Организация, как социально-экономическая система
Организация, как социально-экономическая система
- Понятие организации
- Характерные черты организации как СЭС
- Внешняя среда организации
- Классификация организаций (самостоятельно)
Семнадцати модульная программа, модуль номер 2, 1999-2000, внешняя среда организаций
Лялин, теория и искусство менеджмента, 2009
Лялин и Румянцева
Понятие организации "многозначно":
- Это какое-либо предприятие, фирма и тп (юр.лицо)
- Группа людей, сознательно объединившаяся для достижения общих целей (речь пойдет об организациях, которые что-либо производят или оказывают услуги) - организация выступает как СЭС.
- Это функция управления, которая предполагает упорядочение деятельности, звеньев производства и управления.
- Это атрибут любой фирмы, любого предприятия по уровню организации мы можем сравнивать эти фирмы между собой.
Признаки организации как СЭС.
Главное свойство системы - целостность.
СЭС - это система, процессы в которой осуществляются благодаря сознательной, согласованной деятельности людей.
Признаки:
- Главный элемент системы СЭС - человек
- Основа существования СЭС - совместная деятельность людей
- Каждая система имеет свою миссию и цели. Миссия - основное предназначение организации; основная причина существования организаций; главная задача, стоящая перед организацией. Миссии разных организаций разного профиля найти и проследить еще одно значение Цель - это конечный результат, к которому стремится организация в обозримом будущем (в определенные сроки).
Требования к цели:
- Реальность/достижимость/возможность)
- Конкретность
- Измеримость
- "Срочность"
- Взаимосвязанность целей
- Непротиворечивость целей
Цель любой организации - удовлетворение общественных потребностей в определенном виде товаров и услуг (с выгодой для себя).
Критерии успешной организации.
4. Для достижения миссий и целей каждая организация должна располагать ресурсами: финансовыми, материальными, технико-технологическими, интеллектуальными ресурсами, информационными ресурсами.
5. Враждой организации существует разделение труда. Бывает вертикальным (по уровням) и горизонтальным (по видам работы).
6. Каждая организация осуществляет свою деятельность на определенной территории в определенных масштабах и границах.
7. Организация выступает открытой системой и функционирует взаимодействуя с внешней средой.
8. Необходимым условием существования организации, как СЭС выступает управление.
Внешняя среда организаций.
Это совокупность факторов, которые оказывают влияние на организацию извне. Среда прямого (кто воздействует?) и косвенного (какие факторы воздействуют?) воздействия.
Прямое воздействие: конкурент, потребитель, государство, поставщик, общественные организации
Косвенного воздействия: рыночный фактор, социальные факторы (демографические, уровень образования, движения в защиту прав потребителя, традиции и тп), политические факторы, международные факторы, внутренние факторы (природно-географические, климатические, экологические), экономический (уровень жизни, з/п), научно-технический прогресс и скорость его развития, правовые факторы.
Принципы построения организации как СЭС.
- Принцип системности. Любая СЭС - это система, состоящая из двух подсистем, взаимосвязанных между собой (управляющая и управляемая).
- Принцип обратной связи. Чтобы знать, как исполняются решения.
- Принцип иерархичности (принцип матрешки: каждая СЭС более низкого порядка является подсистемой СЭС более высокого порядка.)
- Принцип необходимого разнообразия. Управлять сложной системой с помощью простых средств невозможно, поэтому система управления должна соответствовать управляемому объекту.
Е годы.
Предприятие стало рассматривается, как открытая система. Пришли к выводу о том, что успех организации лежит не внутри, а вне ее. Использование системного подхода для решения проблем управления.
Е годы - настоящее время.
Теория стратегий, ситуационный подход.
Е годы
Мощным инструментом управления была признана организационная культура.
Е годы
Шел поиск форм управления, адекватных материально-технической базе производства.
Новый импульс для своего развития получили проблемы лидерства и мотивации.
Усиление демократизации управления. Появление теории Z (успех компании стоит на трех китах) : забота о потребителях, постоянные нововведения, партисипативное управление. Человек - соучастник принятия решений.
Усиленное внимание к этическим проблемам бизнеса (этика трудовых отношений внутри компании и этические проблемы взаимоотношений между компаниями).
Усиление международного характера управления. (Связана с глобализацией и созданием транс-национальных компаний)
Функции управления.
- Понятие и значение
- Классификация функций и их характеристика
- Единство и взаимосвязь функций управления
- Развитие функций управления под влиянием факторов внешней среды
Функции - это специфические виды управленческой деятельности, обособившиеся в процессе разделения общественного, а затем и управленческого труда.
Функции - это совокупность работ и операций объективно необходимых для управления организацией. Эти работы и операции объединены целевой направленностью, однородностью содержания, относительной самостоятельностью, однотипностью методов выполнения. (Это признаки функций управления)
Роль.
