II Горизонтальное и вертикальное разделение труда
В основе формирования ОСУ лежат процессы: специализация, кооперация, разделение труда.
Специализация – избрание какой-либо области деятельности, отрасли знания, сосредоточение на какой-либо отрасли знания и приобретение соответствующих знаний и умений.
Кооперация – форма труда при j несколько работников совместно участвуют в одном и том же процессе труда или м/у собой связанных процессах труда.
Разделение труда – форма сотрудничества при j отдельные участки производственного процесса или гр. участков выполняют определенные дополняющие друг друга трудовые операции.
Разделение труда (РТ) м.б. горизонтальным и вертикальным:
1. Горизонтальное разделение – качественная и количественная дифференциация и специализация трудовой деятельности. По горизонтали труд разделяется по 3-м признакам:
a. f –ый признак б. товарно-отраслевой в. квалификационный
а. f –ое разделение труда находит отражение прежде всего в специализации работников по видам деятельности. В данном случае обособляются отдельные f и выделяются соответствующие работники для их выполнения.
б. РТ по товарно-отраслевому признаку связано со специализацией и выполнением конкретных трудовых операций и процедур.
в. Квалификационное РТ основывается на том, что определение видов трудовой деятельности зависит от сложности работ и необходимой для их выполнения квалификации. В таком случае не д. нарушаться принцип согласно которому ни один работник высокой квалификации не д. делать работу j м. выполнять работник более низкой квалификации. Нарушение этого принципа повышает стоимость работ и ведет к расточительству человеческих рес.
2. Вертикальное РТ определяет вертикальную структуру j состоит из уровней связи, построенных в иерархическом порядке. В укрупненном плане вертикальное РТ осуществляется по следующим направлениям:
а) Общее руководство – выработка и проведение в жизнь главных, перспективных направлений деятельности организации
б) Технологическое руководство – разработка и внедрение прогрессивных технологий. Это рационализация производственных процессов на основе внедрения современных методов управления, а также комплексной механизации и автоматизации пр-ва.
в) Экономическое руководство – стратегическое и тактическое планирование, анализ эк. деятельности организации, внедрение современных эк. методов управления и обеспечение повышения конкурентоспособности организации.
г) Оперативное управление – составление и доведение до звеньев управления и отдельных исполнителей оперативных планов, а также расстановка исполнителей по рабочим местам, их инструктирование, организация систематического контроля за процессом пр-ва.
д) управление персоналом – включает подбор и расстановку, развитие трудовых ресурсов в организации.
III Типы ОСУ
- Линейная ОСУ
Достоинства данной структуры:
А) структура построена по принципу единоначалия (единство распорядительства, подчинения и ответственности)
Б) данная структура содержит небольшое кол-во связей => в ней созданы условия для более оперативного принятия решений
Недостатки данной ОСУ:
А) большая загрузка первого руководителя
Б) не применима на средних и крупных предприятиях
- Функциональная ОСУ (Ф. Тейлор)
Достоинства данной структуры:
А) в данной структуре созданы функциональные звенья => созданы условия для более качественного принятия решений
Б) уменьшилась загрузка первого руководителя
Недостатки данной ОСУ:
А) нарушен принцип единоначалия
Б) созданы объективные условия для проявления субъективного фактора
В) большое кол-во связей, что отрицательно сказывается на оперативности и качестве принимаемых управленческих решений
Г) большая загрузка линейных руководителей
- Линейно-функциональная ОСУ:
Достоинства данной структуры:
А) построена по принципу единоначалия
Б) устранены все недостатки функциональной ОСУ
Недостатки данной ОСУ:
А) увеличилась загрузка первого руководителя
Б) оторванность деятельности функциональных звеньев от деятельности линейных звеньев управления, что отрицательно сказывается на качестве принимаемых управленческих решений
Разновидности линейно-функциональной ОСУ:
В этой структуре функциональные звенья м. давать распоряжения линейным звеньям управления, но по ограниченному кругу вопросов, но несущественным (# изменение сроков подачи документов, изменение расчетов какого-либо показателя). В тоже время соблюдается принцип единоначалия и установлена связь м/у функциональными и линейными звеньями управления.
