Особенности выполнения в редакторе Open Office
Задание
1. Создать текстовый документ Word в папке Мои документы. Присвоить ему имя «Автобиография».
2. Выполнить настройку стиля документа:
ü Убедится в наличии на экране требуемых панелей инструментов Стандартная, Форматирование, Рисование. При отсутствии какой – либо панели установить ее, выбрав в основном меню Вид\Панели инструментов.
ü Межстрочный интервал установить одинарным. Для этого выбрать Формат\Абзац…, вкладка Отступы и интервалы.
ü Установить выравнивание текста по ширине на той же вкладке Отступы и интервалы. Изменение границ текста производится только для одного абзаца. Для единообразного форматирования границ текста из нескольких абзацев нужно предварительно их выделить с помощью левой клавиши мыши. Выделение всего файла производится командой Правка\Выделить все.
ü Установить отступ первой строки абзаца 1,25 см. (0,5'') на той же вкладке Отступы и интервалы. Красная строка изменяется верхним маркером на линейке документа. Не следует устанавливать отступ пробелами в процессе ввода текста.
ü Установить режим автоматических переносов в тексте. Для этого выбрать команду Сервис\Язык\Расстановка переносов…
ü Использовать шрифт с засечками Times New Roman. Для заголовка использовать шрифт с размером 14 пунктов, для остального текста – с размером 12 пунктов.
ü Предусмотреть нумерацию страниц, в том числе первой страницы (Вставка\Номера страниц…).
ü Использовать специальный непечатаемый знак конца абзаца ¶. Для его вызова нужно щелкнуть на панели инструментов Стандартная по кнопке Непечатаемые знаки с изображением этого символа.
ü Установить параметры страницы для печати (Файл\Параметры страницы…). Выбрать размер верхнего и нижнего полей по 2 см, правого 1,5 см, а левого 3 см. Выбрать книжную ориентацию. Предусмотреть формат бумаги А4 (210 х 297 мм).
3. Ввести в документ текст автобиографии объемом 0,3-0,5 страницы (600-1000 знаков). Проверку объема текста производить по команде Файл\Свойства\Статистика. Он должен содержать не менее 3 абзацев. В тексте следует избегать лишних пробелов.
4. Дополнить автобиографию, разместив в ней автоматический нумерованный список с составом семьи (предусмотреть ввод сведений о 3-4 родственниках). Автоматический список делать с помощью команды Формат\Список\... Вид нумерации выбрать произвольно.
5. Подготовить документ к печати и сохранить результаты.
6. Представить себе, что после окончания вуза накоплен опыт работы и есть желание найти более оплачиваемую и интересную работу по специальности. Создать резюме с помощью Мастера резюме. Для этого:
ü Запустить программу Мастер резюме из меню Файл\Создать...
ü Настроить форму резюме, выбрав стандартный стиль, включить все предлагаемые сведения и все пункты. Дополнительные пункты выбрать самостоятельно.
ü Созданную форму резюме заполнить индивидуальными данными.
ü Открыть шаблон из меню Файл\Создать…\Общие шаблоны...\Другие документы\Стандартное резюме. Сравнить созданный документ с имеющимся шаблоном, при необходимости дополнить и отредактировать резюме. Текст резюме выделить границами (Формат\Границы и заливка…).
ü Сохранить резюме как текстовый документ под именем «Резюме».
7. Создать новый текстовый документ в папке Мои документы. Присвоить ему имя «Алгоритм». Ввести схему алгоритма для вычисления по формуле:
.
В схеме алгоритма предусмотреть вычисление модуля числа:
Для ввода схемы алгоритма в редакторе Word вывести на экран панель инструментов Рисование (Вид\Панели инструментов\Рисование).На этой панели вызвать Автофигуры\Блок-схема, откуда выбрать необходимые структурные блоки для оформления схемы алгоритма.
