Дивизиональные ОСУ (от слова “деление”)
В дивизиональных структурах организация делится на автономные организационные единицы, сформированные по определенному признаку.
В качестве группировочного признака могут выступать:
· реализуемые товары (товарный ассортимент);
· территориальное размещение магазинов и торговых точек;
· целевой рыночный сегмент (обслуживаемый контингент покупателей);
· формы обслуживания и пр.
Дивизиональная ОСУ ориентированная на продукт.
Дивизиональные структуры, отделения которых специализируются на продаже определенных видов товаров, получили название продуктовых.
Используется в тех случаях, когда фирма имеет ряд товаров, требующих специальной проработки.
Полномочия и ответственность по производству и сбыту товара передается одному руководителю. Руководители вторичных подразделений отчитываются перед ним.
Президент | |||||||
Маркетинг | Финансы, планирование | Отдел кадров | МТС | ||||
Товар А | Товар В | Товар С | |||||
Производство | Сбыт | Бухгалтерия | |||||
Рисунок - Дивизиональная ОСУ ориентированная на продукт
Президент | |||||||
Маркетинг | Финансы, планирование | Отдел кадров | МТС | ||||
Отдел детской литературы | Отдел литературы для взрослых | Учебники | |||||
Редактор | Маркетинг Сбыт | Производ ство | Бухгалтерия | ||||
Рисунок - Дивизиональная ОСУ ориентированная на потребителя.
Цель – изучение и удовлетворение потребностей определенных групп потребителей.
Данная ОСУ характерна для банков, издательств, торговых организаций.
Президент | |||||||
Маркетинг | Финансы, планирование | Отдел кадров | МТС | ||||
Регион А | Регион Б | Регион С | |||||
Маркетинг | Производство | Сбыт | Бухгалтерия | ||||
Рисунок - Дивизиональная ОСУ ориентированная на потребителя.
Данная ОСУ используется в случае охвата больших регионов. Облегчает решение проблем с местными законами, обычаями и нуждами местных потребителей.
Принципы построения ДОСУ
Дивизиональная структура строится по принципу «песочных часов» (среднее звено руководства сведено к минимуму).
Высшее звено — штаб-квартира — возглавляется президентом. Численность персонала штаб-квартиры, как правило, незначительна. В ее состав входят также функциональные подразделения, специализирующиеся на видах деятельности, централизация которых в данных условиях является наиболее целесообразной.
Нижнее звено формируют отделения, дифференцированные по одному или нескольким перечисленным выше признакам. В осуществлении своих оперативно-хозяйственных функций отделения пользуются достаточно большой степенью самостоятельности.
Одновременно их деятельность реализуется в рамках стратегии организации и осуществляется под жестким финансовым контролем со стороны штаб-квартиры.
Организационная структура самих отделений может быть построена по любому типу (линейному, линейно-функциональному и пр.).
В качестве контрольных показателей, по которым отчитываются управляющие отделений, как правило, используются следующие:
обязательный объем продаж, обязательный объем прибыли, обязательная норма прибыли, сумма платежей в офис компании (процент от суммы продаж), объем капиталовложений, уровень затрат.
Управление оперативно-хозяйственной деятельностью (решение кадровых вопросов, вопросов технического и товарного обеспечения, внедрения новых форм обслуживания и т. д.) входит в компетенцию управляющего.
Широкое распространение дивизиональных структур во всем мире связано с присущими им важными преимуществами.
Преимущества ДОСУ:
1. Гибкость, способность быстро реагировать на изменения, происходящие во внешней среде. Организация продаж, обеспечивающих возникший спрос, или свертывание торговли в результате резкого сокращение объемов потребления достигается за счет создания новых отделений или ликвидации старых.
2. Высокая степень децентрализация управления. Каждое отделение специализируется в определенной области, хорошо знает ее специфику, требования покупателей, быстро улавливает изменения спроса. Вопросы адаптации к новым условиям решаются на месте, без длительных согласований с высшим руководством.
