Аттестация с привлечением сторонних консультантов
Таблица - Плюсы и минусы привлечения консультантов
Плюсы | Минусы |
Консультант знает различные методы и подходы | Консультант не полностью владеет ситуацией в компании |
Консультант имеет опыт проведения аттестации в других компаниях | Консультант недостаточно хорошо знает особенности деятельности |
«Свежий взгляд» и отсутствие предубеждений и личных связей, т. е. большая объективность | Требует дополнительных временных затрат для объяснения ситуации и финансовых затрат |
Консультант снимает дополнительную избыточную нагрузку с сотрудников | Коллектив всегда настороженно воспринимает вторжение постороннего человека |
Консультант может оказать помощь в постановке процесса, служить «свежей головой», делиться опытом из обширной практики. Оптимальным способом сотрудничества будет такой, при котором консультант будет предлагать варианты действий и, исходя из ситуации в компании, приемлемые будут отбираться и корректироваться руководством. Кроме того, консультант может оценить качество подготовленных для аттестации документов. Привлекать консультанта к аттестационному собеседованию надо только в ограниченном числе случаев и учитывая его личность и соответствие его поведения тому, что принято в компании. Единственный случай, когда консультанты «играют первую скрипку», — ассессмент, если в компании нет своего ассессмент-центра. Но и в этом случае руководство должно провести серьезную подготовительную работу с консультантами, чтобы те поняли ситуацию и потребности компании.
Критерии оценки
Алгоритм разработки и оценки критериев:
ü Критерии оценки должны соответствовать ключевым факторам деятельности на данной должности.
ü Критерии должны быть по возможности подробно описаны в виде конкретных показателей, которые должны так или иначе измеряться.
ü Критерии должны быть оценены с точки зрения «важности - не важности» для каждой должности. От неважных имеет смысл отказаться. Много информации тоже плохо.
ü Критерии должны быть сгруппированы по признаку аналогичности.
ü Критерии должны быть оценены с точки зрения того, насколько они реальны – м.б. завышены или занижены.
Одно из основных требований – оценивающий должен обладать достаточной информацией для оценки по выбранным критериям.
Выбор метода аттестации
В качестве методов можно использовать рейтинговые методы, сравнительные (ранжирование), описательные (письменные), управление по целям.
Таблица – Применение различных методов оценки персонала
Метод | |||||
Кто оценивает | Рейтинговые методы | Сравнительные методы | Письменные методы | BARS (поведенческие рейтинговые шкалы) | МВО |
Руководитель оценивает подчиненных | + | + | + | + | + |
Работники оценивают руководителя | + | + | + | ||
Коллеги оценивают друг друга | + | + | + | + | |
Комбинация оценок | + | + | + | + | + |
Самооценка | + | + | + | ||
К | + | + |
Подготовительные мероприятия и план работ
После того как мы определились, зачем и как проводить аттестацию, необходимо составить подробный план работ с описанием того, кто участвует в процессе, какие этапы и в какие сроки проходят, какие ресурсы необходимы, кто несет ответственность за отдельные этапы и за процесс в целом. В крупных компаниях или в компаниях, где налицо проблемы взаимодействия службы персонала и линейных руководителей, рекомендуется этот план закрепить в приказе по организации. Такой план сделает последующую работу прозрачной и предсказуемой.
Каждый участник процесса будет знать, что и когда он будет делать. Тому, кто отвечает за аттестацию (как правило, это директор по персоналу), не придется выслушивать ссылки на нехватку времени, оправдываться и уговаривать.
Негативная реакция неизбежно сопутствует процессу аттестации.
Для тех, кто оценивает, — это дополнительная нагрузка, отрывающая время от производственной деятельности, а также новый проект, цели и суть которого не всегда понятны. Для тех, кого оценивают, — это стрессовая ситуация, аналогичная сдаче экзамена, страх перед возможными отрицательными последствиями. Для всех аттестация, особенно проводимая первый раз, является ломкой некоторых сложившихся стереотипов поведения. Если в компании уже был неудачный опыт проведения аттестации (или сотрудники столкнулись с таким опытом в других компаниях), ситуация усугубляется. кроме того, зачастую в одном лице объединяются оценивающий и оцениваемый (когда руководитель оценивает подчиненных сам, а его, в свою очередь, оценивает его руководитель). Это приводит к удвоенному сопротивлению.
