Сущность и основные элементы организационной культуры
Организационная структура – формальная система задач и отношений подчиненности, включающая в себя ряд решений менеджеров в отношении того, как организация должна мотивировать и координировать сотрудников и группы, чтобы они работали на высоком уровне и добивались организационных целей.
Организационная культура – неформальные базовые ценности и нормы, контролирующие, каким образом люди и группы в организации взаимодействуют друг с другом и людьми, не входящими в организацию. Так же как формальные отношения между задачами и отношения подчиненности, определяемые организационной структурой, могут контролировать поведение сотрудников и групп в организации, ценности и нормы, воплощенные в организационной культуре, могут влиять на отношения, типы поведения людей и характер межгрупповых отношений и контролировать их. Организационная культура — это еще одно, менее формальное средство, пользуясь которым, организации могут влиять на своих членов, чтобы добиваться достижения организационных целей.
Организационная культура включает два типа ценностей: конечные и инструментальные.
Конечная ценность (terminal value) — это установленная цель, которую организация стремится достичь. Организации могут стараться добиться всех или любой из следующих конечных ценностей: превосходства, стабильности, предсказуемости, рентабельности, инновационности, экономии, моральности и качества.
Инструментальная ценность (instrumental value) — это желательный тип поведения, который организация хочет видеть у своих сотрудников. Организация может поощрять сотрудников иметь такие инструментальные ценности, как усердная работа, уважение традиций и руководителя, консервативность и осторожность, бережливость, творческий и смелый подход, честность, готовность пойти на риск и поддержание высоких стандартов.
Организационная структура стоит как из целей, которые организация старается достичь (ее конечных ценностей), так и из типов поведения, доминирующих в организации (ее инструментальных ценностей). В идеале инструментальные ценности организации помогают ей добиваться конечных ценностей. Например, недавно созданная компания, выпускающая компьютеры, в культуре которой конечной ценностью определено достижение превосходства введением инноваций, может попытаться обеспечить эту ценность, поощряя своих сотрудников иметь такие инструментальные ценности, как усердная работа, проявление творчества, готовность пойти на риск. Такая комбинация конечных и инструментальных ценностей приводит к созданию в организации культуры предпринимательского типа.
Чтобы поощрять менеджеров выбирать требуемые конечные и инструментальные ценности и тем самым выбирать поведение, ориентированное на достижение организационных целей, в организациях разрабатывают конкретные нормы.
Нормы — это неформальные правила поведения, создаваемые для регулирования типов поведения, считающихся для организации важными. Например, нормы, предписывающие вежливость и поддержание рабочего места в чистоте или быть в организации «командным игроком», формируются в организации, в которой более общие конечные или инструментальные ценности включают стремление к взаимопомощи и сотрудничеству.
Со временем члены организации, общаясь друг с другом, узнают, как следует интерпретировать те или иные ситуации и реагировать на них так, чтобы это соответствовало общим ценностям и нормам организации. В конечном счете члены организации ведут себя в соответствии с ее ценностями и нормами, даже не осознавая этого
Социализация — это процесс изучения новичками организационных ценностей и норм и усвоения типов поведений и отношений, необходимых для исполнения своих конкретных ролей в организации. Со временем в результате социализации члены организации пропитываются ее нормами и ценностями.
Интернализация очевидна, когда члены организации действуют в соответствии с ее нормами и ценностями не потому, что считают, что они им предписаны, а потому что полагают, что эти нормы и ценности соответствуют общечеловеческим.
Мы обсудили, что такое организационная культура, что она может сделать для организации и как сотрудники ее усваивают. Но пока мы ничего не сказали о том, откуда происходит культура или кто ее «разрабатывает». Где корни культуры и что определяет тип ценностей и норм, характерных для культуры конкретной организации? Два важнейших источника конечных и инструментальных ценностей — основатель организации и этические ценности.
Роль основателя
Основатель организации и его личные ценности и убеждения оказывают очень важное влияние на культуру организации, ее нормы, истории, мифы и легенды, создаваемые со временем. Основатели создают ту сцену, на которой развивается культура, поскольку именно они определяют организационные ценности и набирают сотрудников для новой организации. Считается, что основатели организации отбирают людей, имеющих ценности и интересы, схожие с их собственными, и что эти люди, вероятно, сами предложили себя организации, поскольку разделяют ценности ее основателя.
Со временем члены организации начинают смотреть глазами основателя на то, что должна достичь компания, т.е. на конечные ценности. Эти ценности, по мере того как формируются инструментальные ценности и организационные нормы, помогающие добиваться ценностей конечных, становятся более четкими и сильными. Основатель Microsoft Билл Гейтс (Bill Gates), например, был пионером культуры предпринимательского типа в Microsoft, созданной на основе ценностей творчества и усердной работы.
Этическая культура
Для контроля над поведением своих членов организация может преднамеренно формировать особые культурные ценности. Один из важнейших классов ценностей, попадающих в эту категорию, — этические и моральные ценности, определяющие, что следует делать организации и как ее члены должны взаимодействовать друг с другом и с лицами за пределами организации. В основе этических ценностей лежат принципы, подчеркивающие важность уважительного отношения друг к другу, справедливость и поддержку (а не вред), благосостояние.
