Подходы к формированию, методы поддержания, методы изменения и методы развития организационной культуры. Модели измерения влияния культуры на организационную эффективность.
Процесс формирования Орг культуры (ОК) - это совокупность отдельных видов деят-ти, направленных на разработку системы норм, правил, ценностей, представлений в интересах достижения стоящих перед орг-й целей. 4 подхода к форм-нию ОК:1)Внутренний- акцентирует внимание: *на миссии орг-ии; *политике управления персоналом; *принципах отбора персонала; *приемах, методах управления персоналом; *удовлетворении потребностей членов орг-ии (материальных, духовных). 2)Когнитивный - планирование карьеры и развитие персонала на всех уровнях иерархической стр-ры орг-ии и сочетание в себе развития орг-ии в целом, и каждого ее члена в частности. 3)Символический- особый язык взаимоотношений, сис-мы: *ритуалов *церемоний *знаков *др элементов фирменного стиля орг-ии, идентифицирующих ее и отражающих ее историю, ценности и нормы. 4)Побуждающий -сис-ма мотивации, принятой в орг.
Методы поддержания ОК:1)поведение руководителей; 2) реакция руководства на критические ситуации и организ-ые кризисы; 3)моделирование ролей, обучение и тренировка персонала; 4)критерии, лежащие в основе назначения и продвижения по службе; 5) сис-ма стимулирования; 6)критерии отбора в орг-ии; 7)корпоративная символика.
Методы изменения и развития ОК:1)изменение объектов, предметов внимания со стороны менеджеров; 2)изменение стиля управления кризисом или конфликтом; 3)перепрофилирование ролей; 4)изменение фокуса в программах обучения; 5)совершенствование критериев стимулирования; 6) смена акцентов в кадровой политике и организационной символики.
Модели измерения влияния куль-ры на орг эфф-ть:Процессная модель Сате- влияние кул-ры на орг жизнь в рамках 7 процессов: 1)процесс кооперации м\д сотрудниками 2)процесс принятия решения 3)процесс контроля – способствует ли куль-ра созданию эфф-ых методов контроля; 4)процесс коммуникации – способствует ли куль-ра улучшению коммуникаций м\д членами орг-ии; 5)процесс посвященности орг-ии 6)процесс восприятия окр среды 7) процесс оправдания поведения работника – способствует ли куль-ра объективному восприятию руководством поведения работника, идущего на риск в интересах организации.
Модель совершенства Питерса–Уотермана. 8 факторов полож-го влияния куль-ры на эфф-ть работы орг-ии: 1)склонность к действию 2)ориентация на потреб-ля 3)автономия и предприним-во 4)человеческий фактор: люди опред-т произв-сть и качество 5)практичность, верность миссии 6)принцип «оставайся с вязанием»: держись того дела, что знаешь 7 )простота стр-ры, небольшой штат 8)сочетание свободы и сплоченности.
Модель конкур-щих ценностей Куинна – Рорбаха. Влияние культуры на эфф-ть с использованием модели конкурирующих ценностей, включ следующие 3 измерения: 1)интеграция – дифференциация: степень, с кот в орг-ии делается упор в сторону контроля, либо в сторону гибкости (нововведения, адаптация, изменения). 2)внутренний фокус – внешний фокус: ориентация интереса на внутренние проблемы орг-ии, либо преобладание интереса к укреплению положения орг-ии во внеш среде. 3)средства/инструменты – результаты/показатели: различие в концентрации внимания, с одной стороны, на процессы и процедуры, а с др – на окончательные результаты.
Контроль как функция управления. Функции, принципы, методы контроля. Виды и этапы контроля. Контроллинг. Требования к эффективному контролю.
Контроль - это вид управленческой деятельности, задачей кот явл-ся количественная и качественная оценка и учет результатов работы орг-ии. Выделяют 2 направления: - контроль для оценки полученного результата; - контроль для принятия мер по корректировке существенных отклонений от плана либо корректировке самого плана.
Функции контроля:1. Выявление отклонений от требований нормативных актов различных уровней.2. Анализ причин отклонений (в т. ч. кадровых). 3. Коррекция (разработка предложений по устранению выявленных нарушений).4. Профилактика (разр-ка мер по недопущению таких нарушений в дальнейшем). 5. Правоохрана (привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушения). Принципы контроля:1. Соответствие кон-ля стратегии орг-ии. 2.Результативность контроля (правильный подбор стандартов контроля, кот адекватно отражают контролируемый предмет). 3. Системность контроля (Контрольные ф-ии должны быть интегрированы во все ф-ии орг-ии и находиться во взаимосвязи). 4. Адаптивность контроля (способность в режиме реального времени перестраиваться под изменения, происходящие на предприятии ). 5. Оптимальность контроля. 6. Экономичность контроль (задача, стоящая перед ним, приносить прибыль).
