Методические указания к заданию 4
Построение координатной сетки
1. Координатную сетку в виде квадратов со сторонами 10 см рекомендуется строить при помощи циркуля-измерителя и линейки. Для этого проводят две диагонали из углов листа чертежной бумаги, затем из точки пересечения диагоналей циркулемизмерителем откладывают на диагоналях расстояние l = 16 см и соединяют концы отложенных отрезков. Получив прямоугольник, на его сторонах циркулем-измерителем откладывают отрезки по 10 см снизу вверх и слева направо. Противолежащие концы этих отрезков соединяют и получают координатную сетку квадратов.
2. Необходимое количество квадратов сетки, исходя из полученных значений координат точек теодолитно-высотного хода (табл. 3, графы 30, 11), принять равным 2×2.
3. Вычертить сетку квадратов (остро отточенным твердым карандашом) одним из способов, описанным в учебнике, и проконтролировать правильность построения, сравнив стороны диагонали квадратов циркулем-измерителем. Расхождение в их длинах допускается не более 0,2 мм.
4. Провести оцифровку координатной сетки кратно 200 м таким образом, чтобы теодолитный ход размещался примерно в середине листа бумаги.
5. Нанести на план точки теодолитного хода по координатам, затем съемочные - по журналу тахеометрической съемки и ситуацию по абрисам с соблюдением условных знаков (см. рис. 4). После этого проводят интерполяцию горизонталей. План оформить в соответствии с рис. 5.
Оформление топографического плана
1. Вычертить в карандаше строго в соответствии с условными знаками все контуры и рельеф. Вспомогательные построения на плане не показывают. Толщина линий на плане не должна превышать 0,2 мм, если она не оговорена "Условными знаками". Горизонтали, кратные 1 м, вычертить толщиной 0,1 мм. Горизонтали с отметками, кратными 5,0 м, утолщают в 2,5 раза.
2. При отсутствии книги "Условные знаки" следует руководствоваться образцами условных знаков на рис. 4. Допускается оформление плана в одном цвете простым карандашом.
3. В учебных целях, отступив от сетки квадратов расстояние, кратное 1 см, вокруг плана вычерчивают рамку (см. рис. 5).
Пересечение координатных линий (вычерчивается зеленой тушью) | |
Пункт полигонометрии (полигонометрический знак) | |
Точка съемочного обоснования. Съемочный пикет, высота цифр 1,6 м | |
Грунтовая дорога. Толщина линий 0,1 мм расстояние между линиями (сплошной и пунктирной) 1,3 мм | |
Тропа. Толщина линий 0,15 мм | |
Границы угодий | |
Огород, пашня (шрифт - курсив, высота 3 мм) | |
Лес вырубленный | |
Растительность травяная луговая (разнотравье), (предварительно по всей площади луга строится, в карандаше параллельно координатным линиям вспомогательная сетка квадратов со сторонами 14 мм, условные знаки располагают в шахматном порядке) | |
Линия связи, столбы деревянные (диаметр кружка 1 мм). Толщина линии 0,7 мм | |
Железная дорога, толщина линий 0,7 мм | |
Мост малый деревянный | |
Полоса древесных (хвойных) насаждений высотой более 4 м ( диаметр кружка 1,5 мм). Высота условного знака дерева 2,5 мм, ширина- 1,5 мм | |
Откосы неукрепленные (цифры - высота в м) |
Рис. 4. Образцы условных знаков
По нормам при стандартном размере плана рамка располагается на расстоянии от сетки квадратов, кратном 10 см.
Цифры внутри рамки обозначают координаты сетки квадратов в км; высота цифр - 3 мм. Высота цифр масштаба - 4 мм, высота букв названия плана - 3 мм, высота строчных букв остальных надписей - 2 мм, заглавных - 3 мм. Топографический план показан на рис. 5.
После оформления плана римские цифры, обозначающие точки теодолитного хода, заменяют арабскими цифрами.
Задание 5
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТОПОГРАФИЧЕСКОМУ ПЛАНУ
В тетради для выполнения контрольной расчетно-графической работы № 1 дать решение следующих задач по топографическому плану:
1. Найти отметку НА точки А, взятую произвольно между двумя соседними горизонталями (см. рис. 5) по формуле
HA = HB + hA; hA = ,
где d1 + d2 = d – заложение горизонталей, проходящее через точку А, измеренное по плану;
НВ- отметка горизонтали в точке В; h = 1 м,
d1, d2 – расстояния от точки А до точек В и С по плану;
hA – превышение между точками А и В. Подписать найденную отметку на плане около точки А.
