Преемственность в математическом развитии детей детского сада и школы

Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному, в частности к математическому, развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс, увеличение потока информации, изменения, происходящие в нашем обществе, особенно в эконо­мической жизни. Изменения содержания образования, повыше­ние значимости математического развития, переход на обучение в школе с шести лет требуют совершенствования дошкольного развития, обучения и воспитания.

Учебно-воспитательная работа в детском саду и школе долж­на представлять единый развивающий процесс. Преемствен­ность в работе дошкольных и школьных учреждений по матема­тическому развитию ребенка предусматривает непрерывность в образовании, взаимосвязь в методах, приемах, формах и средст­вах обучения, согласованность содержания программ и др.

Преемственность является одним из принципов обучения и воспитания. Создание целостной педагогической системы пре­дусматривает своеобразие развития ребенка на каждом этапе, взаимосвязь этих этапов, где каждый последующий является ор­ганическим продолжением предыдущего.

На занятиях по математике в детском саду в старших группах начинают формироваться навыки учебной деятельности (см. лекцию 2), что дает возможность ребенку безболезненно при­выкнуть к школьному режиму работы и адаптироваться в новых условиях.

Основные отличия в организации работы:

Школа Детский сад
• Преобладает учебная деятельность. • Преобладает игровая деятельность.
• Классная комната предназначена только для проведения уроков. • Занятия проводятся в помещении с разнообразными функциями.
• Общение детей разного возраста (в том числе со старшеклассниками). • Дети находятся в кругу сверстников.
• Строгая урочная система с разделением предметов. • Гибкая система занятий (например, комбинированные).
• Четкое ограничение во времени (звонки). • Возможность целесообразного выбора времени начала и длительности занятия.
•И др.  

Современные программы по математическому развитию де­тей в дошкольных учреждениях и обучению математике в пер­вых классах школы стремятся к осуществлению преемственно­сти. Наличие большого количества альтернативных программ усложняет эту работу. Но необходимо предоставить родителям возможность выбора обучения ребенка по желаемой системе, главное чтобы она не прерывалась.

Целенаправленная подготовка детей к школе обеспечивается в двух основных организационных формах: в подготовительных группах детского сада и подготовительных классах школы (для детей, не посещающих детский сад).

Содержание математического развития дошкольников охва­тывает все вопросы, необходимые для школьного изучения мате­матики и других предметов. Формируя количественные пред­ставления, в детском саду учат детей работать с множествами и числами в пределах десятка. В первом классе их знания расши­ряются, умения совершенствуются. Дошкольников знакомят с геометрическими фигурами, учат определять форму окружаю­щих предметов. В школе объектом изучения становятся свойства геометрических фигур. Представления дошкольников о величи­нах являются основой для изучения не только математики, но и физики, черчения и др. Формирование умения ориентироваться в пространстве и времени дает возможность ребенку, пришедше­му в первый класс, осознанно и правильно выполнять задания учителя, свободно работать на листе бумаги в клетку, планиро­вать свою деятельность во времени и многое другое.

Обеспечение высокого уровня математического развития де­тей, поступающих в первый класс, их предварительная подготовка к школьному обучению существенно влияют на качество ус­воения математического материала в школе. Необходимо уделять серьезное внимание правильной организации учебно-воспита­тельной работы в детских садах, особенно в старшем дошколь­ном возрасте. Самое главное здесь не объем полученных знаний, а сформированное умение и желание получать знания, использо­вать их в новых ситуациях. Развитие познавательного интереса, в частности к математике, — одна из задач детского сада. Математическое развитие в дошкольном возрасте оказывает огромное влияние на сенсорное, речевое, умственное развитие ребенка, формирует личностные качества (аккуратность, орга­низованность и др.). Все это поможет ребенку в школьном обу­чении.

43. Значение диагностики в планировании задач по математическому развитию в дошкольном образовательном учреждении

Эффективность воспитательного процесса – это соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике.

Диагностика результатов развития личности является главным содержанием деятельности по определению эффективности воспитательного процесса. Основное предназначение воспитания заключается в его развивающем влиянии, поэтому происходящие изменения в личности ребенка могут свидетельствовать об эффективности данного процесса. Педагогическая диагностика – способ исследования педагогического процесса, целью которого являются оптимизация и обоснование его результатов для общества.