а) блочная б) штабная в) ограниченного функционализма
В РФ существует 2 вида ограниченного функционализма:
1) концентрированного руководства (# начальник ОТиЗ→начальник цеха→экономист цеха; гл. энергетик компании→начальник цеха→экономист цеха)
2) собственно ограниченного функционализма (# начальник ОТиЗ→эк. цеха; гл. энергетик компании→экономист цеха)
- Дивизиональная ОСУ
Это промежуточная ОСУ м/у статичными и гибкими структурами управления. Основным звеном управления явл. дивизион – отделение j обладает фин. самостоятельностью и отвечает за формирование доходов и расходов своего отделения и предприятия.
Типы дивизиональных структур:
- Дивизиональная ОСУ ориентированная на покупателя. В ней дивизионы занимаются выпуском продукции для конкретных групп покупателей
- Продуктовая Дивизиональная ОСУ. В этой ОСУ дивизионы формируются по принципу выпуска определенных типов продукции
- Региональная дивизионная ОСУ. В ней дивизионы построены по географическому принципу.
В практике применяется смешанный тип дивизиональной ОСУ (в компании продуктовый дивизион→региональная→на потребителя)
Достоинства данной структуры:
А) быстрая реакция на изменение в среде организации
Б) созданы условия для более эффективной деятельности линейных звеньев управления
В) учитывается принцип диверсификации, что повышает конкурентоспособность предприятия
Недостатки данной ОСУ:
А) большие затраты на содержание аппарата управления
Б) иногда происходит дублирование видов деятельности
Все вышеперечисленные структуры недостаточно реагируют на изменение среды организации, снижают эффективность процесса управления. Их применение эффективно в условиях когда поток нововведений не велик и когда изменение среды организации не существенно. И все эти структуры, по-русски называются статичными, по-американски бюрократические, по-английски механистическими.
Когда же поток нововведений большой, изменение среды организации существенные и быстрые, то эффективней применять гибкие (адаптивные, органические) ОСУ.
Гибкие ОСУ:
1. Проектная
Под проектной ОСУ понимается временная организация создаваемая для решения конкретной комплексной задачи, а именно разработке проекта и его реализации. В 1 команду собираются квалифицированные работники разных профессий (специалисты, исследователи) для осуществления определенного проекта с заданным уровнем качества и в рамках выделенных для этой цели материальных, фин. и трудовых рес. Руководство проекта осуществляется специально назначенный руководитель предприятия и ему подчиняются все работники команды и выделенные для этой цели рес.
Проектные структуры различаются м/у собой по масштабу деятельности, по широте охвата проблем и отраслей знаний и пр-ва, а также по кругу полномочий и по связям с внешней средой
2. Матричная
Это разновидность проектной структуры управления. В ней специалисты проектной команды подчиняются не только руководителю проекта, но и руководителям функциональных подразделений в j они работают.
Am – вновь созданная гр. для решения новой проблемы
anm – специалисты взятые из n-го функционального звена для решения m-ой проблемы
Специалисты имеют двойное подчинение: а) линейно подчиняются руководителю проектной группы j определяет им V работы, сроки выполнения, выделяет рес. и оплачивает их труд; б) функционально они подчиняются своему руководителю j определяет качество выполненной ими работы.
3. Сетевая
Она возникла в 80е годы, когда международная конкуренция и стремительные технологические изменения вызвали массовое реструктурирование компаний во всех отраслях. Руководители компаний заключали контракты с др. фирмами для объединения в различные типы сетевых структур. Хотя сетевые связи существовали гораздо раньше (≈ 1920 год – обобщение опыта). Задатки были в XV-XIX веках (# независимые семейные мастерские они связаны м/у собой, но расположены в различных местах и координировал работу этих мастерских купец j доставлял по технологической цепочке сырье и полуфабрикаты) Сетевые организации представляют собой объединения предприятий имеющих общую задачу воспроизводственной цепи:
1 часть цепи – разработка продукта
2 часть – пр-во и поставка комплектующих
3 часть – изготовление и сборка изделий
4 часть – продвижение к потребителю
5 часть – продажа
Входящие в сеть предприятия м. принадлежать одной или разным отраслям, компаниям, но как S данной цепи подчиняются ее общим правилам и интересам.