3. Четкое распределение ответственности. Вся деятельность по направлению находится под руководством одного руководителя Управляющий отделением персонально отвечает перед высшим руководством за выполнение показателей, контролируемых штаб-квартирой (объем прибыли, объем продаж, уровень затрат, соблюдение графика отгрузок и пр.).
4. Реорганизация не затрагивает других отделений, поэтому нет необходимости в перестройке организационной структуры всей компании, перераспределении функций персонала.
Основными недостатками дивизиональной структуры являются:
1. Некоторое дублирование функций управления в штаб-квартире и в отделениях, что приводит к росту управленческих расходов.
2. Отсутствие взаимодействия между отделениями.
3. Недостаточный контроль над реализацией децентрализованных функций.
4. Борьба за корпоративные ресурсы между отделениями.
Решая вопрос о целесообразности использования дивизиональпой структуры, в каждом конкретном случае администрация стоит перед выбором: либо экономить на управленческих расходах и иметь систему управления, медленно реагирующую на рыночную конъюнктуру, либо иметь относительно высокие управленческие расходы, приобретая конкурентные преимущества за счет быстрой адаптации к требованиям рынка. Соответствующие расчеты позволять остановиться на наиболее перспективной альтернативе.
Наиболее эффективны дивизиональные структуры для использования в крупных торговых организациях, в состав которых входят предприятия различной специализации и типизации.
Например,
такие организации могут включать магазины, ориентированные на различные целевые сегменты рынка;
филиалы, расположенные в разных географических зонах с дифференцированным спросом и условиями работы;
предприятия, реализующие различные стадии товародвижения (оптовые торговые предприятия, товарные склады, транспортные предприятия, розничные торговые предприятия).
Дивизиональные структуры целесообразно использовать на средних и небольших предприятиях торговли.
Это организации, специализирующиеся на реализации недорогих товаров массового потребления (кожгалантереи, косметики, канцелярских товаров, книг и другой печатной продукции), продуктов питания (кондитерских изделий, мороженого, выпечки, напитков).
Продажа осуществляется чаще всего через мелкорозничную торговую сеть: киоски, палатки, ларьки, передвижные пункты продажи, торговые автоматы, лотки, торговые точки и прилавки, расположенные на арендуемых площадях других организаций.
Распространенной формой продаж является реализация товаров в условиях отсутствия стационарных помещений, когда продавец приходит к покупателю (например, продажа товаров повседневного спроса в поездах). Отделения формируются чаще всего по географическим зонам (например, районам города), товарной специализации.
Распределение функций в таких организациях определяется условиями работы. Высшее руководство и специалисты могут брать на себя функции, связанные с оптовой закупкой и транспортировкой товаров, поиском новых поставщиков, закупкой и ремонтом оборудования и пр. Они же определяют систему контрольных показателей, обеспечивающих развитие отделения в направлении выбранной организацией стратегии.
Специфика дивизиональной ОСУ состоит в сочетании централизованной координации с децентрализованным управлением.
Проектная организационная структура управления
Данная структура построена на принципе, учитывающем ориентацию на определенный проект, под которым понимаются целенаправленные изменения в системе – например, создание и производство нового товара, применение новых технологий, строительство объектов. При этом деятельность предприятия рассматривается как совокупность проектов, каждый из которых имеет фиксированные начало и конец. То есть это временная структура.
Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые и материальные ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. Каждый проект имеет свою структуру и управление проектом, включающее определение его целей, формирование структуры и планирование работ, организацию работы, координацию действий исполнителей. Менеджер проекта наделяется проектными полномочиями и несет полную ответственность за результаты работы группы и эффективное расходование выделенных ресурсов.
Рисунок - Проектная структура
После выполнения проекта его структура расформировывается, ее компоненты, включая работников, переходят в новый проект или увольняются, следовательно, такие структуры целесообразно формировать для реализации проектов, рассчитанных на длительный период — не менее одного-двух лет.