Под «желаемыми результатами» понимаются: соответствие уровня знаний, умений и навыков задачам воспитания и развития воспитанников данного возраста; развитие психических процессов в соответствии с возрастными особенностями; развитие морально–волевых качеств, способностей ребенка. Диагностические исследования требуют точной фиксации, качественной, профессиональной оценки результатов, логических выводов, компетентных и реальных рекомендаций.

Диагностика изменений ситуации развития ребенка в течении нескольких лет, а не одноразовые срезы, пусть даже очень глубокие и детальные должна лежать в основе разработки рекомендаций и выводов по результатам изучения эффективности воспитательного процесса. Педагогическое обследование направлено на определение уровней усвоения программного материала воспитанниками дошкольного возраста. На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технологии достижения желаемого результата, формы и способы устранения недостатков. Педагогическое обследование направлено на выявление уровня усвоения программного материала, достижения высокого результата его усвоения, коррекцию форм, способов и методов обучения воспитанников, эффективность использования педагогических технологий. Педагогическое обследование могут проводить педагоги ДОУ (заведующий, методист, педагоги узкой специальности, воспитатели), имеющие квалификационную категорию или опыт педагогической работы по программам и технологиям, реализуемым в ДОУ.

Целесообразно проводить многолетнее диагностическое исследование с неизменными критериями и методиками на протяжении всего периода изучения. В этой связи следует продумать и создать систему хранения и интерпретации получаемой в течение нескольких лет информации.

В ходе диагностики необходимо определить наиболее эффективные педагогические средства и те формы и способы организации воспитательного процесса, которые в наименьшей степени повлияли на развитие личности воспитанников.

44. Индивидуально – дифференцированный подход к детям с разноуровневой подготовкой

Происходящие кардинальные изменения в социально-экономическом устройстве России не могут не затрагивать системы образования, которая в новых условиях тоже вынуждена и должна изменяться, чтобы быть способной удовлетворять новым требованиям, предъявляемым обществом и государством.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования выдвигает перед педагогами дошкольных организаций такие требования, как использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям и построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированных на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития. На основании этих требований мы можем сделать вывод об исключительной важности индивидуализации дошкольного образования и оптимизации работы с группой детей.

До недавнего времени образовательный процесс в ДОУ осуществлялся в двух основных формах: традиционной и исследовательской (в форме развивающего обучения). Задача педагога – обнаружить, выявить и раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка. У термина “способности” довольно много синонимов. Один из них – “уровень развития”. У способных детей более высокий уровень умственных способностей. Высокий уровень определяется относительно возрастной нормы, а ею служит показатель, который является средним для данной возрастной группы. Дети одного возраста различаются по уровню развития умственных способностей. Те из сверстников, которые обладают высоким уровнем развития, решают более трудные задачи, быстрее овладевают новыми понятиями. При решении же определенной задачи им требуется значительно меньше времени, чем детям с более низким уровнем развития. Во-первых, потому, что необходимые умственные операции у них более отработаны, отлажены, во-вторых, они реже ошибаются. Умственное развитие у таких детей происходит с опережением по отношению в возрастной норме, а у детей с низким уровнем развития – с отставанием.

Выходом из создавшейся ситуации может послужить дифференцированный подход в воспитании и обучении дошкольников на основе представлений педагога о личностных возможностях воспитанника, анализа представления способностей детей к обучению. «Дифференциация» в переводе с латинского обозначает «разделение, расслоение целого на части, формы, ступени». Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой педагог работает с группой детей, составленной с учетом наличия у них каких либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа).

Дифференцированное обучение (дифференцированный подход в обучении) это:

• создание разнообразных условий обучения для различных образовательных учреждений, групп, с целью учета особенностей их контингента;

• комплекс методических, психолого-педагогических, организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Одним из видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение. По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющих основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

по возрастному составу (группы, возрастные параллели, разновозрастные группы);

по полу (мужские, женские, смешанные);

по области интересов (технические, природоведческие, художественные, социальные);

по уровню умственного развития (или по уровню достижения): одаренные дети, дети, входящие в группу общего развития, дети, требующие повышенного индивидуального внимания;

по личностно-психологическим типам (по типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);

по уровню здоровья (группы здоровья).