Вопросы
1. Какие существуют панели инструментов в текстовом редакторе Word? Как вызвать требуемые панели на экран?
2. Для каких целей используется знак ¶ ? Выводится ли он на печать?
3. Где задается размер межстрочного интервала?
4. Как установить размер отступа (красной строки)?
5. Как обеспечить нумерацию страниц документа?
6. Как вызвать документ на печать?
7. Какие шаблоны существуют в редакторе Word?
9. Какие существуют типы списков в текстовом редакторе?
10. Как сохранить документ в другом формате?
11. Как вызвать графические элементы схем алгоритмов?
12. Какие статистические параметры текстового документа можно определить? Как это сделать?
13. Какое расширение имеют документы Word и Writer?
Домашнее задание
1. Создать документ Word. В этом документе ввести текст, освещающий тему:
ü «Почему я выбрал эту специальность» (четные варианты задания);
ü «Как я представляю свою будущую работу» (нечетные варианты задания).
При вводе и редактировании теста выполнить все требования, указанные в задании к лабораторной работе.
2. Ввести в документ схему алгоритма решения квадратного уравнения , в котором анализируется знак дискриминанта. Предусмотреть вывод документа на печать.
3. Дополнить документ указанием текущей темы “ТЕКСТОВЫЙ РЕДАКТОР”, фамилией и инициалами студента, номером группы и наименованием факультета. Распечатать результаты работы для проверки преподавателем. Отчет сохранить на внешнем носителе.
ТЕМА 2. РЕДАКТОР ФОРМУЛ
Задание
1. Создать в текстовом редакторе Word новый документ, назвать его «Формулы».
2. Поместить экранную кнопку Редактор формул на панель инструментов нового документа. Для этого выбрать Вид \ Панели инструментов \Настройка…Во вкладке Команды из списка Категории выбрать Вставка, в списке Команды выбрать Редактор формул. Захватить левой клавишей мыши этот пункт меню, переместить его на панель инструментов. Экранная кнопка редактора формул имеет вид .
3. Ввести в документ текст с формулами (Вариант 1 и Вариант 2), полностью повторяя содержание.
Основной текст должен иметь шрифт с засечками Times New Roman, размер 14pt. Настройка шрифтов выполняется в окне Шрифт,а размер шрифта в окнеРазмер на панели инструментов Форматирование.
Пробелы в формулах вводятся с помощью кнопок редактора формул, а не клавишей пробела на клавиатуре. Формула после вызова редактора формул вводится полностью.
Если некоторые обозначения и формулы могут быть введены с помощью обычных средств текстового редактора (без использования редактора формул), то они выделяются курсивом (кроме цифр).
Греческие буквы и некоторые специальные символы можно вызвать по команде Вставка\Символ…
4. Изменить размер формул примерно в 1,5 раза с сохранением пропорций, растягивая рамки после активизации формул.
Результаты сохранить.
5. Созданный документ добавить в архив с расширением .rar . Для созданного документа вызвать контекстное меню, затем выбрать команду Добавить в архив...
Вопросы
1. Для каких целей используется программа Редактор формул?
2. Как вызвать экранную кнопку Редактор формул на панель инструментов текстового документа Word? Как ее удалить?
3. Какие математические операции могут быть отражены с помощью Редактора формул?
4. Как создаются пробелы в формулах? Как создаются индексы для переменных?
5. Как изменить шрифт в Редакторе формул?
6. Как изменять размер формул?
7. Как отредактировать ранее созданную формулу?
8. Можно ли в текстовых документах использовать греческие символы, не прибегая к редактору формул?
9. В каких форматах создаются архивы стандартными средствами Windows?
10. Что означают символы «?» в редакторе формул OpenOffice.org?
Домашнее задание
1. Используя Редактор формул ввести с необходимыми пояснениями и с описанием входящих в формулы символов любые 10 формул по математике и 10 формул по физике. В этих формулах должны использоваться подстрочные и надстрочные индексы, греческие символы, знаки интеграла, суммы, многострочного деления.
