Принципы управления силами РСЧС и ГО
Принципы управления – это основные правила, которые должны соблюдаться в управленческой деятельности органов управления. Они являются одной из форм целенаправленного использования объективных законов, сущности и закономерностей науки управления в практике управления.
Принципы управления силами РСЧС и ГО регулируют процессы формирования и обеспечения эффективного функционирования системы управления (ее органов и структурных подразделений). Они являются составной частью принципов государственного управления, управления силами РСЧС и ГО; отражают специфику принципов деятельности сил РСЧС и ГО, опыт (практику) управленческой деятельности в органах управления и уровень ее теоретического осмысления.
Принципы управления силами РСЧС и ГО:
– единоначалия;
– централизации управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач;
– твердости и настойчивости в проведении принятых решений (планов) в жизнь;
– оперативного и гибкого реагирования на изменение обстановки;
– личной ответственности руководителей за принимаемые решения, применение подчиненных сил РСЧС и ГО и результаты выполнения ими поставленных задач.
Принцип единоначалия – заключается в предоставлении руководителю всей полноты единоличной распорядительной власти и возложении единоличной ответственности за принятие и реализацию решения, состояние и результаты действий подчиненных ему сил РСЧС и ГО.
Принцип централизации управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач.
В управлении силами РСЧС и ГО требуется более твердая, чем в гражданских сферах управления концентрация властных полномочий на верхнем уровне управления.
Это необходимо для того, чтобы обеспечить вышестоящей инстанции возможность в короткие сроки принять решение и сосредоточить основные усилия и имеющиеся ресурсы на достижение главной цели, решение наиболее важных задач, подчинение действий сил РСЧС и ГО единому замыслу и плану.
Централизованное управление позволяет руководителю наиболее эффективно применять технику, быстро переносить усилия с одного направления (района) на другое, контролировать действия всех сил РСЧС и ГО входящих в состав группировки, при необходимости брать управление любым подразделением на себя.
Централизация управления силами РСЧС и ГО имеет и отрицательные стороны. Она ограничивает инициативу подчиненных руководителей, снижает оперативность управления, не позволяет в полной мере использовать выгодные условия обстановки, которые могут возникать в короткие промежутки времени. Ожидание указаний сверху может быть губительным, здесь нужна инициатива подчиненного в рамках решения общей задачи.
Из всего сказанного вытекает необходимость одновременного сочетания централизации и децентрализации управления силами РСЧС и ГО, предоставления подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных задач. Это должно выражаться в заблаговременном и точном распределении функций, прав и ответственности между уровнями и звеньями управления, закрепленных в различных нормативных актах.
Принцип твердости и настойчивости в проведении (в реализации) принятых решений (планов) в жизнь заключается в проявлении руководителем волевых качеств, направленных на обеспечение личной устойчивости от внешних и внутренних воздействий и умении неуклонно, вопреки трудностям и препятствиям, доводить до конца принятые решения и планы, готовности приложить все усилия, чтобы подчинить свои действия и действия сил РСЧС и ГО достижению поставленной цели.
Принцип оперативного и гибкого реагирования на изменение обстановки заключается в своевременном принятии решений руководителями, штабами и другими органами управления и постановке задач подчиненным органам управления и силам РСЧС и ГО, обеспечивающие их подготовку к действиям по различным вариантам адекватно складывающейся обстановке.
Принцип личной ответственности руководителей за принимаемые решения, применение подчиненных сил РСЧС и ГО и результаты выполнения ими поставленных задач заключаетсяв сознательном соблюдении руководителями морально-этических норм, которые не противоречат принятым человеческим ценностям и исключают достижение целей любыми способами и средствами, в осуществлении ими контроля в различных формах за выполнением принятых норм и правил, подчиненными органами управления и силами РСЧС и ГО.
Требования к управлению силами РСЧС и ГО
В современных условиях резко возрос объем и число задач управления, решаемых органами управления. При этом постоянно усложняются условия функционирования систем управления.
Требования к управлению силами РСЧС и ГО, позволяют определить, в какой степени обеспечивается функционирования систем управления в реальных условиях сложившейся обстановки. Выделяют требования общего и частного характера.
