Теория ситуационного подхода опирается на четыре основных концепции.
1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.
2. Каждая из управленческих методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, - как положительные, так и отрицательные, - от применения данной методики или концепции. Например, предложение увеличить зарплату всем служащим в ответ на дополнительную работу, вероятно, вызовет значительное повышение мотивации на какое-то время. Но, сравнивая рост затрат с полученными выгодами, можно прийти к выводу, что такой прием может разорить организацию.
3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызывали бы наименьший отрицательный эффект, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в существующих условиях внешней и внутренней среды организации.
Что такое «исследование»?
Вариант 1. Исследование – процесс изучения какого-либо объекта или предмета с целью определения причинно-следственных связей и возможности их преобразования для получения каких-либо преимуществ.
Вопросы для обсуждения:
- Причинный анализ базовых процессов управления персоналом:
- Методика установления причинно-следственных связей.
- Прямая и обратная зависимость показателей.
- Отрицательные и положительные обратные связи.
- Контур системы управления персоналом.
- Матрица интеркорреляций.
- Расчеты факторов среды организации по методу О.Виханского.
Вариант 2.Исследование – специфический вид деятельности людей, который включает:
- распознавание проблем (их происхождение, вид, угрозы)
- анализ свойств развития проблемных ситуаций
- определение места проблемы в системе знаний
- определение необходимости использования новых знаний о данной проблеме для ее решения и для изменений, полезных в организации (точка зрения Эдуарда Михайловича Короткова, д.э.н., профессора).
Вариант 3. Типология исследований: эмпирические (прикладные) и фундаментальные.
«Инновации – это целенаправленный интенсивный процесс получения нового прикладного результата, имеющего потенциальную, достаточно близкую во времени социально-экономическую полезность высокой вероятности».[1]
Собственно инновации – это:
- применение новых материалов,
- внедрение новых процессов,
- введение новых форм организации труда сотрудников (Йозеф Шумпетер.Теория экономического развития, 1912).
1. Декомпозиция – особый вид классификации, не допускающий введение произвольного критерия (основания) классификации.
2. Стратификация – выделение соподчиненных слоев (страт), т.е. видов соподчиненности в изучаемом предмете (проблеме):
-внешняя среда организации
-внутренняя среда организации
-технические средства управления
-человеческие ресурсы
-стратегия и тактика управления и т.д.
«2) возникает стратегия административной документации, то есть документы, сопоставительные таблицы, классификации, перечни категорий, средние данные, твердые нормы. Индивиды и коллективы превращаются в объекты, которые можно описать и проанализировать. Такой бухгалтерской оценкой индивидов создается система, относительно которой оцениваются и осуждаются отклонения ».[2]
3. Методология исследования – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности людей, а также учение об этой системе.[3]
4. Методологические принципы исследования – новизна проблемы, критерии оценки (важность, актуальность, сложность, связь с другими проблемами), принцип распознавания (диагностика проблемы), т.е. типологии.
5. Методы исследования систем управления – специфические способы анализа элементов, структур и подсистем общей системы управления:
- социологические,
- игровые,
- информационные,
- психологические – например, тестирование,
- SWOT-анализ,
- экспертные оценки,
- моделирование ситуаций.
Домашнее задание 1. Три базовых подхода к прикладным исследованиям персонала.
Цель: дать определение терминам, выявить характер их взаимосвязей.
Требования к работе:
Оформление
Объем – 2-3 стр., TimesNewRoman, 12, полуторный интервал, имя автора в правом верхнем углу в родительном падеже.
Содержание
1. Полное определение всех терминов с указанием источников (ссылки);
2. Четко обозначенные взаимосвязи между каждым понятием;
3. Стройная система аргументов;
4. Четкая структура работы;
5. Логичность и последовательность изложения.
Домашнее задание 2. Объект и предмет прикладного научного исследования: определение, характер взаимосвязи.
Цель: дать определение базовым терминам и проследить их взаимосвязь.
Требования к работе:
Оформление
Объем – 2-3 стр., TimesNewRoman, 12, полуторный интервал, имя автора в правом верхнем углу в родительном падеже.
Содержание
1) Полное определение всех терминов с указанием источников (ссылки);
2) Четко обозначенные взаимосвязи между каждым понятием;
3) Стройная система аргументов;
4) Четкая структура работы;
5) Логичность и последовательность изложения.
Литература
- Акофф Р. Л. Планирование будущего корпораций. — М.: Прогресс, 1985. — 328 с.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 416 с.
- Дойль П. Менеджмент. — СПб.: Питер, 1999.- 560 с.
- Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. — М.: Советское радио, 1974.- 280 с.
- Мескон М. и др. Основы менеджмента. — М.: ДЕЛО, 2000. — 704 с.
- Barnard C.I. The Functions of the Executive. /Harvard University Press: Cambridge, MA. 1938.
- Fayol H. Industrial and General Administration. — Geneva: International Manag. Inst., 1930.
- Mayo E. The Human Problems of Industrial Civilization. — New York: Macmillan, 1933.
- Taylor W.F. Principles of Scientific Management. — New York: Harper & Row, 1911.