Стратегия александра македонского
Александр Македонский (Александр Великий) (356-323 гг. до н. э.) — царь Македонии с 336 г. до н. э., сын царя Филиппа II, воспитывался Аристотелем [4]. Он завоевал земли до реки Инд, создав крупнейшую мировую монархию древности. Его завоевания знают многие, но лишь специалисты знают о тяжелейшем и величайшем событии в жизни Александра и его воинов во время похода в Персию — о форсировании наводящей ужас пустыни. До него никто не смог этого сделать. Пыталась царица Семирамида со своим войском, но едва спаслась с двадцатью воинами, а от войска царя Ксеркса осталось всего лишь семь человек. Но Александр, воспитанный в традициях гомеровских героев, для которых опасные приключения — идеал жизни, а славная смерть — ее венец, смог совершить этот тяжелейший переход. Его воины вынесли убийственную жару, смертельные укусы ядовитых змей, голод и муки разочарования. После 60 дней мучительного перехода удалось выжить лишь 15 000 из 40 000 человек. Жалкий вид имело это оставшееся войско: истерзанное безжалостной природой, потерявшее веру в себя, похожее на толпу инвалидов. Если бы персы напали на Александра в тот момент, результат десятилетней победной войны был бы аннулирован в короткое время.
Что делает в этой критической ситуации Александр? Он принимает решение о триумфальном шествии с показом драгоценностей и дорогих украшений, которое длится целую неделю! Семь дней беспрерывных празднеств и пьянства, когда забывается все плохое и возвращается вера в свою непобедимость. Так Александр более 2000 лет назад показал, как можно тяжелейшие потери превратить в великий триумф. Он противопоставил известной аксиоме «успехи окрыляют, а неудачи обескураживают» свою стратегию: «Человек, стремящийся к вершине, не должен воспринимать поражение как окончательное, а как призыв к напряжению своих телесных и душевных сил» [5].
Стратегию Александра Великого взяли на вооружение многие полководцы и руководители государств. Ее применяют и в наши дни. Так, в Нью-Йорке Новый 2000 год на площади встречали 12 часов более 1 млн. человек! Разве это не показатель успехов государства? Один из крупнейших экспертов по мотивации Ганс Христиан Альтманн формулирует следующие составляющие стратегии руководства Александра Македонского:
1. Познайте идеальные и ценностные представления ваших подчиненных.
2. Наглядно демонстрируйте образцовое поведение.
3. Следите за настроениями ваших подчиненных.
4. Укрепляйте самоуважение ваших подчиненных.
5. Добивайтесь того, Чтобы успехи ваших подчиненных превращались в переживание общего успеха.
6. Стремитесь к тому, чтобы ваши подчиненные чем-то гордились.
7. Дайте вашим подчиненным возможность мечтать.
8. Ставьте ваших подчиненных в условия полной отдачи.
СТРАТЕГИЯ НЕЛЬСОНА
Горацио Нельсон (1758—1805) — английский флотоводец, вице-адмирал. В 20 лет он получает первую командную должность, а в 24 года становится капитаном фрегата, имея 165 см роста, 66 кг веса и 12 лет стажа службы на флоте. Он «потерял» глаз при десанте в Кальви (о. Корсика) и руку при штурме гавани Санта-Крус на о. Тенериф, был смертельно ранен в морской битве при Трафальгаре, в той самой знаменитой битве, в которой Нельсон уничтожил французско-испанский флот, что решило исход борьбы за мировое господство и обеспечило превращение Великобритании в «центр морской империи». Эта битва стала также триумфом стратегии Нельсона, в основе которой лежало эффективное сочетание человечности с целеустремленностью, позволившими ему из преступников и подневольных рекрутов создать мужественных и отважных морских бойцов.
С точки зрения Г.Х. Альтманна, стратегия руководства по Нельсону включает следующие моменты:
1. Будьте готовы платить за руководящее положение.
2. Не отрекайтесь от своих сокровенных желаний.
3. Продемонстрируйте мужество деяния.
4. Пусть подчиненные участвуют в процессе принятия решений.
5. Передоверяйте задачи и ответственность вашим подчиненным.
6. Предоставьте вашим подчиненным возможность высших достижений.
7. Заботьтесь лично о каждом из ваших подчиненных.
СТРАТЕГИЯ ЖУКОВА
Георгий Константинович Жуков (1896-1974) — маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза, награжден двумя Георгиевскими крестами [6]. Как полководец суворовской школы, Жуков не проиграл ни одного сражения на поле боя. Особенно расцвел его талант как великого стратега в основных битвах Великой Отечественной войны. Так, в битве за Москву, в результате которой немецкие войска оказались отброшенными от Москвы на запад на 130-150 км, была заложена прочная основа для последующего разгрома фашистской Германии, развеян миф о ее непобедимости. Это была первая крупная стратегическая победа над вермахтом. В последующих битвах за Сталинград и на Курской дуге хребет врага был переломлен. И добит он был в своем логове в ходе Берлинской операции. Жуков 8 мая 1945 г. принял безоговорочную капитуляцию фашистской Германии [7]. Стратегия руководства по Жукову включает такие положения:
1. Ставьте перед собой высокие и благородные цели: служение Родине, своему народу.
2. Посвящайте достижению великой цели всю свою жизнь.
3. Верьте своим подчиненным.
4. Заботьтесь о них.
5. Моделируйте поведение противника.
6. Опирайтесь на достижения технического прогресса.
