статусы, место в управленческой иерархии. Может проявляться как столкновение между личностями с различными чертами характера, взглядами и ценностями.

4.межгрупповой

возникает между формальными и неформальными группами.

Последствия конфликтов:

Функциональные – проблема может быть решена таким путём, который приемлем для всех сторон, и в результате люди будут чувствовать свою причастность к решению проблемы. Это располагает стороны к сотрудничеству. Конфликт может уменьшить возможности группового мышления синдрома покорности, что способствует улучшению качества принятия решений.

Дисфункуциональные:

-рост чувства неудовлетворённости у персонала, усиление текучести кадров, снижение производительности

- меньшая степень сотрудничества в будущем

- сильная преданность своей группе и усиление негативной конкуренции с другими группами

- представление о своих целях как о положительных

- придание большего значения «победе» в конфликтах, чем решению реальной проблемы

Процесс разрешения конфликта включает в себя следующие этапы:

1. Определение основной причины конфликта

2. Определение вторичных причин конфликта – необходимо выявить повод, позволивший перейти к открытой конфронтации

3. Поиск путей разрешения конфликта – на этом этапе необходимо решить следующие вопросы

– для чего требуется разрешить данный конфликт?

– что для его разрешения может сделать каждый из оппонентов?

4. Совместное решение о выходе из конфликта – разработка компромиссного решения для всех участников конфликта

5. Разрешение конфликта – устранение причин конфликтной ситуации

6. Оценка эффективности усилий

Стратегии поведения оппонентов в конфликтной ситуации:

Стиль разреше­ния конфликта Характеристика
Уклонение Человек старается уйти от конфликта или ста­рается не попадать в ситуации, провоцирующие возникновение противоречий.
Сглаживание Апеллируя к солидарности, «сглаживатель» ста­рается не выпустить наружу признаки конфликта. Может наступить мир и гармония, но проблема останется. Растет вероятность того, что в конце концов произойдет взрыв.
Принуждение Лицо, использующее такой стиль, обычно ведет себя агрессивно, пытается заставить принять свою точку зрения любой ценой. Стиль эффекти­вен, когда менеджер имеет значительную власть над подчиненными.
Компромисс В результате реализации данной стратегии выигрыши и проигрыши делятся примерно пополам.
Решение про­блемы Означает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зре­ния, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. В сложных ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация являются существенными для принятия решений, появление конфликтов надо поощрять и управлять ситуацией, используя данный стиль.

Эффективный менеджер должен владеть способами преду­преждения конфликтов:

- создание хороших условий деятельности, четкое распреде­ление функций, прав, ответственности, согласование интересов работников;

- выявление потребностей работников и создание условий для максимального их удовлетворения;

- формирование рабочих групп с учетом личной совмести­мости, применение адекватного стиля руководства;

- своевременное обнаружение противоречий и разногласий и их разрешение на основе переговоров.

Стресс — постоянная и естественная реакция организма и психики человека на проблемную ситуацию в виде перегруппировки физических и нравственных сил.

Причины стресса:

- служебные проблемы, семейные переживания и финансо­вые трудности (61% случаев);

- «психологического» характера (32% случаев);

- серьезные заболевания (7% случаев).

Со временем под влиянием прогрессирующей напряжен­ности труда у каждого человека складывается «своя» группа сигналов стрессоров.

1. неспособность сосредоточится на работе

2. частые ошибки

3. ослабление памяти

4. постоянная усталость

5. неестественно быстрая или медленная речь

6. повышенная возбудимость или обидчивость

7. злоупотребление вредными привычками

8. потеря чувства юмора…

Разновидности стресса:

1. физиологический стресс – вытекает из физического переутомления, вызванного перегрузками, недосыпанием и недоеданием

2. психологический стресс – вызывается неблагоприятными отношениями с окружающими

3. эмоциональный стресс – случается из-за излишне сильных чувств

4. информационный стресс – возникает у человека, обладающего слишком большим или маленьким объёмом информации

5. управленческий стресс – возникает, когда ответственность за действия слишком велика и не соответствует должности или моральной устойчивости.

Пути преодоления стресса могут быть различными.

1. Если человек будет довольствоваться правилом: «поступай так, чтобы завоевать любовь других, вызвать расположение и доброжелательное отношение окружающих», он создает для себя максимум психологического комфорта и возможность успеха.

2. Стремясь к хорошим отношениям с окружающими, все же не заводите дружбы с «трудными», несдержанными людьми.

3. Цените радость подлинной простоты жизненного уклада: на­пыщенная искусственность вызывает неприязнь у окружающих.

4. С какой бы жизненной ситуацией Вы не столкнулись, подумайте, стоит ли сражаться.

5. Физические упражнения, заряжающие организм бодро­стью и энергией.

6. В каждом виде достижений есть своя вершина, стремитесь к ней и довольствуйтесь этим.

7. Постоянно сосредоточивайте внимание на светлых сторо­нах жизни; лучший способ уменьшить стресс — это отвлечься, «профилактика радостью».

Наши рекомендации