2. Определить уклон отрезка ВС, проведенного между двумя соседними горизонталями, по формуле ; , где m = 2000 – знаменатель масштаба.
3. Построить профиль линии между точками ПП8-1-2-ПП19, пользуясь отметками этих точек и горизонталей, приняв горизонтальный масштаб 1:2000, вертикальный - 1:200.
4. Провести линию водораздела по направлению ПП8-2. Показать линии водослива (тальвег) в лощинах и точку седловины.
5. По условным знакам, приведенным в методике, дать описание ситуации по плану рис. 5.
6. Вычислить расстояния z в масштабе плана рис. 8 между точками 8-1, 1-2, 2-19, 19-8, по формуле:
где l – расстояние измеренное на плане.
РАЗДЕЛ № 2
ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ ИЗМЕРЕНИЙ ПО ТРАССЕ
Исходные данные
■ А. Пикетажный журнал (рис. 6).
Дирекционный угол первоначального направления трассы принять для всех вариантов 135º35'.
Величину первого правого угла поворота (пр) (ВУ на ПК3 + 08,62) принять равным 5°40'.
Величину второго левого угла поворота (лв) (ВУ на ПК7 + 10,20) принять равным 5°40' плюс 1° и столько минут, сколько букв в фамилии студента.
Например.
Петров: Угол 2 (пр) = 5°40' + 1°06' = 6°46'.
■ Б. Отметку нивелирного репера Rp 19 принять условно, как указано для точки ПП8, Отметку нивелирного репера Rр 20 принять для всех вариантов на 0,331 м больше отметки Rp 19.
■ В. Для нанесения на продольный профиль проектной линии (для линий 3-й категории) ее уклон составит:
Ø между ПК0 и ПК3 i = – 6%,
Ø между ПК3 и ПК5 i = 0%,
Ø между ПК5 и ПК10 i = + 5%.
Проектную отметку на ПК0 принять относительно отметки репера Rp 19, в соответствии с табл. 6 «Ведомостей к заданиям» - станция 1, превышение hср.
Рис. 6. Пикетажный журнал
Задание 1
ОБРАБОТКА ЖУРНАЛА НИВЕЛИРОВАНИЯ ТРАССЫ
В табл. 6 "Ведомостей к заданиям" вычислить отметки пикетов по трассе (данные в графах 1-7 таблицы являются общими для всех вариантов, незаполненные строки в графах 6 и 7 следует заполнить, используя имеющиеся данные как образец).
Методические указания к заданию 1 (табл.7)
1. Согласно приведенным отсчетам по двусторонним рейкам вычислить превышения связующих точек и записать с их знаками.
Превышение между связующими точками равно разности заднего отсчета а и переднего b (взгляд назад минус взгляд вперед), т. е.
h = a – b.
Из превышений hч и hк, вычисленных с использованием отсчетов по красной а', b' и черной а", b" сторонам рейки, вычисляют среднее значение, округляя его до мм,
hч = a' – b'; hк = a" – b";
hср = .
Если в результате вычислений средних превышений hсрполучится число, оканчивающееся на 0,5 мм, то его надо округлить до ближайшего четного числа.
Например, число 436,5 мм округлить до 436 мм, число 727,5 мм округлить до 728 мм и т. д.
2. Провести постраничный контроль вычисления превышений, для чего необходимо найти:
Σа –сумму задних отсчетов (гр. 3);
Σb –сумму передних отсчетов (гр. 4);
Σhвыч – алгебраическую сумму вычисленных превышений;
Σhср – алгебраическую сумму средних превышений.
Если имеет место равенство
,
то вычисления на данной странице считают выполненными правильно. Разница 1-2 мм между Σhср и – возможна за счет округления дробных значений hср до мм.
Аналогичные вычисления по каждой странице суммируются и общие результаты их записываются в конце журнала в соответствующих графах. Контрольные вычисления в журнале выполняют карандашом, а затем оформляют чернилами.