Спасти положение может только грамотная и разумная подготовка проекта.
Подготовительный этап включает:
– подготовку необходимых документов на аттестуемых;
– разработку графиков проведения аттестации;
– определение состава аттестационной комиссии;
– организацию разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.
На этапе подготовки к проведению аттестации всем работникам предприятия необходимо ознакомиться с Положением об аттестации.
На каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее чем за две недели до начала ее проведения его непосредственным руководителем подготавливаются характеристика и отзыв, которые должны содержать всестороннюю оценку: соответствия профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности и разряду оплаты его труда; его профессиональной компетентности; отношения к работе и выполнению должностных обязанностей; показателей результатов работы за прошедший период.
Аттестуемый работник должен быть заранее, не менее чем за две недели до аттестации, ознакомлен с представленными материалами, а также ему необходимо составить отчет о проделанной работе.
Все подготовленные документы представляются в аттестационную комиссию.
Для проведения аттестации руководитель организации приказом назначает аттестационную комиссию. В состав аттестационной комиссии входят: председатель, заместитель председателя, секретарь, члены комиссии.
Работники кадровой службы предприятия составляют график проведения аттестации, который затем утверждается руководителем организации и доводится до сведения аттестуемых работников не менее чем за две недели до начала аттестации.
Данный пакет проектов документов имеет нужно передать на рассмотрение линейным руководителям, которые будут участвовать в аттестации. Предварительно рекомендуется их собрать и сообщить, что:
ü Аттестация будет, и это решение не обсуждаемо.
ü Руководители должны ознакомиться с проектом пакета документов и внести свои предложения в письменном виде в определенный срок (не более двух недель).
На собрании следует объяснить им цель и смысл предстоящей процедуры и, самое главное, ту пользу, которая аттестация принесет руководителям. Важно, чтобы руководители организации на всех уровнях стали союзниками, вовлеченными в процесс и, следовательно, заинтересованными в успешном проведении аттестации и разделяющими ответственность.
После получения замечаний и предложений от руководителей (надо быть реалистами и не ожидать очень большого отклика) формируется окончательный пакет документов.
Одновременно с приказом о проведении аттестации или даже ранее до сведения всех сотрудников доводится положение об аттестации или политика по проведению аттестации (подчеркнем, что, если целью аттестации является принятие административных мер, необходимо привести приказ и положение в соответствие с трудовым законодательством и в оговоренные законодательством сроки под подпись довести документы до сведения аттестуемых).
В том, как будет распространяться информация, большую роль будет играть система внутренних коммуникаций и внутреннего PR организации. Информация может быть вывешена на доске объявлений, сообщена по радио, помещена в Интернет, разослана с помощью электронной почты и т. п. Желательно, чтобы на собраниях отделов, регулярно проводимых в большинстве организаций, руководители разъяснили информацию об аттестации подчиненным с позитивной точки зрения.
Подготовка персонала к аттестации позволит выявить сильныеи слабые стороны нашей организации, в частности умеем ли мы грамотно в неугрожающей манере и так, как нужно руководству, доносить информацию до сотрудников. Если процедура передачи информации отработана, особых затруднений возникнуть не должно. Если нет — нельзя винить в этом аттестацию. Положение об аттестации может быть подкреплено письмом руководителей, пользующихся авторитетом в коллективе, посещением первыми лицами собраний отделов и т. п. Важно понимать, что те документы (положение, политика), которые мы выпускаем, не должны противоречить ни по сути, ни по форме организационной культуре компании.
Проведение аттестации:
Этот этап состоит в проведении заседаний аттестационной комиссии в соответствии с установленным графиком. Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает аттестуемого и руководителя подразделения, в котором он работает. В обязанности секретаря аттестационной комиссии входит протоколирование хода заседания. Результаты аттестации (оценка и рекомендации) заносятся в аттестационный лист, который составляется в одном экземпляре и подписывается председателем, секретарем и членами аттестационной комиссии, принявшими участие в голосовании.
По итогам аттестации для каждого аттестуемого дается заключение аттестационной комиссии.