Описание формул и входящих в них элементов должны быть достаточны для их понимания и последующего использования.
2. Дополнить документ указанием текущей темы “РЕДАКТОР ФОРМУЛ”, фамилией и инициалами студента, номером группы и наименованием факультета. Распечатать результаты работы и сохранить ее на внешнем носителе для проверки преподавателем.
ТЕМА 3. КОПИРОВАНИЕ И ФОРМАТИРОВАНИЕ ЯЧЕЕК
Задание
1. В папке Мои Документы создать папку «Тема 3», в которой создать книгу Excel или Calc (файл табличного процессора) и присвоить ему любое имя. Это можно сделать:
ü c помощью меню Файл\Создать;
ü c помощью панели инструментов, для чего нажать кнопку Создать, расположенную на панели инструментов Стандартная;
ü c помощью клавиатуры, для чего нажать клавиши клавиатуры [Ctrl] +[n] (если электронная таблица уже открыта и нужно создать новый файл);
ü с помощью контекстного меню, выбрав пункт Создать.
2. Открыть Лист3 в созданной книге. Переименовать его своей фамилией. Для переименования имени листа нужно вначале щелкнуть правой клавишей мыши по имени листа.
3. Добавить Лист4. Переименовать его своим именем. Для этого нужно выбрать Вставка\Лист или щелкнув правой клавишей мыши по имени листа и затем выбрать из меню Добавить…
4. В любую ячейку на Лист4 ввести название факультета, курс и номер группы. Скопировать содержимое этой ячейки в любые другие ячейки этого листа пятью различными способами.
Копирование ячеек может производиться различными способами:
a) С помощью основного меню и пунктов Правка\Копировать и Правка\Вставить.
b) С помощью панели инструментов Стандартная (экранные кнопки Копировать в буфер и Вставить из буфера).
c) С помощью контекстного меню (вызывается правой клавишей мыши).
d) С помощью комбинации клавиш Ctrl+Ins и Shift+Ins.
e) С помощью комбинации клавиш Ctrl+C и Ctrl+V.
Вначале нужно выделить копируемую ячейку или группу ячеек и выполнить первое действие по копированию в буфер обмена, при этом копируемая область ячеек отмечается “бегущим” пунктиром. Затем нужно выделить новую ячейку или группу ячеек и выполнить второе действие по вставке из буфера обмена. Операция копирования завершается нажатием клавиши Esc на клавиатуре, при этом пунктирное выделенное снимается.
Сохранить содержимое листа.
5. На Лист1 в различные ячейки в одной строке записать числа:
1234567890123.45 –0,9876543 О,ОО54322 55.978675 -1,23E-02 4 5,000 8:38
6. Скопировать эту строку 11 раз в строки, расположенные ниже строки с этими исходными числами.
7. Каждую из новых строк форматировать в следующих форматах:
ü Числовой с 1 десятичным разрядом.
ü Числовой с 3 десятичными разрядами и разделением групп разрядов пробелами.
ü Числовой с 5 десятичными разрядами.
ü Числовой целый с разделением групп разрядов пробелами.
ü Экспоненциальный с 1 десятичным разрядом.
ü Экспоненциальный с 3 десятичными разрядами.
ü Финансовый с 3 десятичными разрядами и наименованием денежной единицы.
ü Денежный с 1 десятичным разрядом и наименованием денежной единицы.
ü Дробный с простыми дробями.
ü Процентный с 3 десятичными разрядами.
ü Процентный целый формат.
Вызов операции форматирования ячеек осуществить различными способами:
a) выделить ячейку, вызвать правой клавишей мыши контекстное меню и выбрать пункт Формат ячеек;
b) выбрать из главного меню Формат\Ячейки;
c) нажать комбинацию клавиш Ctrl+1;
d) использовать панель инструментов Форматирование.