3. Для уравнивания нивелирного хода, проложенного между нивелирными реперами 19 и 20 сети нивелирования, необходимо:
Ø определить невязку по формуле
ƒh = Σhср – (HRp20 – HRp19),
где HRp19, HRp20 - отметки реперов 19 и 20;
Ø вычислить допустимую невязку для данного нивелирного хода в мм
ƒh доп = ,
где L - длина хода в км.
Если │fh│ ≤ ƒh доп, то найденная невязка ƒh, хода считается допустимой;
Ø вычислить поправки Vhiв средние превышения hср
Vhi = ;
Ø вычислить отметки связующих точек хода по формуле
НК = НК-1 + hК + Vh;
где НК – отметка связующей точки;
НК-1 – отметка предыдущей связующей точки;
hК – превышение между точками К и К-1.
Пример.На станции I отметка
НПКО = HRp19 + h1 + Vh = 100,000 м+(-0,142) м + 0,001 м = 99,859 м.
Вычисления отметок связующих точек на каждой странице необходимо контролировать. При этом разность между отметками последней и первой связующих точек каждой страницы журнала должна равняться сумме средних превышений Σhср, вычисленной с учетом суммы поправок ΣVh на данной странице.
Пример.
Для первой страницы
HПК2 – HRp19 = 97,502 – 100,000 = – 2,498 м.
Сумма средних превышений с учетом поправок:
– 2501 мм + 3 мм = – 2498 мм.
Таким образом, вычисление отметок на странице выполнено правильно. Контролем правильности вычислений отметок связующих точек является получение в конце хода известной отметки HRp20 конечной точки. Отметки промежуточных точек вычисляют через горизонт нивелира, который вычисляют на каждой станции дважды по формулам:
ГН' - Н3 + а; ГН" =НП + b,
причем
ГН'-ГН" ≤ 3 мм,
где Н3 - отметка задней точки;
НП - отметка передней точки на станции.
Отметки промежуточных точек вычисляют по формулам:
HC1 = ГН' - CI; НС2 = ГН '- С2 и т.д.
Таблица 7
Журнал нивелирования трассы по пикетам между реперами Rр19 Rр20 (пример)
Номер станции | Номера нивелируемых точек | Отсчеты по рейке, м | Превышения, мм | Горизонт нивелира ГН, м | Отметки точек Н,м | Примечания | |||
задние а | передние b | промежуточные с | вычисленные ± hч ± hк | средние ± hср | |||||
Rр19 | - 1 | 100,000 | Нивелир НЗ № 3445. Рейки раскладные, длиной 3 м, двухсторонние с разностью пяток 4685 | ||||||
ПК0 | 6228 | 6370 | - 0141 | - 0142 | 99,859 | ||||
4685 | 4686 | -0142 | - 0143 | ||||||
ПК0 | - 1 | ||||||||
ПК1 | 6148 | 6995 | - 0848 | - 0848 | 99,012 | ||||
- 0847 | - 0847 | ||||||||
ПК1 | - 1512 | - 1 | 100,001 | ГН = 99,012 = 0,989 = 100,001 | |||||
ПК2 | 5673 | 7183 | - 1510 | - 1511 | 97,502 | ||||
+ 44 | - 1510 | 99,694 | Поперечный профиль на ПК2 | ||||||
ПК2 –П+6 | 97,316 | ||||||||
ПК2 –П+20 | 99,604 | ||||||||
ПК2 –Л+11 | 98,070 | ||||||||
ПК2 –Л+20 | 99,362 | ||||||||
100,003 | |||||||||
Постраничный контроль | НПК2–НRр19 = - 2498 | ||||||||
- 5000 | - 5000 | ||||||||
- 2500 | - 2500 | - 2501 |
Задание 2
ОБРАБОТКА ПИКЕТА
Методические указания к заданию 2 (табл. 8, 9)
По значению углов поворота У, радиусов круговых кривых Р и длин переходных кривых l вычисляют значения элементов кривых, а затем рассчитывают пикетажное положение главных точек кривых НК, СК, КК (начало, середина и конец кривой). Вычисления выполняют в табл. 7 «Ведомостей к заданиям». Схема к расчету элементов кривой показана на pис. 7.
Рис. 7. Схема к расчету элементов кривой
Элементы кривых вычисляют по формулам:
Тс = Т +Тр + т;
Кс = К + l ;
Дс=Д + 2 Тр - 2·(0,5 l - т);
Др = 2 Тр - 2(0,5 l - т);
Бс=Б + БР,
где Тс - тангенс - расстояние от вершины угла до начала или конца переходной кривой;
Тр - приращение тангенса, вызванное смещением центра круговой кривой;
Кс - суммарная длина круговой и переходных кривых;
Дс - суммарный домер для круговой и переходных кривых;
Др - домер для переходных кривых;
Бс - суммарная биссектриса для круговой и переходных кривых.
