Тема № 5. «Развитие у детей дошкольного возраста геометрических представлений»
Тема № 5. «Развитие у детей дошкольного возраста геометрических представлений»
План:
1.Понятие «геометрической фигуры», «форма».
2. Значение развития геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
3. Особенности восприятия геометрических фигур и формы предметов детьми дошкольного возраста.
4. Характеристика программных задач по разделу «Геометрические фигуры» в «От рождения до школы», «Детство». В младшей группе. Определить усложнение в содержании задач.
5. Методика работы по ознакомлению детей с новой геометрической формой.
6. Использование средств занимательной геометрии в работе с дошкольниками.
Практическая часть:
1. Составить план одного занятия (для детей 3-4 лет игры-занятие) с включением задач из раздела « геометрические фигуры». Провести занятие по намеченному плану.
3. Проанализировать занятие по плану:
а) Был ли интерес у детей к занятию?
б) Решены ли поставленные задачи?
в) На что была направленна программа задач по развитию геометрических представлений : на изучения нового материала; на выработку практических навыков; на закрепление пройденного?
г) Какие приемы способствовали успешному решению поставленной задачи?
Список используемой литературы
Понятие «геометрическая фигура», «форма».
Форма — это основное зрительно и осязательно воспринимаемое свойство предмета, которое помогает отличать один предмет от другого.
Исходным содержанием понятия о форме являются реальные предметыокружающей действительности.
Наблюдая за предметами окружающего мира, человек заметил, что есть некоторое общее свойство, позволяющее объединить предметы в одну группу. Была создана система эталонов для обозначения форм конкретных предметов - это система геометрических фигур.
Таким образом, геометрические фигуры выступают образцами, эталонами формы реальных предметов или их частей.
Группировка геометрических фигур может быть представлена следующим образом:
- плоские и объемные,
- имеющие углы и не имеющие их, т. е. округлые,
- различающиеся по внешним признакам.
С помощью геометрических фигур проводится анализ окружающего мира, удовлетворяется потребность в том, чтобы разобраться в многообразии форм, в том, «что на что похоже». В результате происходит уподобление одного предмета по форме (похож на огурчик, как окошечко) и т. д.
В системе геометрических фигур сконцентрирован обобщенный опыт сенсорной деятельности людей. Форма воспринимается зрительно-осязательно-двигательным путем. Ознакомление детей с формой предметов всегда было в центре внимания психологов, педагогов и методистов прошлого и настоящего.
Занятие по математическому развитию для детей в младшей группе МДОУ № 111
Тема: Длинный, короткий. Геометрическая сказка.
Цель:создать благоприятные условия для использования разнообразных видов деятельности в целях повышения эффективности воспитательно – образовательного процесса.
Задачи:
- Обучающие:различать и называть геометрические фигуры ; закреплять основные признаки геометрических фигур: форма, цвет, а также понятий длинный, короткий.Активизировать в речи слова: «длины», «короткий».
- Развивающие: развивать наблюдательность, логическое мышление, память, воображение.
- Воспитывающие: воспитывать чувство взаимопомощи.
Предварительная работа:
изготовление геометрических фигур, лент.
Оборудование:
1. Игрушка Петрушка.
2. Геометрические фигуры: 3-4 маленьких желтых треугольника, маленький желтый круг, большой желтый круг, красный большой квадрат, синий большой треугольник, зеленый маленький треугольник, синий маленький прямоугольник
3. три полоски разного цвета: короткая, чуть подлиннее и длинная.
План занятия:
Вводная часть.
Стук. Появляется Петрушка.
Воспитатель- Дети, посмотрите, кто к нам пришёл в гости!
Петрушка- Здравствуйте дети. Я очень рад зайти к вам в гости. Ребята, а вы любите сказки?
Дети- Да.
Ход занятия:
Петрушка: - В одном сказочной стране жил был ой...
Воспитатель выставляет на ковролин маленький желтый круг. Что это?(вопрос детям)
Дети: - Круг
Петрушка -А какого он цвета?
дети - Желтого
Петрушка - Так вот катился катился маленький желтый круг и встретил...
Воспитатель выставляет большой желтый круг
Дети - Круг
Петрушка - А он большой или маленький и какого цвета?
Дети - Большой, желтого цвета
Петрушка - Решили кружки поиграть в прятки и мы с вами поиграем в прятки. Давайте ребятки закрывайте глазки.Воспитатель ставит большой круг в левый верхний угол ковролина к нему с разных сторон прикрепляет маленькие желтые треугольники.
