Система государственного управления силами РСЧС и ГО
Понятиесистема управления, как ветвь государственной власти, включает в себя систему и структуру субъектов государственно-управленческой деятельности, их функции и полномочия, подчиненность друг другу и взаимосвязи, порядок создания и кадрового обеспечения, формы и методы их работы и другие элементы, характеризующие механизм управления (исполнительной власти).
Организационная структура управления – структура субъекта управления (системы, военной организации), отражающая взаимодействие между его элементами. Она может быть линейной, функциональной, функционально-линейной, программно-целевой, матричной.
Система – это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое.
Субъект управления – управляющая подсистема, звено, элемент в системе управления, воздействующий на другие элементы субъекта управления. В зависимости от целей управления он может рассматриваться и как объект для вышестоящего звена в иерархии управления.
Объект управления – управляемая подсистема (функциональные процессы, ресурсы, социальные организации, люди), воспринимающая воздействие со стороны субъекта управления (системы управления, органа управления, руководителя).
Уровень управления – командная инстанция, объединяющая звенья управления в управленческую структуру и обладающий определенной самостоятельностью.
Звено управления – это функционально обособленный элемент (орган управления) системы управления, в качестве которого выступает структурное подразделение.
Ступень управления – это совокупность звеньев управления, относящихся к одному уровню.
Эффективность управления – результативность управления, характеризующаяся степенью использования и отдачи от ресурсов, предназначенных для достижения цели.
Регулирование – функция управления, обеспечивающая функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров.
Анализ – функция управления, предназначенная для изучения, систематизации, обобщения и оценки достигнутых результатов.
Иерархическая система – это организация, где основное средство воздействия на людей представляет собой отношение «власти – подчинения» путем давления сверху, с помощью принуждения, контроля за исполнением.
Организация – объединение людей, совместно реализующих определенную программу или цель и действующих на основе установленных правил (формальных и неформальных).
Под системой органов исполнительной власти (государственного управления) понимается вертикальная связь между соподчиненными органами на основе разделения компетенции между ними.
В систему входят:
– Правительство – высший орган государственной власти;
– органы исполнительной власти;
– территориальные (межтерриториальные) органы власти.
Орган государственного управления – это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, использует определенные методы в работе, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство в одной из отраслей экономической, социально-культурной или административно-политической сферы жизни общества. Органы государственного управления (исполнительной власти) осуществляют процесс управления, включающий выработку и принятие решения, организацию его исполнения, контроль за исполнением и подведение итогов.
Выделяют три структурных уровня внутри организационной единицы государственного управления: институциональный, административный и технологический.
Институциональный уровень – это высший уровень государственной организации. Он является пограничным между государственным и политическим управлением. На этом уровне определяются задачи и общая политика государственной организации и, тем самым, он представляет основной канал влияния существующей политической системы на деятельность конкретных государственных учреждений.
Административный (средний) уровень организации – сфера функционального управления, где направление деятельности подвергается анализу и раскладывается на различные организационно-управленческие компоненты, представленные функциями процесса управления (планирование, организация, руководство, координация, контроль).
Технологический уровень – это уровень непосредственного выполнения конкретных функциональных задач государственной организации.
Управляющая подсистема – система управления рассматривается как совокупность различных подсистем, объединенных общим руководством при координации их функционирования по целям и определенным законодательными актами сферам деятельности.
Организационная структура управления представляет собой определенным образом организованный, функционально взаимосвязанный состав системообразующих элементов (структурных частей):
– МЧС России;
– орган управления силами РСЧС и ГО;
– органы управления различного уровня;
– обеспечивающие функционирование органов управления подсистемы управления, в их вертикальной и горизонтальной зависимости, в организационном взаимодействии и соподчиненности.
Объекты управления. Выделяются группы объектов: система РСЧС и ГО в целом; силы РСЧС и ГО различного уровня и предназначения; учреждения и предприятия; функциональные подсистемы сил РСЧС и ГО.