Пикетажное положение главных точек кривой вычисляют по формулам:
ПК ВУ – ТС = ПК НК; ПК НК + Кс = ПК КК.
Контроль: ПК ВУ + Тс – Дс = ПККК.
Пример вычисления элементов кривых и пикетажного положения главных точек кривых дан в табл. 8.
Вычисленные значения элементов кривой для угла поворота 2 и значения пикетажного положения НК, КК и СК наносят на схему (см. рис. 7).
Значения Т, Тр, т, К, Д, Бр определяют по таблицам для разбивки кривых на железных дорогах [5].
При отсутствии таблиц элементы кривых вычисляют по формулам:
; ; ; Д = 2·Т – К;
; ;
; .
В этих формулах:
У – угол поворота трассы;
Р – радиус круговой кривой;
ℓ – длина переходной кривой;
Т – тангенс-расстояние от вершины угла поворота (ВУ) до начала (НК) или конца (КК) круговой кривой;
К – длина круговой кривой;
Б – биссектриса круговой кривой;
Д – домер круговой кривой;
m – приращение тангенса при устройстве переходной кривой;
р – величина сдвижки круговой кривой при устройстве переходной кривой;
Тр и Бр – приращение соответственно тангенсов и биссектрисы круговой кривой, вызванные сдвижкой р.
Контролем правильности проведенных вычислений элементов кривых является следующее:
1) разность между удвоенной суммой тангенсов и суммой кривых должна равняться сумме домеров, т. е.
2ΣТс – ΣКс = ΣДс
2) сумма прямых участков и сумма кривых должна равняться разности пикетажных значений конечной и начальнойточек линии, т. е. полной длине трассы:
ΣS - сумма прямых участков по трассе;
ΣKc - сумма кривых участков по трассе;
ΣS + ΣKc = L
Таблица 8
Ведомость расчета кривых (пример)
Кривая (поворот вправо)
Исходные данные: P1 = 1000 м, У1 = 5°45', ℓ1 - 80 м.
1. Элементы кривых:
Круговой Переходной
Т = 50,22 | Тр = 0,01 | |
К = 100,36 | т = 40,00 | |
Д = 0,08 | Бр = 0,27 | |
Б = 1,26 |
Суммарные значения Тс, Кс, Дс, Бс
Т | 50,22 | К | 100,36 | Д | 0,08 | Б | 1,26 | |||
+ Тр | 0,01 | + l | 80,00 | + Др | 0,02 | + Бр | 0,27 | |||
+ т | 40,00 | Кс | 180,36 | Дс | 0,10 | Бс | 1,53 | |||
Тс | 90,23 |
Контроль: 2 Тс - Кс = Дс = 180,46 - 180,36 = 0,10.
2. Вычисление пикетажного положения главных точек кривой
ВУ | ПКЗ + 88,62 | ВУ | ПКЗ + 88,62 | |
- Тс | 0 + 90,23 | + Тс | 0 + 90,23 | |
НК | 2 + 98,39 | 4 + 78,75 | ||
+ Кс | 1 + 80,36 | - Дс | 0,10 | |
КК НК | 4 + 78,75 2 + 98,39 | КК ВУ | 4 + 78,75 3 + 88, 57 | |
+ Кс / 2 | 0 + 90,18 | - Дс / 2 | 0,05 | |
СК | 3 + 88, 57 | СК | 3 + 88, 57 |
Примечание. В таблицах для разбивки кривых обозначение радиуса принятого R, угла поворота α.
Таблица 9
Вычисление и контроль элементов участка трассы и профиля (пример)
1. Вычислить дирекционные углы α и румбы прямых участков трассы и провести проверку вычислений.
Направление | α | Контроль | |
Углы поворота | |||
У правые | У левые | ||
αн | 84º35´ | 18º50´ | 6º10´ |
+ У | 18º50´ | ||
αпр | 103º25´ | ||
- Ук | 6º10´ | ||
αк | 97º15´ | ΣУп = 18º50´ | ΣУл = 6º10´ |
αк – αн = 97°15´ - 84°35´ = 12°40´;
ΣУп – ΣУл= 18°50´ - 6° 10´ = 12°40´.
