Тема № 5. «Развитие у детей дошкольного возраста геометрических представлений»

Тема № 5. «Развитие у детей дошкольного возраста геометрических представлений»

План:

1.Понятие «геометрической фигуры», «форма».

2. Значение развития геометрических представлений у детей дошкольного возраста.

3. Особенности восприятия геометрических фигур и формы предметов детьми дошкольного возраста.

4. Характеристика программных задач по разделу «Геометрические фигуры» в «От рождения до школы», «Детство». В младшей группе. Определить усложнение в содержании задач.

5. Методика работы по ознакомлению детей с новой геометрической формой.

6. Использование средств занимательной геометрии в работе с дошкольниками.

Практическая часть:

1. Составить план одного занятия (для детей 3-4 лет игры-занятие) с включением задач из раздела « геометрические фигуры». Провести занятие по намеченному плану.

3. Проанализировать занятие по плану:

а) Был ли интерес у детей к занятию?

б) Решены ли поставленные задачи?

в) На что была направленна программа задач по развитию геометрических представлений : на изучения нового материала; на выработку практических навыков; на закрепление пройденного?

г) Какие приемы способствовали успешному решению поставленной задачи?

Список используемой литературы

Понятие «геометрическая фигура», «форма».

Форма — это основное зрительно и осязательно воспринимаемое свойство предмета, которое помогает отличать один предмет от другого.

Исходным содержанием понятия о форме являются реальные предметыокружающей действительности.

Наблюдая за предметами окружающего мира, человек заметил, что есть некоторое общее свойство, позволяющее объединить предметы в одну группу. Была создана система эталонов для обозначения форм конкретных предметов - это система геометрических фигур.

Таким образом, геометрические фигуры выступают образцами, эталонами формы реальных предметов или их частей.

Группировка геометрических фигур может быть представлена следующим образом:

- плоские и объемные,

- имеющие углы и не имеющие их, т. е. округлые,

- различающиеся по внешним признакам.

С помощью геометрических фигур проводится анализ окружающего мира, удовлетворяется потребность в том, чтобы разобраться в многообразии форм, в том, «что на что похоже». В результате происходит уподобление одного предмета по форме (похож на огурчик, как окошечко) и т. д.

В системе геометрических фигур сконцентрирован обобщенный опыт сенсорной деятельности людей. Форма воспринимается зрительно-осязательно-двигательным путем. Ознакомление детей с формой предметов всегда было в центре внимания психологов, педагогов и методистов прошлого и настоящего.

Занятие по математическому развитию для детей в младшей группе МДОУ № 111

Тема: Длинный, короткий. Геометрическая сказка.

Цель:создать благоприятные условия для использования разнообразных видов деятельности в целях повышения эффективности воспитательно – образовательного процесса.

Задачи:

  • Обучающие:различать и называть геометрические фигуры ; закреплять основные признаки геометрических фигур: форма, цвет, а также понятий длинный, короткий.Активизировать в речи слова: «длины», «короткий».
  • Развивающие: развивать наблюдательность, логическое мышление, память, воображение.
  • Воспитывающие: воспитывать чувство взаимопомощи.

Предварительная работа:

изготовление геометрических фигур, лент.

Оборудование:

1. Игрушка Петрушка.

2. Геометрические фигуры: 3-4 маленьких желтых треугольника, маленький желтый круг, большой желтый круг, красный большой квадрат, синий большой треугольник, зеленый маленький треугольник, синий маленький прямоугольник

3. три полоски разного цвета: короткая, чуть подлиннее и длинная.

План занятия:

Вводная часть.

Стук. Появляется Петрушка.

Воспитатель- Дети, посмотрите, кто к нам пришёл в гости!

Петрушка- Здравствуйте дети. Я очень рад зайти к вам в гости. Ребята, а вы любите сказки?

Дети- Да.

Ход занятия:

Петрушка: - В одном сказочной стране жил был ой...

Воспитатель выставляет на ковролин маленький желтый круг. Что это?(вопрос детям)

Дети: - Круг

Петрушка -А какого он цвета?

дети - Желтого

Петрушка - Так вот катился катился маленький желтый круг и встретил...

Воспитатель выставляет большой желтый круг

Дети - Круг

Петрушка - А он большой или маленький и какого цвета?

Дети - Большой, желтого цвета

Петрушка - Решили кружки поиграть в прятки и мы с вами поиграем в прятки. Давайте ребятки закрывайте глазки.Воспитатель ставит большой круг в левый верхний угол ковролина к нему с разных сторон прикрепляет маленькие желтые треугольники.