В основу создания системы управления, и ее важнейшей составляющей – органов управления положены так называемые системотехнические принципы их создания и функционирования, сущность которых состоит в:
· системности построения органов управления, выражающейся в установлении таких связей между структурными подразделениями (элементами), которые обеспечивают им целостность при взаимодействии с другими органами государственного управления в строительстве системы РСЧС и ГО, организации гражданской обороны страны;
· преемственности (историзме) – новая система органов управления должна аккумулировать в себе все то лучшее, что было апробировано на практике обеспечения гражданской обороны страны;
· способности к развитию с учетом перспектив совершенствования системы РСЧС и ГО, возможности гибкого изменения функций, состава и структуры органов управления без снижения эффективности их функционирования;
· постепенности их реорганизации без нарушения текущей жизнедеятельности организации;
· структурной достаточности элементов системы;
· обеспечении максимальной эффективности деятельности сил РСЧС и ГО;
· широком применении типовых (унифицированных) элементов средств атоматизации, программного обеспечения, единой базы исходных данных и нормативно-правовых документов;
· совместимости информационных оболочек систем органов государственного управления;
· автоматизации процессов обработки информации, обеспечивающей повышение качества (обоснованности) и оперативности принимаемых решений.
Структура органов управления должна обеспечивать:
– соответствие структуры и численности управляющей системы объекту управления (составу, численности и характеру действий сил РСЧС и ГО, объему и сложности задач управления и др.);
– строгое разграничение функций органов управления на каждом уровне иерархии на основе ранжирования задач управления;
– функциональную однородность задач, каждым отдельным органом управления;
– исключение дублирования ответственности и параллелизма в исполнении одних и тех же видов работ, обеспечение взаимозаменяемости отдельных органов (их подразделений) в целях поддержания непрерывности управления силами;
– ответственность основного исполнителя за качество и своевременность выполнения любой функции управления (он организует работу всех соисполнителей);
– соответствие организационно-штатной структуры и численности органов управления распределению функций в органах государственного управления, которым они подчиняются в каком-либо отношении или с которыми взаимодействуют по определенному кругу вопросов. Это вытекает из того, что деятельность системы управления, являющейся частью общегосударственной, не должна противоречить общей логике функционирования последней;
– высокую готовность системы управления к выполнению задач, опережение темпов развертывания по сравнению с группировками сил РСЧС и ГО. Поэтому организационно-штатные структуры органов управления в мирное и военное время должны максимально совпадать.
Система РСЧС и ГО представляет собой сознательное координируемое государственное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общегосударственной цели – гарантированного обеспечения безопасности и гражданской обороны страны.
В настоящее время характерным является использование различных сочетаний структур. На низовых уровнях управления, как правило, применяется линейная структура, на средних – смешанная линейно–штабная и функциональная, а на верхних – матричная.
Управление заключается в целенаправленной деятельности руководителей, штабов и других органов управления по поддержанию постоянной готовности, по подготовке спасательных операций и руководства силами РСЧС и ГО при выполнении поставленных задач.
Для управления силами РСЧС и ГО создается система управления, представляющая собой совокупность функционально взаимосвязанных органов управления, пунктов управления и средств управления.
Орган управления – предусмотренный штатом или временно создаваемый коллектив должностных лиц, организационно объединенных для выполнения определенных функций по управлению силами РСЧС и ГО.
Пункты управления – комплексы сооружений или транспортных средств, оборудованных техническими средствами (связи, автоматизации и жизнеобеспечения) и предназначенных для размещения и работы органов управления.
К средствам управления относятся система связи, автоматизированные системы управления (АСУ), а также другие специальные системы.
Система управления имеет линейно-функциональную структуру и несколько уровней управления: оперативный и тактический (формирования РСЧС и ГО).
1. Любая система имеет общие и специфические, присущие только ей свойства. Определяющими свойствами любой системы являются: целостность; структура; бесконечность; иерархичность.
2. Всем сложным целенаправленным системам свойственна иерархическая организационная структура – определенная упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности.
Основные типы структур управления: линейная; линейно-штабная; линейно-функциональная; линейно-функциональная с группировкой по видам управления и территориальному принципу; матричная.
3. Основными элементами системы управления являются органы управления, пункты и средства управления. Она имеет несколько уровней управления: оперативно-тактический и тактический.
Основными подсистемами управления могут быть: РСЧС и ГО; технического обеспечения; тылового обеспечения; взаимодействия.
Таким образом, система управления включает в себя не только элементы, но и подсистемы которые могут рассматриваться в качестве ее составных частей и, в тоже время, самостоятельно. Вместе с тем она, с одной стороны, выступает как самостоятельно функционирующая система, а с другой – входит в качестве подчиненной в более сложную систему управления силами РСЧС и ГО.