2. Провести проверку общей длины трассы.
Длины участков трассы
Прямых S | Кривых Кс | Площадок | Уклонов |
298,38 | 180,36 | ||
143,80 | 75,20 | ||
202,26 | |||
ΣS = 644,44 | ΣКс = 355, 56 м | Σпл = 200 м | Σукл = 800 м |
ΣS + ΣКс = 1000 м | Σпл + Σукл = 1000 м |
Длина участка трассы
Sобщ = ПКкон – ПКнач = 1000 м.
Длину первого прямого участка S1 от ПКО до ПКНК вычисляют по формуле
S1 = ПKHK1 – ПКО.
Длину второго прямого участка S2 между ПККК1 и ПКНК2 вычисляют по формуле
S2 = ПКНК2 – ПККК2
Длину третьего прямого участка S3вычисляют по формуле
S3 = ПК10 – ПККК2.
2. Используя значения углов поворота У и значение начального дирекционного угла αн, вычисляют дирекционные углы и румбы прямых участков трассы по формуле
αн+1 = αн ±У,
где αн+1, αн– дирекционный угол соответственно последующей и предыдущей прямой вставки;
У – угол поворота трассы.
В приведенной формуле со знаком "плюс" берут правые углы поворота, а со знаком "минус" - левые.
Например, Уп = 16°33´; Ул = 18°30´; αн = 85°35´;
αн+1 = 85°35´ + 16°33´ = 102°08´;
αн+2 = 102°08´ - 18°30´ = 83°38´.
Рис. 8. Продольный профиль трассы
Задание 3
ПОСТРОЕНИЕ ПРОФИЛЕЙ И ПРОЕКТИРОВНИЕ ПО ТРАССЕ
По результатам обработки журнала нивелирования трассы (табл. 6) и пикетажного журнала (табл.7) "Ведомостей к заданиям", используя исходные данные, построить продольный профиль в М 1:10000 по горизонтали и М 1:200 по вертикали и поперечный профиль в М 1:200.
Методические указания к заданию3
Построение профилей
1. Пользуясь обработанным журналом нивелирования, пикетажным журналом, ведомостями расчета кривых и результатами вычислений и контроля элементов участков трассы и профиля, построить на миллиметровой бумаге размером A3 продольный профиль линий (рис. 8) в M1: 10000 для горизонтальных расстояний и в М 1:200 - для вертикальных; построить поперечный профиль (рис. 9) в М 1:200 для горизонтальных и вертикальных расстояний. Отметки точек на профилях записать округленно до 0,01 м.
Оформление продольного и поперечного профилей выполняют простым карандашом.
Рис. 9. Поперечный профиль трассы на ПК2
Нанесение на продольный профиль проектной линии
Проектную линию наносят в соответствии с заданием (см. исходные данные).
1. Заполняют графу уклонов, отмечая на ней вертикальными линиями места перелома проектного профиля. Внутри каждого отсека, на которые разбита графа уклонов, проводят диагональ: из верхнего левого угла в нижний правый, если уклон отрицательный (линия идет на понижение), или из нижнего левого в верхний правый, если уклон положительный.
Над диагональю или горизонтальной чертой указывают величину проектного уклона в тысячных (промилле), а под ней - длину заложения в метрах, на которое этот уклон распространяется.
2. На пикетах ГЖЗ, ПК5, ПК 10, соответствующих точкам перелома проектного профиля, вычисляют в "Ведомостях к заданиям" (табл. 9) проектные отметки этих точек по формуле
,
где Н´п - определяемая проектная отметка;
Н´п-1 - известная проектная отметка предыдущей точки;
i - проектный уклон;
d - горизонтальное расстояние (проложение) между точкой, в которой определяют отметку, и предыдущей точкой.
Вычисленные проектные отметки округляют до сотых долей метра, после чего записывают в графу отметки бровки земляного полотна.
Пример.
i = - 0;006 (-6 ‰); Н´п-1 = 99,00; d =300;
Н'п = 99,00 - 0,006 • 300 = 99,00 - 1,80 = 97,20 м.
Контроль вычислений проектных отметок проводят по формуле:
,
где Нк–конечная проектная отметка;
Нн –н ачальная проектная отметка;
Σh´ – сумма проектных превышений по длине трассы.