Формат ячеек можно не только выбирать в окне Формат ячеек, но и копировать из других ячеек. Для распространения формата на другие ячейки нужно вначале выделить определенную ячейку с нужным образцом формата. Затем следует воспользоваться Мастером автозаполнения. Следует навесит курсор на правый нижний угол выделенной ячейки и растянуть выделение. Затем в меню Параметры автозаполнения выбрать Заполнить только форматы.
Для целей копирования формата можно также воспользоваться кнопкой Формат по образцу на панелиинструментов Стандартная.
Символ E в экспоненциальной форме представления числа (записывается только латинским шрифтом) означает “десять в степени”. Запись в экспоненциальной форме 2,34E-02 означает число = 0,0234, а запись -9,876E+01 означает число -98,76. Данный формат очень удобно использовать для отображения и вывода очень малых или очень больших чисел.
Финансовый формат не позволяет производить выравнивание содержимого ячейки, так как знак всегда располагается в левой части ячейки, а число в правой части.
8. Дополнить полученную таблицу столбцом с комментариями (т.е. столбцом с указанными выше описаниями форматов). Для ввода комментариев предварительно объединить 4 смежные ячейки.
Объединение выполнить с помощью экранной кнопки Объединить и поместить в центре на панели Форматирование. Объединить ячейки также можно после их выделения, выбрав Формат\Ячейки...\Выравнивание и затем установив флажок в окне Объединение ячеек.
9. Выделить ячейки полученной таблицы в Лист1. Произвести выравнивание выделенных ячеек по их значению. Для этого выбрать Формат\Ячейки...\Выравнивание, затем в окне Выравнивание по горизонтали выбрать по значению. Обратить внимание на различное расположение содержимого ячеек с числами и с текстовой информацией по умолчанию.
10. Выделить внешние границы таблицы в Лист1 жирными линиями, а строки таблицы тонкими линиями, используя экранную кнопку Внешние границы.
11. Скопировать Лист4 с помощью меню Правка\Переместить или скопировать лист,или щелкнуть правой клавишей мыши по имени листа и выбрать команду Переместить или скопировать...Новый лист назвать любым именем.
12. Ввести в любую ячейку этого листа текущую дату. Скопировать содержимое этой ячейки в другие ячейки этого листа. Форматировать сегодняшнюю дату 10 различными способами.
13. Ввести текущее время. Скопировать содержимое этой ячейки в другие ячейки этого листа. Форматировать текущее время 5 различными способами.
Вопросы
1. Как называются файлы табличного процессора? Из чего они состоят?
2. Какое расширение имеют имена файлов Exel и в Calc?
3. Как можно создавать копии ячеек или группы ячеек? Опишите каждый из способов.
4. Для чего используется клавиша Esc после копирования содержимого ячеек?
5. Для чего используется операция форматирования чисел? Изменяет ли операция форматирования значение числа?
6. Как вызвать операцию форматирования ячеек? Опишите каждый из способов.
7. Как производится форматирование ячеек?
8. Как произвести копирование формата?
9. Какие форматы чисел существуют?
10. Какой формат ячеек установлен по умолчанию?
11. Когда используется общий формат?
12. Для чего используется экспоненциальный (научный) формат записи числа?
13. Что означает латинская буква E в экспоненциальной записи числа?
14. В чем состоит отличие финансового формата от денежного?
15. Как скопировать, переименовать, удалить лист из книги, как создать новый лист?
16. Как располагаются данные в ячейках для чисел и для текста при выравнивании по значению?
17. Какие форматы предусмотрены в меню Дополнительный?
18. В каких случаях числовое форматирование ячейки не может производиться?
19. При вводе числа 15277 в ячейке появляется запись «28 октября 1941 г.» Почему это может происходить?
20. Как задать формат даты, если нужный шаблон отсутствует?
21. Что обозначает формат даты ГГ? Как его установить?
22. Как визуально отличить формат содержимого ячеек: текстовый (строковый), числовой, даты, времени?