Методы контроля:метод сопоставления *сравнения факторов *метод обследования процессов *наблюдения *опросы, и т.д. Виды кон-ля:Предварительный контроль -на этапе планирования и формирования стр-ры орг-ии. Текущий контроль - проверка фактических результатов работы. Своевременно выявить отклонения фактического состояния от планового. Заключительный кон-ль – осущ-ся после выполнения определенных работ. Этапы кон-ля:1. Установление стандартов. (Стандарты — это конкретные цели, прогресс в отношении кот поддается измерению) надо опред временные рамки и конкретный критерий, по кот оценивается работа. 2. Сопоставление достигнутых рез-тов с установленными стандартами - менеджер должен определить, насколько достигнутые рез-ты соответствуют его ожиданиям. 3. Принятие необходимых корректирующих действий. Контроллинг — это комплексная сис-ма всех видов кон-ля (контроллинг включает в себя управление рисками (страховой деят-тью предпр-й), обширную сис-му информац-го снабжения предприятия, управление системой реализации стратегического, тактического и оперативного планир-я и сис-му менеджмента кач-ва). Требования к эфф-му контролю:1. Стратегическая направленность контроля (главное условие его эфф-ти) 2. Ориентация на результаты. 3.Соответствие контролируемому виду деятельности (неподходящий механизм контроля может маскировать, а не выявлять важную информацию) 4. Своевременность(выявленные отклонения необходимо устранять, прежде чем они примут серьезные размеры) 5. Гибкость контроля(необходима для приспособления к происходящим изменениям) 6. Экономичность и простота. 7. Ориентированность на человеческий фактор (требует от контроля объективности и доброжелательности).
Коммуникации в управлении: понятие и виды. Основные элементы и этапы коммуникационного процесса. Коммуникационные сети и коммуникационные стили. Требования к эффективным коммуникациям.
Коммуникация- это процесс обмена идеями и информ-й м/у 2 и более людьми, ведущий к взаимному пониманию. Цели коммуникаций:1. Обеспечение эфф-го обмена инф-й м/у субъ-ми и объ-ми управления. 2. Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией. 3. Создание информац-х каналов для обмена инф-й м/у отдельными сотрудниками и группами, и координации их задач и действий. 4. Регулир-е и рационализация информац-х потоков. Виды комм-ии: *межличностные/организац-е комм-ии (на основе устного общения/письменного обмена информацией); *межличностные комм-ии(формальные – опред-ся политикой, правилами, опред орг-ии и осущ-ся по формальным каналам; - неформальные- не следуют общим правилам, осущ-ся согласно сис-ме личных отношений м/у работниками орг-ии); *межличностные ком-ии(вербальные/невербальные); *формальные орг. комм-ии(вертикальные (инф-я перемещается с одного уровня иерархии на др) и горизонтальные (м/у различн подразделениями, предназначающиеся для координации деят-ти различных подразделений)); *вертикальные комм-ии(восходящие/нисходящие). Коммуникационный процесс - это процесс обмена инф-цией м/у 2 или более людьми.Цель - обеспечить передачу и понимание инф-ии, являющейся предметом обмена.
4 базовых элемента коммуникац-го процесса:1. Отправитель — лицо генерирующ идею/ собирающее инф-ю и передающее ее; 2. Сообщение; 3. Канал – ср-во передачи инф-ии (устная передача, совещания, телефонные переговоры, электронная почта); 4. Получатель (адресат) - лицо, кот предназначена инф-я и кот интерпретирует её. Этапы коммуникационного процесса:1. Зарождение идеи или отбор информации; 2. Выбор канала передачи информации;3. Передача сообщения;4. Интерпретация сообщения. Коммуникационная сеть- это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков. Комм-я сеть включ потоки посланий или сигналов м/у 2 или более индивидами. Сеть состоит из вертикальных( от нач-ва к подчин-м), горизонтальных (м/у = по ур-ню) и диагональных связей (с др начальниками, др подч-ми). Типы сетей: “кружок” члены группы могут коммуницировать то-ко с теми, кто расположен рядом с ними.“колесо” подчиненные коммуницируют друг с другом ч/з своего начальника. Типа “Y”. Централизованные сети, эфф-ны, если решаются простые проблемы. “цепочка”нет лидера менее централиз-на. «Всеканальные сети» необходимо участие всех в решении сложных проблем. Коммуникационный стиль - это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимод-е с др.(2 переменные, как открытость по отношению к другим и адекватность обратной связи).
Эффективная коммуникация отвечает следующим требованиям:· достоверности,· реальности,· объективности,· своевременности,· адресности,· обратной связи,· дозированности с т.з. такого критерия как «важное значение для достижения цели организации»,· доступности (прозрачности).