3. По вычисленным проектным отметкам точек переломов проектную линию наносят на профиль.
4. Вычисляют проектные отметки остальных пикетов и плюсовых точек (по формуле, приведенной в п. 2), при этом за отметку Н´п-1 принимают отметку точек перелома профиля с учетом расстояния от этих точек до точки профиля, отметку которой вычисляют. Вычисленные отметки записывают в графу "Отметки бровки земляного полотна ".
Пример.
Н´ПК1 = Н´ПК0 – 0,006 · 100 = 99,00 – 0,60 = 98,4 м
Н´ПК1+44 = Н´ПК1 – 0,006 · 44 = 98,40 - 0,26 = 98,14 м и т. д.
Контролем правильности вычислений является выход на проектную отметку следующей точки перелома проектного профиля, т.е. на проектную отметку ПК1 + 80, затем на проектную отметку ПК10.
5. На каждом пикете и плюсовой точке профиля вычисляют рабочие отметки (высоты насыпи или глубины выемок) по формуле:
,
где hi - искомая рабочая отметка в данной точке;
Н´i - проектная отметка в данной точке;
Н´i - отметка земли в той же точке.абочие отметки со знаком "плюс" (насыпи) написать над проектной линией, а рабочие отметки со знаком "минус" (выемки) - под проектной линией на профиле.
Точки пересечений линии профиля с проектной - точки нулевых работ (рабочие отметки 0,00).
6. В учебных целях из точки нулевых работ опускают перпендикуляр (ординату) на линию условного горизонта и вычисляют горизонтальные расстояния до этой точки от ближайших пикетов или плюсовых точек профиля (рис. 10) по формулам:
; ,
где |h1| и |h2| - модули рабочих отметок соответственно в точках С и В; l - горизонтальное расстояние между этими точками.
Вычисление расстояний l0 и l – l0 контролируют соблюдением равенства:
l = l0 + (l – l0).
Отметку Н точки нулевых работ вычисляют по формуле, приведенной в п. 2, и округляют ее до сотых долей метра.
Рис. 10. К вычислению расстояний до точки нулевых работ
ПОРЯДОК
использования методики выполнения контрольных работ
на персональном компьютере
1. Через файлы PUTPH, а затем Contrl 1 или Contrl 2, выходим на файлы geod 1 или geod 2, а через них на методику выполнения контрольных работ № 1 и № 2.
2. Нажимаем клавишу Shift и переходим на русский шрифт.
3. Одновременно нажимаем клавишу Shift и начальную букву фамилии студента. Затем через нажатие клавиши Enter вводим последнюю цифру учебного шифра, а также значения дирекционных углов и координат из табл. 1 методических указаний.
4. Все промежуточные и конечные результаты вычислений выводим на печать.
5. Заполняем ведомости, прилагаемые к методическим указаниям, с последующей подготовкой по результатам расчетов пояснительной записки, с приложением распечатки различных этапов расчета.
Примечание. Математическое обеспечение методики расчета контрольных работ на персональном компьютере выполнено программистом ВЦ РГОТУПСа А. Ф. Климовой.
ЛИТЕРАТУPA
Основная
1. Инженерная геодезия c основами информатики. /Под ред. С. И. Матвеева. М.: Недра, 2007.
2. Курс инженерной геодезии. /Под ред. В. Е. Новака. М.: Недра, 1989.
3. Визгин А.А., Коугия В.А., Хренов Л.С. Практикум по инженерной геодезии. М.: Недра, 1989.
4. Хамов А.П. Инженерная геодезия (конспект лекций). М: РГОТУПС. 2006 г.
Дополнительная
5. Инженерная геодезия. /Под ред. Л. С. Хренова. М.: Недра, 1985.
6. Багратуни Г. В. , Лукьянов В. Ф., Сокольский Я. А. Справочник по геодезическим разбивочным работам. М.: Недра, 1982.
7. Федоров В. И., Шилов П. И. Инженерная геодезия. М:Недра, 1982.
8. Нестеренок М. С. Инженерная геодезия. Минск: Высшая школа, 1986г.
9. Таблицы для разбивки железнодорожных кривых. М: Трансжелдориздат, 1962.
ВЕДОМОСТИ
К ЗАДАНИЯМ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ , раздел № 1
К заданию 1
Таблица 1