Дифференцированный подход имеет смысл как способ эффективной помощи ребенку в совершенствовании его личности и занимает промежуточное положение между воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым воспитанником. Он облегчает, упорядочивает воспитательную деятельность педагога, так как позволяет разрабатывать методы воспитания не только для каждого ребенка в отдельности (что практически невозможно, например, в условиях большой наполняемости групп и загруженности педагогов, а для “категорий” детей.

В процессе дифференцированного подхода педагог изучает, анализирует, классифицирует различные качества личности и их проявлений у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для определенной группы воспитанников, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания, формы включения детей в общую деятельность и коллективные отношения.

При этом ребенок в меньшей степени чувствует себя объектом воспитания, так как основные воздействия педагога направлены на группу в целом, а не на него. В чем новизна (практическая острота) этой проблемы в настоящее время? В условиях современного ДОУ “дифференцированное подход” – это создание наиболее благоприятных условий для развития личности воспитанника как индивидуальности. Отсюда следует: дифференцированное обучение – не цель, а средство развития индивидуальности.

В качестве примера можно привести использование развивающих игр во время непосредственно образовательной деятельности в области познания. Для выполнения одного и того же задания «Построить ракету» детям с высоким уровнем развития предлагается построение с помощью квадрата Воскобовича, со средним – с помощью кубиков Никитина, для более слабой подгруппы – с помощью блоков Дьенеша. Например, при составлении узоров из кубиков Никитина, образцы также могут быть разной степени сложности, а можно предложить детям творческое задание наивысшей степени сложности. Используя палочки Кюизенера можно дать задание с определенным количеством цветов или палочек, выложить узор по образцу и т. п. При работе в подгруппах мальчиков и девочек первые более охотно строят тракторы, корабли и дома, а вторые выкладывают цветы, украшения, предметы одежды. В слабой подгруппе дети выполняют задания с помощью воспитателя, в более сильной подгруппе – самостоятельно.

Таким образом, внедрение дифференцированного подхода в образовательный процесс невозможно без знания индивидуальности каждого ребенка с присущими только ему личностными особенностями. Знание этих особенностей как раз и обеспечивает построение личностно-ориентированной системы воспитания и построения индивидуальной траектории развития ребенка. Следовательно, исходный пункт в организации системы дифференцированного подхода – раскрытие возможностей каждого воспитанника с целью его дальнейшего развития и повышения эффективности всего образовательного процесса в целом.

Планирование работы по ФЭМП

Цель планирования

Обеспечить выполнение «Программы воспитания и обучения в ДОУ».

Значение планирования работы по математическому развитию

• Дает возможность систематично и последовательно решать программные задачи математического развития-детей.

• Помогает целенаправленно осуществлять работу по мето­дике математического развития.

• Конкретизирует программные задачи с учетом уровня раз­вития детей.

• Помогает всем детям и каждому ребенку в отдельности ус­воить программный материал.

• Обеспечивает комплексное решение образовательных, раз­вивающих, воспитательных и коррекционных задач.

Виды планирования

Перспективное (на месяц, квартал, год).

Календарное (по датам).

Тематическое (по определенной проблеме).

Комплексное (сочетающее разные задачи по различным

направлениям).

Индивидуальное (отражающее работу с одним ребенком).

Содержание планирования работы по математическому развитию

• Занятия по математике.

• Работа вне занятий (во время других режимных процессов).

• Связь с занятиями по другим методикам.

• Индивидуальная работа.

Условия, помогающие правильно спланировать работу математическому развитию дошкольников

* Знание программы математического развития в ДОУ.

• Знание дидактических принципов обучения.

• Владение методикой математического развития дошколь­ников.

• Знание особенностей формирования математических пред­ставлений у детей в зависимости от возраста и проблем в развитии.

• Знание возрастных особенностей детей данной группы.

• Знание индивидуальных особенностей детей своей группы.

• Учитывание имеющихся знаний у детей.

• Совместное планирование обоих воспитателей, работаю­щих в одной группе.

• Повышение квалификации воспитателя путем изучения
передового опыта и современных требований к математи­ческому развитию дошкольников.