Сетевые организации отличаются от др. типов организаций по ряду признаков:
· Если последние десятилетия фирмы использующие традиционные формы организации предпочитали содержать в своей структуре все необходимые рес., то многие сетевые организации используют коллективные активы нескольких фирм, расположенных в различных точках ценностной цепи
· Сетевые организации больше полагаются на рыночный механизм, чем на административные формы управления потоками рес.
· В растущем числе отраслей, включая пр-во ЭВМ, полупроводников и т.д., сети представляют собой объединение организаций основанные на кооперации и взаимном владении акциями участников группы, а именно производителей, поставщиков, торговых и фин. компаний
Сетевая организация сочетает специализацию функциональной фирмы, автономность дивизиональной структуры и возможность переброски рес. матричной структуры. Все предприятия входящие в сеть работают на основе контракта.
# ORIFLAME, AVON, космическая промышленность, ВПК
Достоинства:
А) быстрая реакция на изменение внешней среды организации более гибкая в отношении к др. предприятиям
Б) предприятия входящие в сеть м. работать с внешними организациями
В) развиты функциональные связи (связи согласования)
Г) предприятия входящие в сеть имеют автономность (часть рес. в сети, а часть для своих нужд)
Д) возможно обогащение культуры
Недостатки:
А) эффективность работы сетевой организации зависит от эффективной деятельности входящих в ее состав предприятий, а также от имиджа этих предприятий, от орг. культуры сетевых предприятий
Б) иногда слабая связь м/у предприятиями входящими в сеть
4. Бригадная
В ней отсутствует жесткое распределение сотрудников по техническим, эк., управленческим службам. В них м. сохраняться или отсутствовать функциональные звенья. Когда функциональные звенья отсутствуют, то организацию м. назвать собственно бригадной. Эта форма как правило применяется в организации с высоким уровнем квалификации специалистов при их надлежащем техническом оснащении
Достоинства:
А) быстрая реакция на изменение среды организации
Б) высокая степень децентрализации => созданы условия для более оперативного и креативного решения проблем предприятия
Недостатки:
1) имеются ограничения в применении
2) возможно дублирование функций
5. Виртуальная
Виртуальная корпорация– сообщество функциональных партнеров управляющих проектированием, пр-ом и реализацией продуктов с использованием современных информационных технологий и { контрактов заключаемых с независимыми рабочими группами и сотрудниками.
Отличительными чертами виртуальной организации явл.:
· Временный характер функционирования
· Осуществление связей и управленческих действий на основе интегрированных и локальных инф. систем и телекоммуникаций
· Взаимоотношения с партнерами и др. заинтересованными организациями на базе серии соглашений, договоров взаимного владения активами
· Образование временных альянсов с организациями в смежных областях деятельности
· Частичная интеграция в материнскую компанию и сохранение отношений собственности до тех пор пока это выгодно
· Договорные отношения работников с администрацией во всех звеньях
Виртуальная корпорация находясь в основном в совместной собственности организаций участников явл. стратегическим альянсом, связывающим воедино их специфические цели и скоординированные усилия. Базовая цель виртуальной корпорации – объединение ключевых технологий и компетенций для того, чтобы наиболее полно удовлетворить спрос на потребительском рынке. Автономные группы работников соединенные с помощью компьютерных сетей способны работать не только последовательно, но и одновременно в разных местах по всему миру.