23. Содержимое некоторой ячейки содержит символы AM. Что они означают, для каких данных они используются?
24. Содержимое некоторой ячейки содержит символами PM. Что они означают, для каких данных они используются?
25. Можно ли записать дату 17 марта 2010 г. в формате 10/03/17 ?
26. Чем отличается финансовый формат числа от денежного?
27. Чему приблизительно равно число -2,8E-16 ?
28. Что означает появление символов ###### в ячейках? Какие действия при этом необходимо предпринять?
29. Какие вкладки существуют в окне Форматирование ячеек? Для чего предназначена каждая из них?
30. Как оформить таблицу границами различной толщины?
31. Какие экранные кнопки для форматирования чисел существуют на панели Форматирование?
32. Как установить панель инструментов Форматирование?
33. Для каких целей производится объединение ячеек таблицы? Как произвести объединение ячеек?
Домашнее задание
1. Ввести числа с клавиатуры, располагая их в соседние ячейки строки:
–0,876543 983,4б9000 5/8 - 0.4 5+N 34,6E+02 546О817.987
Число 5+N необходимо предварительно вычислить. Здесь N – это номер варианта студента.
2. Выполнить задания 6 - 10 по форматированию чисел.
3. Дополнить таблицу указанием темы “КОПИРОВАНИЕ И ФОРМАТИРОВАНИЕ ЯЧЕЕК”. На листе также указать фамилию, инициалы, группу, наименование факультета. Распечатать полученную таблицу и сохранить на внешнем носителе для проверки преподавателем.
ТЕМА 4. АДРЕСАЦИЯ ЯЧЕЕК
Задание
1. Создать новый лист, назвать его «Адреса».
2. В ячейки A1, C4, D3 занести любые числа, а в ячейку F2 записать формулу =C4+A1*D3. Проверить результат расчета по формуле в ячейке F2. Проверить введенную формулу в строке формул.
Запись формулы начинается со знака =. В формулах используются адреса ячеек, где записаны числа. Адрес ячейки включает имя столбца, записанного латинским шрифтом, и номер строки.
3. Составить таблицу из 12 значений функции , называемой экспоненциальным распределением случайной величины x. Таблицу составить при различных значениях аргумента x, изменяющегося c шагом h=0,1, начиная со значения , при заданном постоянном значении параметра .
Исходные данные (шаг h, начальное значение аргумента , параметр ) записать в отдельную таблицу.
Расчетная таблица должна иметь строку с заголовками: номер строки i, значение аргумента x, значение функции f(x) в соответствующих столбцах таблицы. Записать в заголовке текстовую строку с формулой с помощью редактора формул. Для его вызова выбрать из основного меню Вставка\Объект\Microsoft Equation.
Значения x показывать с 2 цифрами после запятой, а f(x) – с 5 цифрами после запятой.
Функция f(x) для табулирования содержит экспоненциальную функцию, встроенную в табличный процессор. Мастер функций содержит список часто используемых функций. Для его вызова нужно выбрать из главного меню Вставка\Функция…, или нажать на соответствующую экранную кнопку на панели инструментов. Затем нужно выбрать экспоненциальную функцию.
При вводе формулы в ячейку функция вводится с клавиатуры либо выбирается из списка Мастера функций вызываемого экранной кнопкой. Если известно имя требуемой функции, то она может быть введено с клавиатуры, при этом аргументы функции (числа или адреса ячеек с содержащимися в них числами) записывают в круглых скобках и разделяются точкой с запятой. Даже при отсутствии аргументов круглые скобки в записи встроенной функции обязательны. Примером служат функций ПИ( ), СЕГОДНЯ( ), в которых аргументы отсутствуют.
При использовании Мастера функций пользователю предлагаются занести аргументы в окна, и тогда скобки и разделяющие аргументы символы будут проставлены автоматически.