Петрушка -Ребятки посмотрите куда большой желтый круг спрятался.

Дети - Круг стал солнышком.

Петрушка - Ай да молодцы. А наш маленький кружок покатился дальше. Катился, катился и прикатился на полянку, а там две фигуры грустят..

Воспитатель выставляет красный большой квадрат и синий большой треугольник.

петрушка -А скажите мне ребята кто тут грустит?

Дети: треугольник и квадрат.

Петрушка уточняет цвет фигур. Затем продолжает сказку.. - Начали фигуры прыгать друг через друга. Вдруг круг кричит им стойте, стойте у вас получился...

Воспитатель ставит треугольник на квадрат

Дети - Получился домик

Петрушка - Молодцы какие. А наш круг покатился по дорожке дальше и тут он увидел....

Воспитатель выставляет зеленый маленький треугольник и синий маленький прямоугольник.

Дети - называют форму и цвет фигур.

Петрушка - Молодцы ребята. А нашему кружку так понравилось игры для фигур придумывать, что он и треугольнику с прямоугольником игру придумал.

Воспитатель делает из фигур "качели"

Петрушка - Что получилось у кружка ?

Дети - Качели.

Физкульт минутка «собачка»

Петрушка - Какие вы умнички. А теперь давайте встанем и не много разомнемся игра "Собака"

Человечки в доме жили Дети хлопают в ладоши

Меж собой они дружили

Звали их совсем чудно

Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо

Засмеялись человечки Легкий шаг на месте

хо-хо-хо хо-хо-хо

Им собака шла на встречу

И дышала глубоко

Улыбнулись человечки Пружинка

Хи-хи-хи хи-хи-хи

Ты похожа на овечку

Прочитать тебе стихи

Разобиделась собака Покачивания головой в разные стороны

И ушами затрясла

Человечки же хохочут Слегка топают

Ха-ха-ха, ха-ха-ха.

Петрушка - Садитесь наша сказка продолжается. А наш кружок докатился до дорожек и решил по ним погулять.

Заключительная часть. Закрепляющая.

Воспитатель выставляет три полоски

Петрушка - Покатился кружок по первой дорожке раз, два и прикатился к концу. Короткая дорожка оказалась. Покатился кружок по второй дорожке Раз, два, раз, два. Дорожка чуть длиннее оказалась. А по третьей дорожке покатился кружок раз, два, раз, два, раз, два, ух устал длинная дорожка оказалась.

Петрушка - А давайте еще поиграем кружок будет катиться по дорожке, а вы ребята будете говорить по какой дорожке он катиться, по длинной, короткой, или чуть длиннее.

Воспитатель прокатывает кружок по дорожкам и спрашивает детей.

Петрушка- Ну вот и кончается наша сказка, понравилось вам ребятки?

Дети - Да.

Воспитатель- А какие геометрические фигуры мы сегодня встретил?

Дети - руг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Петрушка прощается с детьми.

Анализ занятия:

Проведенное занятие было интересно детям, дети с удовольствием в нем учувствовали. В занятии были использованы методические приемы соответствующие возрасту детей: вопросы, педагогическая оценка, использование сюрпризных моментов. Программные задачи были направленны на повторение и закрепление названий геометрических фигур, цвета, величин «большой»», «маленький». Поставленные задачи были решены.

Тема № 5. «Развитие у детей дошкольного возраста геометрических представлений»

План:

1.Понятие «геометрической фигуры», «форма».

2. Значение развития геометрических представлений у детей дошкольного возраста.

3. Особенности восприятия геометрических фигур и формы предметов детьми дошкольного возраста.

4. Характеристика программных задач по разделу «Геометрические фигуры» в «От рождения до школы», «Детство». В младшей группе. Определить усложнение в содержании задач.

5. Методика работы по ознакомлению детей с новой геометрической формой.

6. Использование средств занимательной геометрии в работе с дошкольниками.

Практическая часть:

1. Составить план одного занятия (для детей 3-4 лет игры-занятие) с включением задач из раздела « геометрические фигуры». Провести занятие по намеченному плану.

3. Проанализировать занятие по плану:

а) Был ли интерес у детей к занятию?

б) Решены ли поставленные задачи?

в) На что была направленна программа задач по развитию геометрических представлений : на изучения нового материала; на выработку практических навыков; на закрепление пройденного?

г) Какие приемы способствовали успешному решению поставленной задачи?

Список используемой литературы

Наши рекомендации