Общие требования к управлению силами РСЧС и ГО определяют что оно, должно быть:
– устойчивым;
– непрерывным;
– оперативным;
– скрытным.
Устойчивость управления силами РСЧС и ГО – способность системы управления сохранять необходимый уровень работоспособности органов управления и поддерживать намеченный режим ее функционирования в условиях внешнего воздействия и внезапных изменений обстановки.
Требование устойчивости управления более глубоко раскрывается через ряд частных требований, таких как: живучесть, помехозащищенность и надежность.
Живучестьопределяет возможность системы управления и ее элементов сохранять или быстро восстанавливать способность выполнять свои функции в условиях различных воздействующих факторов.
Помехозащищенность системы управления – это способность средств управления противостоять внешнему радиоэлектронному воздействию и помехам от своих радиоэлектронных средств.
Надежность характеризуется свойствами системы управления выполнять свои функции в течение заданного промежутка времени при определенных условиях и в заданных параметрах в условиях естественных отказов технических средств. Надежность системы управления определяется по надежности ее наиболее слабого элемента. Общими мерами обеспечения надежности для разных систем управления являются: резервирование, дублирование, дополнительная функциональность.
Устойчивость управления достигается:
правильным уяснением задачи, настойчивым проведением в жизнь принятых решений;
созданием и своевременным развертыванием пунктов и средств управления и поддержанием их в готовности;
умелой организацией работы оперативного состава и расчетов;
проведением комплекса мероприятий по защите пунктов и средств управления от различных внешних воздействующих факторов;
поддержанием устойчивой связи с вышестоящим штабом, с подчиненными и взаимодействующими организациями;
умелым расположением пунктов управления, организацией их всестороннего обеспечения и применения средств управления.
Непрерывность управления силами РСЧС и ГО – способность органов управления в любой момент времени оказывать необходимое управляющее воздействие на подчиненные органы управления и силы РСЧС и ГО.
Непрерывность управления достигается:
своевременным сбором данных, постоянным знанием и всесторонней оценкой складывающейся обстановки;
своевременным принятием решений и четкой постановкой задач подчиненным;
комплексным использованием всех средств управления и связи, а также средств автоматизации управления;
своевременным перемещением пунктов управления;
быстрой передачей (при необходимости) управления с одного пункта управления на другой и восстановлением нарушенного управления в кратчайшие сроки.
Оперативность управления силами РСЧС и ГО заключается в своевременности принятия решений и постановки задач органам управления и силам РСЧС и ГО адекватно складывающейся обстановке (возникновению и развитию ЧС).
Оперативность управления достигается:
способностью руководителя и штаба осуществлять весь цикл управления в сроки, позволяющие подчиненным производить необходимую подготовку и выполнять поставленные им задачи;
быстрым реагированием на изменения обстановки;
своевременным влиянием на действия сил РСЧС и ГО в интересах выполнения поставленных задач;
применением средств автоматизации для управления силами РСЧС и ГО.
Скрытность управления силами РСЧС и ГО – способность скрыть планируемые и выполняемые мероприятия по поддержанию готовности сил РСЧС и ГО, подготовке спасательных операций и действия органов управления при непосредственном руководстве силами РСЧС и ГО в ходе данных операций; оказывать противодействие в добывании информации, сохранять в тайне сведения о составе и состоянии системы управления.
Скрытность управления достигается:
скрытым размещением и перемещением пунктов управления;
использованием для постановки задач подчиненным метода личного общения;
комплексным применением средств скрытой связи;
техническими и организационными мерами защиты информации на объектах вычислительной техники и при использовании других технических средств передачи и обработки информации;
строгим соблюдением правил и порядка использования средств связи и АСУ, установленных режимов их работы и мер радиомаскировки;
ограничением круга лиц, имеющих право пользоваться средствами связи и АСУ, используемых для управления;
ограничением использования для управления силами РСЧС и ГО открытых каналов связи;
максимальным ограничением круга лиц, привлекаемых к разработке плана спасательной операции и управленческих документов;
обеспечением надежной сохранности документов;
воспитанием личного состава в духе высокой бдительности, своевременным выявлением возможных каналов утечки секретной информации и их закрытием.
Достижение максимальных показателей требований к управлению позволит обеспечить эффективное выполнение силами РСЧС и ГО поставленных задач.