В формулах при ссылке на ячейки, относящиеся к таблице исходных данных, используется абсолютный адрес. Абсолютный адрес ячеек используется в формуле, если адрес необходимо зафиксировать. Таким образом, при распространении формулы на другие ячейки абсолютный адрес не будет изменяться. Примеры абсолютного адреса: $D$7, $F$5.
Если только одна из частей адреса (имя столбца или номер строки) остается неизменной, то такие адреса образуют смешанные ссылки: B$2, $C3.
Таким образом, при распространении формулы на другие ячейки неизменной останется та часть адреса (строка, столбец, или столбец и строка), перед которым стоит знак $.
Относительный адрес ячеек в формуле изменяется при распространении формулы на другие ячейки.
Для распространение формулы по столбцу или (и) по строке нужно выделить требуемую ячейку, курсор навести на крестик в правом нижнем углу этой ячейки. Затем следует нажать левую клавишу мыши и протащить курсор вдоль строки или (и) столбца.
4. Создать таблицу значений функции на заданном интервале, изменяя аргумент с шагом h. Для четных вариантов выбрать задания а) и в), для нечетных – б) и с):
а) на интервале [-1;4] с шагом h=0,25;
б) на интервале с шагом h= ;
в) на интервале с шагом h= ;
г) на интервале [-1;1] с шагом h=0,2;
Аргумент функции показывать с 3 цифрами после запятой, а результат – с 6 цифрами после запятой.
Объяснить сообщения, появляющиеся в некоторых ячейках вместо значений функции.
5. Определить максимальное, среднее и минимальное значения функций y и z для созданных таблиц, используя соответствующие встроенные функции.
6. Создать рабочий лист «Расчет заработной платы». Составить таблицу расчета заработной платы сотрудников некоторого предприятия. Число сотрудников равно не менее 6. Таблица исходных данных включает налог на заработную плату (составляет 13% от величины оклада), отчисления в пенсионный фонд (составляют 1% от величины оклада), авансовый платеж (составляет для данного предприятия 40% от величины оклада). В расчетную таблицу в столбец “Оклад” вводится установленный месячный оклад каждого сотрудника. В остальных столбцах расчетной таблицы по формулам вычисляется размер авансового платежа, размер налога на зарплату, размер отчислений в пенсионный фонд, размер платежа под расчет. Каждый столбец должен включать позицию ”Всего”, вычисляемую как сумма всех чисел в ячейках столбца (использовать экранную кнопку суммирования на панели инструментов). Таблицу оформить внешними границами. Заголовки выделить полужирным шрифтом.
7. Составить таблицу персональных данных сотрудников предприятия. Ввести дату рождения и дату начала работы каждого сотрудника. Определить возраст сотрудника, используя только функцию СЕГОДНЯ( ).Определить стаж работы в годах, используя функции ДНЕЙ360(…)иСЕГОДНЯ( ).
8. Определить возраст и стаж работы сотрудников в месяцах, используя операцию форматирования ячеек в созданной таблице персональных данных.
Вопросы
1. Какие две таблицы необходимо создавать при табулировании функций? Почему это следует делать?
2. По каким общим правилам осуществляется ввод формул в табличном процессоре?
3. Почему при записи формул целесообразно записывать не сами числа, используемые при расчете, а адреса ячеек с этими числами?
4. Где можно редактировать введенные формулы?
5. В ячейке A1 записано число 5. В другой ячейке записана формула =-A1^2. Какой будет результат вычисления по этой формуле? Какой вывод можно сделать из этого результата?
6. Какие адреса ячеек существуют в табличном процессоре?
7. Что достигается распространением (копированием) формулы на другие ячейки?
8. Что называется смешанной ссылкой? Что произойдет при копировании формулы со смешанной ссылкой?
9. Какие адреса используются в формулах при ссылке на ячейки таблицы с исходными данными? Почему?
10. Какая часть адреса ячеек M5$6, $E2, $A$5 остается неизменной при распространении формулы?