Требования к двухнедельному планированию работы по математическому развитию в ДОУ

1.Занятия по математике проводятся в середине недели в первой половине дня в сочетании с занятиями, не требующими высокой умственной нагрузки.

2.Количество занятий в неделю определяется программой (по типовой программе: во второй младшей, средней и старшей группах — 1, в подготовительной группе — 2).

3.На одном занятии решается обычно не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.

4.В течение двух недель охватываются задачи из всех пяти разделов формирования элементарных математических пред­ставлений (количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени).

5.В других режимных процессах и на других занятиях идет подготовка детей к получению новых знаний по математике, за­крепление и применение изученного материала, индивидуальная
работа.

Замечание. Необходимо правильно формулировать задачи математического развития: новые задачи начинаются со слов: «научить», «дать поня­тие», «познакомить», «сформировать умение»; старые задачи начинаются со слов: «повторить», «закре­пить», «отработать», «совершенствовать умения».

46. Современные требования к проведению специально организованной и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста

Математическое развитие осуществляется во всех структурах педагогического процесса: всовместной деятельности взрослого с детьми (непосредственно образовательная деятельность и режимные моменты), самостоятельной детской деятельности, тем самым, детям предоставляется возможность анализировать, сравнивать, обобщать.

Главную педагогическую задачу интеллектуального развития дошкольников Л.М. Кларина видит в создании таких условий, при которых у ребенка возникло бы желание научиться и имелась бы возможность это сделать. Такое желание возникает тогда, когда он сталкивается с трудностью, когда для его преодоления необходимо овладеть новыми умениями, когда проявляется потребность учиться, когда он получает удовольствие в процессе учения и когда, наконец, на помощь ребенку приходит игра - это самостоятельное открытие мира. Но интерес к игре пропадает, если вовремя не внести в нее нечто новое, что вновь приведет к открытиям. Словом, играть и учиться - вот правило работы с дошкольниками. Причем учиться нужно так, чтобы это воспринималось как игра, как самоценная деятельность, результат и процесс которой интересен ребенку и доставляет ему удовольствие. Лишение детей удовольствия, инициативы, как правило, ведет к потере игры.

НОДкак основная форма организации обучения нашло свое подтверждение в исследованиях A.M. Леушиной.

В последние годы учебная модель организации образовательного процесса подвергается критике за жесткую регламентацию детской деятельности. Однако, отказаться от нее полностью нецелесообразно. От проведения занятий не отказываются программы - "Радуга", "Развитие", "Детство".

Комплексно-тематическая модель - допускает вариативность позиций взрослого (в какие-то моменты он выполняет роль учителя; в какие-то роль партнера по деятельности.

Предметно-средовая модель - обучение математике направлено на преодоление стандартного подхода к детям, предоставление им большой самостоятельности, индивидуализацию образовательного процесса. Роль взрослого заключается в организации развивающей предметной среды, в готовности его подключиться в любой момент к деятельности ребенка.

Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова в ориентирах и требованиях к обновлению содержания дошкольного образования указывают, что наиболее эффективная модель "сборная", в соответствии с которой весь образовательный процесс в ДОУ разделяется на 3 блока:

1) специально организованное обучение в форме НОД;

2) совместная деятельность взрослого с детьми, строящаяся на непринужденной, необязательной форме;

3) совместная самостоятельная деятельность самих детей.

Эта модель хорошо вписывается современный образовательный процесс по формированию математических представлений:

- регламентированные НОД по математике готовят ребенка к школе (в плане введения в базовые академические понятия и подготовки в психологическом плане);

- в совместной деятельности происходит опосредованное обучение на основе сотрудничества и сотворчества взрослого с ребенком,

- в ходе свободной самостоятельной деятельности создаются условия для его творческой самореализации.

Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова справедливо утверждают, что по отношению к детям воспитатель может занимать различные позиции:

- позицию учителя, который ставит перед детьми задачи и определяет способы их решения, при этом находясь в положении "над" ребенком: позицию включенного в деятельность равного партнера, ненавязчиво рекомендуя детям различные способы их более рациональной деятельности, выполняемой вместе с ними;

- позицию создателя развивающей среды, предоставляя детям возможность действовать свободно и самостоятельно.

Наши рекомендации