Петрушка -Ребятки посмотрите куда большой желтый круг спрятался.
Дети - Круг стал солнышком.
Петрушка - Ай да молодцы. А наш маленький кружок покатился дальше. Катился, катился и прикатился на полянку, а там две фигуры грустят..
Воспитатель выставляет красный большой квадрат и синий большой треугольник.
петрушка -А скажите мне ребята кто тут грустит?
Дети: треугольник и квадрат.
Петрушка уточняет цвет фигур. Затем продолжает сказку.. - Начали фигуры прыгать друг через друга. Вдруг круг кричит им стойте, стойте у вас получился...
Воспитатель ставит треугольник на квадрат
Дети - Получился домик
Петрушка - Молодцы какие. А наш круг покатился по дорожке дальше и тут он увидел....
Воспитатель выставляет зеленый маленький треугольник и синий маленький прямоугольник.
Дети - называют форму и цвет фигур.
Петрушка - Молодцы ребята. А нашему кружку так понравилось игры для фигур придумывать, что он и треугольнику с прямоугольником игру придумал.
Воспитатель делает из фигур "качели"
Петрушка - Что получилось у кружка ?
Дети - Качели.
Физкульт минутка «собачка»
Петрушка - Какие вы умнички. А теперь давайте встанем и не много разомнемся игра "Собака"
Человечки в доме жили Дети хлопают в ладоши
Меж собой они дружили
Звали их совсем чудно
Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо
Засмеялись человечки Легкий шаг на месте
хо-хо-хо хо-хо-хо
Им собака шла на встречу
И дышала глубоко
Улыбнулись человечки Пружинка
Хи-хи-хи хи-хи-хи
Ты похожа на овечку
Прочитать тебе стихи
Разобиделась собака Покачивания головой в разные стороны
И ушами затрясла
Человечки же хохочут Слегка топают
Ха-ха-ха, ха-ха-ха.
Петрушка - Садитесь наша сказка продолжается. А наш кружок докатился до дорожек и решил по ним погулять.
Заключительная часть. Закрепляющая.
Воспитатель выставляет три полоски
Петрушка - Покатился кружок по первой дорожке раз, два и прикатился к концу. Короткая дорожка оказалась. Покатился кружок по второй дорожке Раз, два, раз, два. Дорожка чуть длиннее оказалась. А по третьей дорожке покатился кружок раз, два, раз, два, раз, два, ух устал длинная дорожка оказалась.
Петрушка - А давайте еще поиграем кружок будет катиться по дорожке, а вы ребята будете говорить по какой дорожке он катиться, по длинной, короткой, или чуть длиннее.
Воспитатель прокатывает кружок по дорожкам и спрашивает детей.
Петрушка- Ну вот и кончается наша сказка, понравилось вам ребятки?
Дети - Да.
Воспитатель- А какие геометрические фигуры мы сегодня встретил?
Дети - руг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Петрушка прощается с детьми.
Анализ занятия:
Проведенное занятие было интересно детям, дети с удовольствием в нем учувствовали. В занятии были использованы методические приемы соответствующие возрасту детей: вопросы, педагогическая оценка, использование сюрпризных моментов. Программные задачи были направленны на повторение и закрепление названий геометрических фигур, цвета, величин «большой»», «маленький». Поставленные задачи были решены.
Тема № 5. «Развитие у детей дошкольного возраста геометрических представлений»
План:
1.Понятие «геометрической фигуры», «форма».
2. Значение развития геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
3. Особенности восприятия геометрических фигур и формы предметов детьми дошкольного возраста.
4. Характеристика программных задач по разделу «Геометрические фигуры» в «От рождения до школы», «Детство». В младшей группе. Определить усложнение в содержании задач.
5. Методика работы по ознакомлению детей с новой геометрической формой.
6. Использование средств занимательной геометрии в работе с дошкольниками.
Практическая часть:
1. Составить план одного занятия (для детей 3-4 лет игры-занятие) с включением задач из раздела « геометрические фигуры». Провести занятие по намеченному плану.
3. Проанализировать занятие по плану:
а) Был ли интерес у детей к занятию?
б) Решены ли поставленные задачи?
в) На что была направленна программа задач по развитию геометрических представлений : на изучения нового материала; на выработку практических навыков; на закрепление пройденного?
г) Какие приемы способствовали успешному решению поставленной задачи?
Список используемой литературы