Преимущества проектной ОСУ:
· гибкость, проста и экономичность структуры;
· сокращена численность аппарата управления персоналом по сравнению с иерархической структурой;
· обладает потенциалом для многопрофильной деятельности;
· высокая степень моральной и материальной заинтересованности персонала, работающего над проектом.
Недостатки проектной ОСУ:
· высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам руководителя проекта – он должен не только управлять всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учитывать его место в сети проектов компании;
· дробление ресурсов между проектами;
· сложное взаимодействие большого числа проектов компании;
· отрыв работников функциональных отделов от коллег (деградация знаний);
· дублирование работы уже существующих в компании служб (можно устранить за счет совместительства).
Матричные (или проектно-матричные) ОСУ основаны на принципах закрепления двойного подчинения. Эта структура управления является наиболее сложной из всех, имеющихся в практике. Матричную структуру можно рассматривать как модификацию проектной структуры.
Принципиальное отличие заключается в подходе к формированию группы, характере ее взаимодействия с подразделениями организации.
Технология перехода к матричному подходу в управлении организацией:
1. Создание временных целевых групп по продукту, проекту или территории, формируемых из представителей различных частей организации. Несмотря на то, что представители целевых групп формально остаются за отделом и/или подразделением, их рекомендовавшим, в то же время они должны непосредственно подчиняться руководителю целевой группы
2. Определение для специально созданных групп статуса постоянных подразделений в организации. Несмотря на этот статус, представители целевых групп представляют интересы направивших их отделов, служб. Привлекаемый для работы над проектом персонал подразделений продолжает работать параллельно над решением задач своего подразделения.
3. Назначение формального руководителя, ответственного за интеграцию всех работ в группе. Этот руководитель координирует деловые отношения с руководителями функциональной и продуктовой частей его работы.
В этих структурах по вертикали показано управление структурными подразделениями организации, по горизонтали — управление отдельными программами и проектами (например, при организации исследований и разработок), для выполнения которых на время привлекаются специалисты и ресурсы из различных подразделений организации.
Матричная структура предусматривает больший объем информации и принятых решений, чем в предыдущих организационных системах.
Отличительной чертой матричного подхода является формальное наличие у работника одновременно двух начальников с равными правами. Эта система двойного подчинения основана на комбинации двух начал — функционального и продуктового.
Функциональная (или техническая, горизонталь) часть матрицы ответственна за обеспечение работы спецификациями, техническим руководством, квалифицированным персоналом и его развитием.
Продуктовая (или административная, вертикаль) часть матрицы отвечает за планирование работы, управление и оценку результатов, выполнение рабочих операций, достижение поставленных целей.
Комбинация этих двух частей направлена на поддержание баланса между техническими (как хорошо работа выполнена) и административными (какая работа сделана и во сколько это обошлось) целями. Эффективное переплетение вертикальных (административная часть) и горизонтальных (техническая часть) связей и коммуникаций обеспечивает требуемый баланс.
Каждая матрица отношений включает три типа ролей в организации:
• главный руководитель, поддерживающий баланс в системе двойного подчинения;
• руководители функциональных и продуктовых подразделений, «делящие» подчиненного в ячейке матрицы между собой;
• руководители ячеек матрицы, равно отчитывающиеся и перед функциональным, и перед продуктовым руководителем.
Специалисты функциональных отделов закрепляются на формальной основе за определенным продуктом и поэтому должны подчиняться двум руководителям.
Эффективная поддержка данных ролей на должном уровне предъявляет очень высокие требования к персоналу во всех отношениях.
Преимущества матричной структуры:
· освобождение высшего руководства от решения оперативных задач;
· повышение эффективности использования персонала;
· гибкость организационной структуры, возможность быстрой перестройки и повышения конкурентоспособности предприятия;
· повышение компетентности в принятии решений на различных уровнях.
Недостатки использования матричных структур:
· дуализм управления;
· возможность возникновения конфликтных ситуаций во временных группах;
· дополнительные затраты времени на различного рода согласования между руководством.
ТЕМА " КОНТРОЛЬ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ"