Органы управления силами РСЧС и ГО

Органы управления – предусмотренные штатом или временно создаваемые коллективы должностных лиц, организационно объединенных для выполнения определенных функций по управлению силами РСЧС и ГО.

Органы управления включают руководство, советы, штабы, управления, отделы, службы и другие постоянные (штатные) и временно создаваемые управленческие организации, предназначенные для руководства силами РСЧС и ГО на различных уровнях.

Управление силами РСЧС и ГО осуществляет руководитель. Как правило, руководитель такого уровня (министр) подчиняется главе государства, а также Правительству по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Руководитель несет полную и единоличную ответственность за состояние, подготовку подчиненных сил РСЧС и ГО, правильное их применение и успешное выполнение ими поставленных задач в установленные сроки. Он обязан своевременно принимать решения, организовывать их планирование и подготовку, ставить задачи подчиненным силам, организовывать взаимодействие и все виды обеспечения, а также непрерывно управлять подчиненными силами РСЧС и ГО при выполнении поставленных им задач.

В соответствии с этим ему предоставляются соответствующие полномочия, которые должны быть закрепленные Положением или иным законодательным актом, утвержденным вышестоящим руководителем.

Наряду с полномочиями, руководителю в непосредственное или оперативное подчинение передаются силы РСЧС и ГО и выделяются соответствующие ресурсы для их всестороннего обеспечения. В зависимости от условий выполнения задач силами РСЧС и ГО, в оперативное подчинение руководителю могут передаваться соответствующие формирования.

Непосредственное подчинение предусматривает подчиненность по всем вопросам.

Оперативное подчинение предусматривает постоянную или временную, на период подготовки и проведения определенных операций, выполнения отдельных важных задач, подчиненность сил РСЧС и ГО. Переданные в оперативное подчинение силы РСЧС и ГО сохраняют непосредственное подчинение соответствующим руководителям. Оперативно подчиненные руководителю силы РСЧС и ГО применяются по его решениям и планам.

Вместе с тем он не имеет права использовать оперативно подчиненные силы РСЧС и ГО не по назначению, изменять их организационную структуру и переназначать руководящий состав.

Функциональная структура Управления силами РСЧС и ГО представляет собой группировку управленческого персонала по широким задачам, которые они выполняют.

Руководитель возглавляет Управление силами РСЧС и ГО. Организационно-штатная структура этого Управления устанавливается вышестоящим штабом. Функциональные обязанности должностных лиц и подразделений, входящих в структуру Управления силами РСЧС и ГО определяются соответствующими положениями, наставлениями, уставами и могут уточняться.

Управление силами РСЧС и ГО организует и обеспечивает решение возложенных на них задач во взаимодействии с вышестоящим штабом.

Состав Управления сил РСЧС и ГО.

Во главе Управления стоит руководитель, который осуществляет руководство силами РСЧС и ГО лично и через орган управления (штаб), а также через своих заместителей, специальные службы, то есть через функциональных руководителей. При этом, неся единоличную ответственность за выполнение подчиненными задач, он делегирует своим заместителям соответствующие полномочия, права и ответственность.

Начальник штаба является первым заместителем. На него возлагается координации деятельности функциональных руководителей. Только он имеет право от имени руководителя отдавать распоряжения и приказы подчиненным силам РСЧС и ГО, заместителям, начальникам управлений, отделов и служб, а также оперативно подчиненным органам управления. Он несет ответственность за готовность сил РСЧС и ГО к выполнению задач, подготовку необходимых расчетов и предложений для принятия решений, планирование действий, своевременное доведение задач до подчиненных, организацию их подготовки к действиям, организацию и осуществление оперативного обеспечения и управления, а также выполнение других задач, возлагаемых на штаб.

Заместитель может руководить группировками сил РСЧС и ГО на отдельном направлении и выполнять другие задачи по указанию руководителя, то есть он является своего рода резервом управления. Как правило, он возглавляет запасный командный пункт.

Заместитель по тылунесет ответственность за организацию и осуществление соответствующих видов обеспечения и руководит подчиненными ему силам. Он обязан подготавливать и докладывать предложения по организации соответствующих видов обеспечения, принимать решения, планировать и организовывать выполнение поставленных ему задач.

Начальники служб руководят подчиненными им силами и несут ответственность за их состояние, организацию их действий и управление ими.

Могут создаваться комиссии – коллегиальный орган руководства. Они рассматривают и решают важнейшие вопросы жизни и деятельности и несут ответственность за выполнение приказов и директив вышестоящих штабов, за состояние сил РСЧС и ГО и их готовность к выполнению задач. Решения комиссии проводятся в жизнь приказами и директивами руководителя.

Остальные управления, отделы, службы Управления силами РСЧС и ГО, создаваемые для решения более узкого круга специальных задач, подчиняются соответствующим заместителям и начальникам, то есть функциональным руководителям.

Таким образом, можно выделить несколько направлений деятельности, по которым осуществляется функциональное руководство:

– поддержание готовности сил к выполнению задач, их подготовка и применение при действиях, оперативное обеспечение и организация управления (начальник штаба, начальники служб);

– руководство отдельными группировками сил РСЧС и ГО (заместитель руководителя);

– техническое обеспечение (заместитель по вооружению – при его наличии по штату);

– тыловое обеспечение (заместитель по тылу).

Для реализации функционального управления на нижестоящем уровне должны быть аналогичные звенья управления. Исходя из этого, при определении структуры органов управления руководствуются принципом функциональной однородности.

Рассмотрим это положение на примере структуры штаба сил РСЧС и ГО.

Штаб является основным органом управления и предназначен для руководства их деятельностью. Свою работу штаб осуществляет на основе решений, приказов и указаний руководителя, которому он подчинен, а также распоряжений вышестоящего штаба.

Работая под руководством руководителя, штаб является вышестоящим по отношению к штабам непосредственно подчиненных сил РСЧС и ГО и старшим по отношению к управлениям, отделам и службам, входящим в состав Управления, а также штабам оперативно подчиненных и взаимодействующих сил.

Управления, отделы и службы работают под руководством соответствующих заместителей, начальников, а также выполняют указания вышестоящего штаба (управлений, отделов и служб) по роду деятельности и являются старшими по отношению к отделам и службам своих управлений.

В построении таких взаимоотношений, а точнее сказать управленческих отношений, реализуются как линейная, так и функциональная структуры управления. При этом штаб является органом координации функциональной деятельности других штабов, являясь для них старшим.

Общими задачами штаба сил РСЧС и ГО являются следующие:

– обеспечение и поддержание сил РСЧС и ГО в готовности к выполнению задач;

– подготовка необходимых расчетов и предложений для принятия решения руководителем, своевременное доведение задач до сил РСЧС и ГО, планирование действий;

– организация и осуществление оперативного обеспечения действий сил РСЧС и ГО;

– организация и обеспечение устойчивого функционирования систем связи и автоматизированных систем управления;

– организация восполнения потерь в личном составе;

– информирование вышестоящих, подчиненных и взаимодействующих штабов об обстановке и др.

Главным во всей деятельности штаба является обеспечение работы руководителя, постоянное знание положения и характера источника ЧС, реального состояния подчиненных сил РСЧС и ГО, результатов их действий, а также оказание им помощи в выполнении поставленных задач.

Для выполнения этих задач в структуру штаба включены органы управления (отделы, отделения, службы), состав и предназначение которых определяется однородностью решаемых задач.

Оперативный отдел является ведущим подразделения штаба. Он организует и возглавляет совместную разработку основных оперативных документов, координирует деятельность других управлений, отделов и служб, по вопросам подготовки действий, организации взаимодействия, управления и всестороннего обеспечения.

Оперативный отдел штаба состоит из: оперативного отделения, которое является ведущим в управлении; информационного отделения, отделения пунктов управления; групп оперативного оборудования территории и других структурных подразделений, в зависимости от решаемых им задач.

Штабы и другие органы управления выполняют свои задачи в штатной структуре в соответствии с расчетом, которым определяются:

– распределение оперативного состава по пунктам управления;

– решаемые задачи по управлениям (отделам);

– состав оперативных групп, высылаемых во взаимодействующие штабы и силы;

– состав рабочих групп, создаваемых для выполнения отдельных задач.

На командных пунктах, в зависимости от решаемых задач, создаются группы: общего оперативного планирования; планирования ликвидации ЧС; направлений действий. Могут также создаваться оперативные группы и группы связи, направляемые во взаимодействующие штабы. При создании временных органов управления применяется обычно матричная структура управления.

1. Распределение управляющих функций по уровням иерархии позволяет своевременно решать возникающие задачи в пределах определенной каждому уровню компетентности. Выполнение узкоспециализированных функций переплетается с системой подчиненности и ответственности за планирование и непосредственное выполнение поставленных задач.

2. При руководителе – линейном руководителе – создается группа подчиненных ему функциональных руководителей (заместители и помощники), каждый из которых имеет право непосредственно руководить нижестоящими звеньями управления в пределах своих функций. При этом повышается качество и оперативность управления, но частично нарушается принцип единоначалия. Хотя линейные руководители оперативно-тактического уровня сохраняют ответственность за деятельность подчиненных им органов управления, сил РСЧС и ГО.

Для исключения возможной неопределенности распоряжений функциональных руководителей осуществляется их координация (согласование) на уровне начальника штаба. Наиболее важные распоряжения функциональных руководителей доводятся приказами и директивами руководителя.

Наши рекомендации