11. Будет ли изменяться содержимое ячеек при распространении вдоль столбца некоторой формулы, содержащей в своей записи адреса ячеек $E$3, E$4, $E5?
12. В формуле существует ссылка на ячейку C5 с постоянным числом. Как нужно изменить этот адрес, если формулу необходимо распространить вдоль столбца?
13. Какая ошибка сделана при записи формулы =Д5^2 ? Какое сообщение выдаст программа при ее обнаружении?
14. В ячейке B2 записана формула =V3/v4*(B2-2). Какая ошибка допущена?
15. Что называется встроенной функцией табличного процессора? Какая программа управляет встроенными функциями?
16. Для чего предназначен Мастер функций? Как его вызвать?
17. Какие встроенные функции используются для записи абсолютного значения (модуля) числа, натурального логарифма, числа , синуса, экспоненциальной функции, сегодняшней даты? Указать их название и список аргументов.
18. Как определить сегодняшнее число?
19. Как определить сегодняшний день недели?
20. Как определить сумму чисел в столбцах или (и) строках? Какая экранная кнопка для этого используется?
21. Как определить максимальное, среднее и минимальное значения функции?
22. Что вычисляет функция Дней360(…) ? Какие аргументы она содержит?
23. В каких случаях вместо числового результата расчета появляется сообщение #ЧИСЛО?
24. В каких случаях вместо числового результата расчета появляется сообщение #ЗНАЧ ? Какие действия необходимо предпринять?
25. В каких случаях вместо результата расчета по формуле появляется выражение #ССЫЛКА ?
26. В каких случаях вместо результата расчета по формуле появляется выражение #ДЕЛ0 ?
Домашнее задание
1. Составить таблицу из 15 значений функции при различных значениях аргумента x, изменяющегося c шагом h=0,1, начиная со значения . Здесь N – номер варианта студента. Таблица с исходными данными должна включать значение шага h и начальное значение аргумента . Расчетная таблица должна иметь строку с заголовками: номер строки i, значение аргумента x, значение функции y в соответствующих столбцах таблицы. Значения аргумента должны содержать 2 цифры после запятой, а значения функции – 4 цифры после запятой.
2. Составить таблицу значений функции y(x) на заданном интервале с заданным шагом изменения аргумента.
№ | Функция y(x) | Интервал изменения x | Шаг h |
2x2-сos5x+x2 | [0; 2] | 0,2 | |
[sin2x]/x-4/x2 | [1; 3] | 0,2 | |
sin2x-x2-cos x | [0; π/2] | π/20 | |
0,5(cos2x-x2)-sin x | [0; π/2] | π/20 | |
x(2+x2sin x2-x sin x) | [-2; 0] | 0,25 | |
(x+1)(cos x-7x)-sin x | [π/2; 3π/2] | π/12 | |
(x+1)sin x –2 – cos x | [0; π] | π/10 | |
2Lgx-x(sin2x-1) | [1; 2] | 0,1 | |
sin x2 +Lg 3x2 | [-π; π] | π/10 | |
2ex/3 + e-3x/2 | [-5; 5] | 0,5 | |
tg2x-cos3x | [-5; 5] | 0,5 | |
[Ln (1+x)] / 5x | [0; 1] | 0,1 | |
sin x6 + | [0; 1] | 0,1 | |
cos4x-2x+3 | [-π; π] | π/8 | |
x2+sin2x+2x | [-1; 1] | 0,25 | |
[0,1; 4,1] | 0,2 | ||
[0; π ] | π/20 | ||
[-2; 2] | 0,2 | ||
[-1; 1] | 0,1 | ||
[-5; 3] | 0,2 | ||
[-2; 2] | 0,2 | ||
[0; π ] | π/20 | ||
[0,5; 8,5] | 0,5 | ||
[-2; 2] | 0,2 | ||
[-π/8; π/8] | π/50 | ||
[0; π] | π/20 | ||
[-5; 5] | 0,5 | ||
[-π; π] | π/10 | ||
[0;2] | 0,1 | ||
[-2π/5; 2π/5] | π/20 |
Значения аргумента должны содержать 3 цифры после запятой, а значения функции – 5 цифр после запятой.