- Это основная категория в науке и практике менеджмента. Так как в них раскрывается содержание процесса управления.
- Функции управления служат основой построения организационных структур управления. !!!
- Вся кадровая работа в управлении осуществляется по функциональному признаку.
- Все техническое и информационное обеспечение процесса управления также строится по функциональному признаку.
Следует различать понятия функции управления и функции субъектов управления?!
Классификация функций.
Среди множества признаков классификации функций управления наибольшее распространение получила классификация по целям управления. По этому признаку различают:
- Общие (основные) функции
- Конкретные (специфические, частные) функции
Общие функции.
К ним относятся:
- Планирование. Это проектирование будущего результата в условиях ограничений по времени и ресурсам.
- Организация. Это упорядочение деятельности, звеньев управления и звеньев, занимающихся основной деятельностью. Построение структуры управления и структуры производства; определение целей, задач, функций, прав и ответственности каждого звена; определение процедуры их деятельности.
- Координация. Это согласование деятельности звеньев управлений и звеньев производства по срокам и промежуточным результатам.
- Мотивация (стимулирование, активизация). Это побуждение людей к эффективной деятельности по достижению целей организации.
- Контроль. Подведение итогов выполнен ли объем запланированных работ.
У мотивации два вида рычагов (внутренний и внешний) : мотив и стимул.
Общими этими функции называются потому, что в них раскрывается содержание управленческой деятельности, и они присутствуют в управлении любой организацией на любом ее уровне, в любом управленческом звене, в труде любого руководителя, в управлении любым объектом (персонал, технологии производства и тп).
Конкурентными функции называются потому, что из состав и содержание определяются специфическими условиями деятельности организаций. К ним относятся, например, управление реализации продуктов или услуг; оперативное управление производством; управление персоналом; управление материально-техническим обеспечением и тд.
Требования к ОСУ.
- Каждая ОСУ должна быть простой, то есть каждая ОСУ должна иметь минимум необходимых степеней и звеньев управления.
- Каждое звено должно иметь минимум входов и выходов информации.
- ОСУ должна обеспечивать кратчайшую связь между субъектом и объектом управления.
- ОСУ должна способствовать оперативному управлению.
- ОСУ должна четко фиксировать цели, задачи, функции, права и ответственность каждого звена. (В соответствующих регламентах)
- Гибкость и адаптивность
И т.д.
Генезис ОСУ.
1. Линейная (Патриархальная/Военная) структура. У каждого подчиненного только один руководитель, к которому он обращается и который решает все вопросы. Характерная черта: в этой структуре линейный руководитель оказывает прямое, непосредственное воздействие на подчиненных по всему кругу управленческих проблем. Существует линейный руководитель высшего уровня.
Плюсы:
· Четкость и простота связей между руководителем и подчиненным
· Соблюдается принцип единоначалия, единства распорядительство и единства ответственности й
Минусы:
· Руководитель должен обладать большим объемом разносторонних знаний по управлению.
· В случае, если решение не может быть принято внизу (на нижнем уровне управления), или какое-то решение принимается на верхнем уровне, то оно последовательно проходит все уровни управления, и при этом информация может исказиться.
· Структура негибкая.
2. Функциональная ОСУ. Каждый из звеньев имеет право прямого воздействия на подчиненных. Характерная черта: в помощь линейному руководителю создаются функциональные звенья, отвечающие за выполнение какого-либо вида управленческой работы. Функциональные звенья имеют право прямого воздействия на подчиненных по закрепленному за ним направлением. Право прямого воздействия остается и за линейным руководителем.
Плюсы:
· Руководитель "разгружается"
· Управленческие решения становятся более качественными (эффект функциональный специализации - то есть разделения труда)
· Больше ценит функциональных специалистов
· Структура более гибкая, чем линейная
Минусы:
· Возможность получения противоречивых указаний различными подчиненными.
· Возникает проблема приоритетов в выполнении заданий.
· Чем больше число функциональных звеньев, тем больше их решения становятся мелкими, ведомственными.
· У руководителя увеличивается объем работы по координации деятельность функциональных звеньев.
3. Линейно-функциональные ОСУ. Линейно-штабная, линейно-функциональная.
Линейно-штабная. Характерная черта: В помощь линейному руководителю создаются штабы, которые готовят разные режимы.
Плюсы:
· У руководителя есть помощники
· Исключается возможность получения противоречивых показаний подчиненными, так как штабы при руководителе.
· Вся информация от исполнителей к штабам и наоборот идет через линейного руководителя
· Все остальные плюсы от линейной и функциональной
Минусы:
· Руководитель перегружен информационными потоками
· Руководитель "фильтрует" информацию. Оттого, насколько он делится информацией, насколько он правильно ставит задачи зависит эффективность решения.