Достоинства:
А) быстрая реакция на изменение среды организации
Б) большой удельный вес в деятельности компании компьютерных программ и новых инф. технологий j создают условия для проявления инф. сверх систем и порождают уверенность достижения конечной цели предприятия
В) виртуальные организации м. заключать субконтракты с внешними структурами для того, чтобы использовать преимущества организаций малых размеров
Недостатки:
А) в виртуальных корпорациях размыты границы м/у организациями и трудно выделить где кончается 1 организация и начинается другая
Б) возможно дублирование функций
В) недостаточное правовое обеспечение деятельности виртуальных корпораций
6. ОСУ с внутренним рынком
Они появились в 90х годах. Эти организации используют принципы предпринимательства и рыночных отношений в нутрии предприятия. Такой подход распространяется на все линейные и функциональные звенья. Все звенья управления участвуют во внутрифирменных и межфирменных связях, объединяются с помощью единых инф. сетей, фин. систем и предпринимательских систем.
Принципы организации внутреннего рынка компании:
· Создание эк. инфраструктуры для принятия решений. Специалисты формируют и регулируют инфраструктуру данной организационной экономики, создавая общие системы отчетности, коммуникаций, стимулов, управленческой политики, предпринимательской культуры и т.д. Руководство м. также поощрять создание различных деловых объединений (# фирмы венчурного капитала, объединения консультантов т т.д.)
· Преобразование иерархии управления во внутренние предпринимательские объединения. Все производственные и вспомогательные подразделения в предприятия j не т. отвечают за результаты деятельности, но и принимают на себя управление пр-ом независимого предприятия
· Корпоративное руководство по организации совместной деятельности. Сердцевину структуры организации с внутренним рынком составляют новые предприятия по пр-ву продукции или оказанию услуг. Вспомогательные функциональные подразделения явл. коммерческими центрами, продающими свои услуги др. подразделениям или внешним заказчикам. Сеть деловых взаимоотношений сформировавшейся в результате взаимодействия всех функциональных и линейных подразделений образуют внутреннюю рыночную экономику.
Достоинства:
А) быстрая реакция на изменение среды организации
Б) в этой ОСУ все звенья управления работают по принципу самоокупаемости => в них создаются условия для поиска наиболее эффективных путей их развития и создаются условия для профессионального роста
Недостатки:
А) сложность отношений
Б) возможно дублирование функций
7. Партисипативная ОСУ
Она основана на участии работников. Для этого надо: высокую орг. культуру и высокий уровень образования
IV Виды ОСУ
1. В зависимости от степени централизации функций управления:
1.1. централизованные Кц≥0,7
1.2. частично централизованные 0,7>Кц≥0,4
1.3. децентрализованная Кц<0,4
Коэффициент централизации (Кц) – показывает сколько человек по f –ям управления находится на штабном уровне (# Кц=0,3 (Рос. практика) при 30 чел. Расчет 30*0,3=9 чел. на штабном уровне)
2. В зависимости от количества уровней управления:
2.1. многоступенчатая (многозвенная)
2.2. двухзвенная
3. В зависимости от типа организации:
3.1. вертикально-интегрированные. В основе вертикальная интеграция j представляет собой интеграцию вдоль последовательности продуктов производственного цикла. Она позволяет ↓ издержки за счет установления контроля или покупки поставщиков сырья и мат. и за счет создания сети реализации своей продукции. Идет экономия на транзакционных издержках. Обратная интеграция и создание сети.
3.2. горизонтально-интегрированные. В ее основе горизонтальная интеграция вдоль параллельных продуктов производственного цикла. Она позволяет извлекать дополнительную прибыль за счет минимизации упущенной выгоды. Ее выгодно проводить при существенной рыночной конъюнктуре в этом случае всегда м. переключиться на пр-во пользующейся спросом продукции. Горизонтальная интеграция м. принимать форму: а) приобретения; б) слияния, поглощения; в) создания ассоциации, консультационных органов, общественно f –их органов, общественного органа управления; г) взаимного обмена акциями; д) взаимного участия в прибылях
3.3. диагонально-интегрированная. Это интеграция с фирмой находящейся на др. уровне производственного цикла и выпускающий параллельные виды продукции. (# приобретение автомобилестроительной фирмой завода по пр-ву двигателей для мотоциклов и моторных лодок)