При появлении сообщений в ячейках для значений функции объяснить их смысл и указать причину.
В заголовке столбца для y(x) записать расчетную формулу с помощью редактора формул.
3. Определить максимальное, среднее и минимальное табличные значения функции y(x).
4. На листе с расчетами указать тему “АДРЕСАЦИЯ ЯЧЕЕК”, указать фамилию, инициалы, группу, номер варианта, наименование факультета. Распечатать полученные таблицы. Отчет сохранить на внешнем носителе.
ТЕМА 5. ФУНКЦИЯ “ЕСЛИ”
Задание
1. Найти 15 значений функции с точностью до 4-го разряда:
для изменяющегося с шагом h=0,1 аргумента x, начиная с . Использовать функцию ЕСЛИ.
2. Составить таблицу значений функции для изменяющегося с шагом h=0,05 аргумента, начиная с . При достижении расчет y завершить. Форматировать аргумент числовым форматом с 2 десятичными разрядами после запятой, а функцию числовым форматом с 7 десятичными разрядами после запятой.
Таблица исходных данных должна содержать значение шага h, начального значения аргумента , конечного значения аргумента .
3. Дополнить расчетную таблицу столбцом с округленным значением функции. Округление производить до 3-х десятичных разрядов с помощью встроенной функции.
4. Дополнить расчетную таблицу столбцом абсолютной погрешности округления и столбцом относительной погрешностей округления. Абсолютная погрешность числа y определяется как модуль разности этого числа y и его приближенного значения: Относительная погрешность определяется как модуль отношения абсолютной погрешности числа к самому числу: .
5. Дополнить расчетную таблицу столбцом анализа необходимости завершения расчетов, если для всех значений аргумента произведен расчет. Столбец анализа на завершение расчетов содержит проверку . Использовать логическую функцию ЕСЛИ. В столбце анализа выводится текстовое сообщение “стоп” или “продолжить”.
При использовании мастера встроенных функций для текстового сообщения кавычки записывать не нужно, они появляются автоматически. При наборе функции с клавиатуры кавычки (а также разделители аргументов и знак равенства перед формулой) необходимо проставлять самостоятельно.
6. Таблицу исходных данных дополнить граничными значениями относительной погрешности , .
7. Расчетную таблицу дополнить столбцом анализа на фактическое значение относительной погрешности . Если выполняется условие , то выводится текстовое сообщение ”малая погрешность”, если , то текст “высокая погрешность, в противном случае нужно выводить саму относительную погрешность .
Использовать две функции ЕСЛИ, одна из которых вложена в другую.
8. Изменяя в таблице с исходными данными граничные значения относительной погрешности и добиться того, чтобы в столбце анализа относительной погрешности одновременно присутствовали сообщения ”малая погрешность”, “высокая погрешность, а также само значение относительной погрешности .
9. Найти значения функции, вычисленной c 4 знаками после запятой:
для переменной , изменяющейся с шагом . Здесь N – номер варианта студента. Использовать две функции ЕСЛИ.
10. Вычислить значения функции, вычисленной с 3 знаками после запятой:
на интервале [0,0; 2,5] c шагом h=0,1.
a) Использовать две функции ЕСЛИ. Результат записать в столбец y1.
b) Использовать две функции ЕСЛИ, изменив условие проверки по сравнению с предыдущим способом. Результат записать в столбец y2.
Проверить совпадение результатов расчетов.
Вопросы
1. В чем состоит отличие операции форматирования ячеек от функции округления чисел?
2. Какие аргументы имеет встроенная функция ЕСЛИ?
3. По скольким