Линейно-функциональная. Характерные черты: связь между руководителем организации и исполнителями прямая (руководитель оказывает прямое и непосредственное воздействие на подчиненных по всем вопросам). Функциональные звенья готовят для него варианты решений. Связь между ФЗ и исполнителями носит рекомендательный характер или характер методической помощи.
4. Гибкие или программно-целевые (матричные) структуры. Внутри ФЗ руководители проектов (продуктов). Эти структуры появились где-то в середине 70х. Характерны черта: на линейно-функциональные связи накладывается новый вид связей - горизонтальные, связи координации
Плюсы:
· Оперативно и качественно достигается цели
· Более полно используется потенциал функциональных специалистов
Минусы:
· Двойственность подчинения
· Необходима четкая регламентация деятельности прав и ответственности руководителя проекта, руководителя функционального звена и функционального специалиста
5. Дивизиональные структуры. В условиях, когда увеличиваются объемы производства, расширяются его масштабы и география, увеличивается число потребителей, крупные фирмы начинают применять новый тип ОСУ - дивизиональную. Она бывает трех видов: продуктовая, ориентированная на потребителя, региональная.
Президент компании, 5 функций: финансы, кадры, маркетинг и стратегическое развитие, поиск поставщиков ресурсов, НИОКР. Дивизион создается по потребителю, по продукту или по региону.
По продукту ➡ службы: инженерная, производство, экономическая служба и сбыт
В регионе еще отдел кадров
Плюсы:
· Эта структура позволяет крупной фирме уделить внимание каждому продукту (потребителю/региону) столько внимания, сколько ему уделяет небольшая фирма, выпускающая 1-2 вида продукта (работающая на 1 регион/потребителя).
· Ведется четкий учет издержек, прибыли, соблюдаются графики отгрузки продукции
· Улучшается координация работ по каждому продукту/региону/потребителю.
· Эта структура помогает крупной фирме выжить в рыночных условиях
Минусы:
· Увеличиваются расходы на содержание аппарата управления
В бригадной структуре отсутствует жесткое закрепление статуса. Каждый из сотрудников в определенный период времени может быть простым исполнителем, входящим в бригаду, а затем сам может стать руководителем другой бригады.
Проблемы:
1. Должен ли быть постоянный персонал
2. Следует ли увольнять их после завершения бригады работы
3. За счет каких средств содержать таких работников
Перевернутая пирамида полностью отвечает основной миссии управления - создание всех условий для осуществления основной деятельности организации, что и призван делать главный руководитель. Он не вмешивается в работу специалистов-профессионалов.
Мотивация.
Рычагами мотивации выступают мотивы и стимулы. Мотив - это внутренняя побудительная причина к действию, стимул - внешняя побудительная причина. В основе мотивации лежат потребности человека. Потребность - нужда в чем-либо.
Можно выделить следующие группы потребностей:
- Биологические
- Социальные (в общении, в уважении, в признании)
- Духовные
- Потребность в организации своего жизненного и рабочего пространства
Западные специалисты выделяют две группы теории мотивации (школа социальных систем):
- Содержательные теории мотивации. Исследуют потребности, которые движут людьми и заставляют их действовать вполне определенным образом. Иерархия (пирамида) Маслоу, теория ERG Лейтана Альдерфера, теория трех приобретенных потребностей Макклелланда, двухфакторная теория мотивации Герцберга.
- Процессуальное теории мотивации. Исследуют как ведут себя люди в зависимости от из познания и восприятия (поведенческие аспекты). Теория целеполагания, теория Х и Y Дугласа МакГрегора, теория ожидания Виктора Врума, теория справедливости, комплексная теория мотивации Портера-Лоулера.
Маслоу.
ERG: потребность в существовании, в связи, в росте.
Теория Макклелланда: в причастности, в успехе (достижимости), во власти.
Теория Герцберга.
Теория Целеполагания. Основывается на том, что участие каждого человека в процессе постановки целей мотивирует его на более оперативное и качественное достижение этой цели.
Теория Х.
- Люди не любят трудится и по возможности стремятся избегать любой работы
- Люди стремятся избегать какой-либо ответственности
- Управлять такими людьми следует используя угрозу, страх, принуждение
Теория Y.
- Люди стремятся к труду, для них труд такая же жизненноважная потребность, как потребность в сне, отдыхе и тп
- Люди хотят брать на себя ответственность, стремятся к ней
- Они считают, что из творческий потенциал используется не полностью
- Управлять такими людьми следует используя демократичный подход, следует как можно чаще привлекать их к процессу решения, делать их "соучастниками" процесса управления.
Теория справедливости.
Каждый человек индивидуально оценивает затравленные усилия с полученными вознаграждениями, а затем соотносит их с аналогичными понятиями другого человека.
Процесс управления.