При разработке культурных ценностей, контролирующих взаимоотношения членов организации друг с другом и с людьми, которые в нее не входят, топ-менеджеры должны постоянно выбирать, что правильно и что следует делать. Так, компания решает, следует ли ей разрабатывать процедурные рекомендации для извещения сотрудников или менеджеров среднего звена о предстоящем увольнении или закрытии предприятия заранее. Традиционно компании воздерживаются от этого, так как опасаются негативных действий со стороны сотрудника или возникновения у него апатии.
Чтобы принять подобное решение, менеджеры полагаются на этические инструментальные ценности, ставшие органической частью культуры организации. Именно этика определяет, что правильно и что неправильно при столкновении с ситуацией, в которой какие-то действия могут помочь одному сотруднику или группе, но нанести вред другим. Этические ценности, а также правила и нормы, которые их отражают, — это интегральная часть организационной культуры, поскольку она помогает определить, как члены организации будут действовать в определенных ситуациях и принимать решения.
Сильная и слабая культура
Некоторые исследователи попытались установить, что отличает организации с сильной культурой от организаций со слабой культурой.
Организации с сильной культурой имеют согласованный набор ценностей и норм, тесно связывающих членов друг с другом и способствующих их вовлеченности в процесс достижения организационных целей.
Слабая культура дает расплывчатые рекомендации в отношении того, как они должны себя вести. В организациях со слабой культурой для координирования организационного поведения в первую очередь применяются не ценности и нормы, а формальная организационная структура.
Понимание того, на чем основана сильная культура, важно, поскольку некоторые авторы утверждают, что сильная культура способствует высоким показателям функционирования организации и позволяет ей получить конкурентное преимущество. Томас Питерс (Thomas Peters) и Роберт Уотерман-младший (Robert Watermann, Jr.) провели обзор ценностей и норм, характерных для успешно действующих организаций и их культур. Питерс и Уотерман утверждают, что успешно действующие организации имеют три набора ценностей:
1. Успешно действующие компании стараются на деле реализовать свои ценности, что Питерс и Уотерман назвали «смещение в сторону действия». Такие компании подчеркивают
ценность автономности и предпринимательства, поощряют сотрудников брать на себя разумный риск, например, отыскивая новые способы для предоставления потребителям продукции
или услуг высокого качества. Топ-менеджеры тесно вовлечены в повседневные операции такой компании, а не просто принимают решения, закрывшись в «башне из слоновой кости». Сотрудников также поощряют разделять инструментальные ценности и нормы, в основе которых лежат активный подход и ориентация на создание ценностей.
2. Второй набор ценностей задается характером миссии организации, т.е. тем, что она делает и как она пытается это делать. Менеджеры должны в первую очередь культивировать ценности, ориентированные на то, что организация умеет делать лучше всего, и поддерживать
контроль над основными видами деятельности. Компании необходимо «придерживаться основ», что означает заниматься теми видами бизнеса, которые она знает лучше всего. Это также означает установление тесных отношений с потребителями и принятие норм, ориентированных на запросы потребителей, для улучшения конкурентной позиции компании. Организации, которые делают ставку на ценности, связанные с запросами потребителей, должны изучать эти запросы и совершенствовать свои способности по предоставлению именно тех товаров и услуг, которые хотят получить потребители. Такой тип ценностей особенно сильно представлен в таких компаниях, как IBM, Hewlett-Packard и Toyota, для которых наиболее важна их основная деятельность и которые постоянно предпринимают те или иные действия, чтобы сохранять и наращивать свою позицию.
3. Третий набор ценностей связан с операциями организации. Компания должна пытаться сформировать ценности и нормы, мотивирующие ее сотрудников действовать на максимально возможном уровне. Эти ценности формируются исходя из убеждения, что производительность обеспечивается сотрудниками и что уважение к человеку — это основное средство, при помощи которого компания может создать необходимую культуру для производительного поведения. Так, некоторые организации стараются иметь ценности, демонстрирующие их инвестиции в человеческие ресурсы, направленные на увеличение профессиональной ценности сотрудников и оказание им помощи в стремлении к успеху. Поощрение сотрудников овладевать новым мастерством или лучше использовать уже имеющееся, повышение расходов на образование и подготовку, инвестирование в долгосрочное профессиональное мастерство сотрудников — все это способы, пользуясь которыми организации могут повысить ценность своих человеческих ресурсов. Такое отношение к сотрудникам характерно для культуры японских компаний.
Один из способов построения явно выраженной культуры — создание организационных церемоний, обычаев и языка, помогающих сотрудникам знакомиться с организационными ценностями и нормами.
Церемонии и обычаи — это формальные действия или ритуалы, отражающие события, важные для организации и ее членов. Например, во время выпускного акта при окончании школы или колледжа выпускники, одетые в классические академические одежды, получают дипломы в присутствии своих сверстников, членов семьи и друзей. В ходе такой церемонии рассказывают о достижениях выпускников и отмечают наступление следующего этапа их жизни.
У компаний также есть свои церемонии и обычаи, связанные со значимыми в их жизни событиями. Например, авиакомпания Southwest Airlines разработала церемонии чествования сотрудников, показывающих высокие результаты. Кроме того, собираясь на подобные события, люди одеваются особенно тщательно. Здесь также еженедельно проводятся совместные пикники сотрудников и топ-менеджеров, а менеджеры периодически выполняют работу сотрудников нижних уровней, что помогает усиливать и передавать по всей компании Southwest ее культурные ценности и доводить их до всех членов.