7. Будьте готовы принять «удар судьбы».
СТРАТЕГИЯ ПАПЫ ЮЛИЯ II
Джулиано де ла Ровере (1445-1513) — глава римской католической церкви в 1505-1513 гг. папа Юлий II, во времена которого рождается грандиозное произведение живописного искусства: роспись свода Сикстинской капеллы Ватикана размером 1000 м2 со 100 композиционными полями и 348 фигурами — мужчин, женщин, детей, на которой представлено 12 основных моментов сотворения мира. Творец этого чуда Микеланджело Буонарроти (1475-1564) не выдержал бы каторжной работы (см. раздел 8.2) под самым куполом капеллы в течение четырех с половиной лет и не закончил бы свое творение, которое он несколько раз бросал, если бы не стратегия папы Юлия II [4].
Ганс Христиан Альтманн формулирует следующие составляющие стратегии руководства по папе Юлию II:
1. При приеме на работу новых сотрудников обратите внимание на их способность выполнять конкретную работу.
2. Проверьте способность ваших сотрудников преодолевать границы своих возможностей.
3. Выполнение сложных заданий должно постоянно сопровождаться вашей личной заинтересованностью, вашим личным участием.
4. Учитесь управлять своими эмоциями в интересах дела.
5. Постарайтесь узнать, какая обстановка является для ваших сотрудников наиболее благоприятной для достижения высокой самоотдачи.
6. Создайте для способных сотрудников условия, которые позволят им превзойти самих себя.
7. Постоянно напоминайте своим сотрудникам об их обязанностях как членов общества.
СТРАТЕГИЯ СЛОУНА
Альфред Слоун стал у «руля» компании «Дженерал моторе», когда она находилась на пороге краха в 1921 г. На ее долю приходилось всего 12% автомобильного рынка США. Только две из восьми моделей автомобилей этой фирмы приносили прибыль. Первое место на автомобильном рынке США принадлежало компании «Форд мотор» — 56% (с одной моделью автомобиля).
Слоун как личность был полной противоположностью Генри Форду. Последний был несгибаемо жесткий, своевольный и интуитивный человек. Стратегия Форда может быть представлена его фразой: «Любой покупатель может получить автомобиль любого цвета, какого пожелает, пока автомобиль остается черным» (за 290 долл.).
Любимыми словами Слоуна стали «концепция», «методология», «рациональность». В 1927 г. компания «Дженерал моторе» захватили 43,5% автомобильного рынка США, оставив «Форду» менее 10%. Великий Форд был побежден более великим соперником.
Стратегия руководства Слоуна включает следующие положения:
1. Слоун начал с предположений о том, как должна выглядеть автомобильная компания на американском рынке. Он вышел : проектом, по которому рынок должны были перекрыть пять моделей автомобилей. Только две из существующих моделей — Бьюик» и «Кадиллак» — соответствовали его планам. Каждая из его моделей была помещена в ту категорию по цене и рабочим характеристикам, где она являлась самой дорогой и лучшей по качеству машиной по сравнению с нижерасположенной категорией и самой простой и дешевой по отношению к вышенаходящемуся классу автомобилей. Проект Слоуна изменил концепцию автомобильного маркетинга и подход к покупателю. Он начал практиковать тотальный маркетинговый подход за 30 лет до того, как появился этот термин.
2. С точки зрения Слоуна как генерального директора компании, основной задачей высшего руководства было обеспечение мотивации ч возможностей для старшего исполнительного персонала: мотивации путем привлечения к участию в составлении планов и возможностей через децентрализацию управления. Но координация также необходима, и хорошее управление заключается в умелом согласовании централизации и децентрализации. Пытаясь получить правильный структурный баланс между этими крайностями, Слоун сформулировал свой кажущийся парадоксальным принцип «координированной, децентрализации». Его целью был координированный контроль за децентрализованными операциями. Координация осуществлялась через комитеты, где шли непрерывные дебаты, в которых каждый мог участвовать, при этом одновременно, по существу, шел процесс обучения персонала. Исполнительная администрация базировалась на четкой ответственности руководителей, реализующих политику развития.
3. Стратегическая цель любой компании, по Слоуну, — получение дохода на вложенный капитал. Если в каком-то конкретном случае в течение длительного периода времени этот доход недостаточно велик, необходимо либо изменить уровень рентабельности, либо отказаться отданного проекта и заняться другим, более перспективным [8].
На претворение в жизнь грандиозного проекта Слоуна ушло почти 15 лет, но с самого начала проект стал приносить результаты. После второй мировой войны Форд взял на вооружение именно эту схему развития и пригласил к себе руководителей из «Дженерал моторе», воспитанных в духе этой стратегии.
Что касается воспитания руководителя, то у Слоуна была отработана четкая система необходимых качеств руководителя:
• умение управлять — постоянное взаимодействие опыта, знаний и воображения;
• приверженность к фактам — неустанный поиск истины;
• открытость мышления — стремление к беспристрастному
анализу;
• смелость — готовность идти на риск, рассчитав его цену;
• справедливость - уважение, прав других людей и организаций;
• принципиальность — стремление отстаивать свою точку зрения;
• лояльность — готовность пожертвовать личным в интересах дела;
• движение вперед — создание условий для лучшего выбора [15].
Если учесть, что компания «Дженерал моторе», начиная с 1927 г. по сей день остается одной из ведущих компаний мира по объему продаж, то сформулированные Слоуном качества руководителей можно назвать эталоном и для нашего времени.