- Понятие процесса управления
- Характеристики процесса управления
- Содержание процесса управления
- Типы процесса управления (схемы)
- Пути совершенствования процесса управления
Управление - являясь специфическим видом человеческой деятельности, обладает следующими чертами:
- Предмет управленческого труда - информация о деятельности отдельных работников и организации в целом
- Объект управленческого труда - люди
- Средства управленческого труда - средства организационно-вычислительной техники
- Цель управленческого труда - осуществление управленческого воздействия (для достижения целей организации)
- Продукт (результат) управленческого труда - это управленческое воздействие, активизируеющее работников на достижение общих целей
- Труд
- Это преимущественно умственный труд
- Косвенно-производительный труд
- Труд с большим содержанием творческих операций
- Работа с людьми
- Многообразие и сложность решаемых задач
Воздействие в процессе управления можно разделить на две большие группы: постоянное и переменное. К постоянному (условному) относится, например, действующая структура управления, должностные инструкции, действующий официальный статус работника. Более активной формой управленческого воздействия выступает переменное воздействие.
Процесс управления - это совокупность действий управленческих работников во главе с руководителем, по выработке управленческого воздействия, осуществляемых в определенной последовательности на информационной основе, с помощью определенных методов и технических средств управления.
Этапы процесса управления.
- Цель. Связан со стадиями: 1, 2, 3
- Ситуация. Связан со стадиями: 1, 2, 3
- Проблема. Связан со стадиями: 2, 3, 4
- Решение. Связан со стадиями: 3, 4, 5
Стадии
- Целеполагание
- Информационная работа
- Аналитическая работа
- Выбор варианта действий
- Организационно-практическая работа
Ситуация- это состояние организации, оцениваемое относительно цели ее функционирования.
Проблема - это противоречие между целью и ситуацией, предполагающая, как правило, альтернативные пути решения.
Решение - это выбор пути преодоления проблемы.
Содержание процесса управления.
Содержание процесса управления раскрывается в совокупности этапов и стадий. В зависимости от целей, можно выделить:
- Методологическое содержание процесса управления (цель ➡ ситуация ➡ проблема ➡ решение)
- Функциональное содержание процесса управления (планирование, организация, мотивация, контроль, координация)
- Информационное содержание процесса управления (поиск информации ➡ комплектование информации ➡ обработка информации ➡ передача информации)
14.05
Можно выделить три этапа в процессе решения:
- Подготовка решения. На этом этапе проводят анализ ситуации, формулируют и обосновывают проблему (то есть качественная постановка задачи), определяют цели решения и устанавливают критерии оценки вариантов решения; оценивают состояние организации по персоналу, материальным ресурсам, технико-технологическим ресурсам, эффективности, времени; определяют места решения в управляющей системе и его границы. По какой функции признается решение, на какой ступени управления, установление полномочий лица по принятию решений, на какие объекты оно распространяется (частное и общее решение, на уровне цеха и всей компании и тп); поиск, сбор и обработка информации, необходимой для принятия решения.
- Принятие решения. Выбор методов решения задачи, сравнение и оценка вариантов решения, консультации со специалистами, учет дополнительных факторов, связанных с решаемой проблемой. Процедура решения: выбор оптимального варианта, его оценка, согласование решения и его корректировка, окончательная формула решения, утверждение/документирование решения.
- Реализация решения. Если решение сложное: разработка плана реализации решения. Подбор исполнителей под каждый пункт, постановка задач исполнителя, разъяснение пропаганды решения, установление системы стимулирования и ответственности, оперативное регулирование хода выполнения решений, контроль, анализ и оценка хода и результатов реализации решений.
Первые два иногда объединяют.
Требования к решению.
- Целенаправленность (решение не ради решения, а для достижения цели)
- Достоверность и правдивость
- Всесторонность
- Экономичность
- Своевременность
- Адресность
- Конкретность
- Срочность
Функции решения.
- Организующая
- Направляющая
- Мобилизующая
- Стимулирующая
Организация, как социально-экономическая система
- Понятие организации
- Характерные черты организации как СЭС
- Внешняя среда организации
- Классификация организаций (самостоятельно)
Семнадцати модульная программа, модуль номер 2, 1999-2000, внешняя среда организаций
Лялин, теория и искусство менеджмента, 2009
Лялин и Румянцева
Понятие организации "многозначно":
- Это какое-либо предприятие, фирма и тп (юр.лицо)
- Группа людей, сознательно объединившаяся для достижения общих целей (речь пойдет об организациях, которые что-либо производят или оказывают услуги) - организация выступает как СЭС.
- Это функция управления, которая предполагает упорядочение деятельности, звеньев производства и управления.
- Это атрибут любой фирмы, любого предприятия по уровню организации мы можем сравнивать эти фирмы между собой.