Основы управления силами рсчс и го

Учебное пособие

Санкт-Петербург

В учебном пособии «Основы управления силами РСЧС и ГО» излагается на доступном уровне теория управления силами РСЧС и ГО. Приведен понятийный аппарат.

Учебное пособие разработано с учетом содержания учебных программ подготовки студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки «Техносферная безопасность» (20.03.01; 20.04.01; 20.06.01).

СОДЕРЖАНИЕ

Перечень сокращений…………………………….……………………….…..…….

Введение…………………………………………………………………..……..…….

Глава I. Теоретические основы управления…………………………………..……

1.1. Сущность и категории управления………………………………...……

1.2. Развитие науки и практики управления………………………..…..……

1.3. Понятие системы управления…………………………………..…..……

Глава II. Организация и управление…………………………………….……..……

2.1. Сущность организации, ограничения и условия функционирования…

2.2. Законы организации………………………………………….……..……

2.3. Структуры управления организацией, их виды и характеристики…...

Глава III.Особенности управления силами РСЧС и ГО………………………….

3.1. Сущность, цели, задачи и функции управления силами РСЧС и ГО…

3.2. Принципы управления силами РСЧС и ГО………………….…..…..…

3.3. Требования к управлению силами РСЧС и ГО………………..….……

3.4. Организации управления силами РСЧС и ГО……………..….……….

Глава IV.Основы государственного управления силами РСЧС и ГО…..……….

4.1. Сущность и содержание государственного управления силами РСЧС и ГО………………………..…………………………………………….….…

4.2. Система государственного управления силами РСЧС и ГО………….

4.3. Органы управления силами РСЧС и ГО……………………………….

4.4. Пункты и средства управления силами РСЧС и ГО…………………..

Глава V.Методологические основы принятия решений…………………………

5.1. Сущность принятия решения. Классификация решений и требования, предъявляемые к ним………………………..……………………………….

5.2. Способы принятия решения……………………………………………

5.3. Порядок принятия рационального решения…………………………..

5.4. Принятие решений в силовых ведомствах…………………….………

Глава VI.Оценка эффективности управления …………………….……………..

6.1. Основные понятия эффективности…………………………………….

6.2. Обзор методов оценки эффективности управления…….……………

6.3. Понятие эффективности информационно-управленческой системы..

6.4. Критерии и показатели качественной и количественной оценки эффективности………………………..…………………………………..……

6.5. Экономическая эффективность информационно-управленческих систем……………………………………………………………………………

Литература…………………………………………………………………….…….

Перечень сокращений

АСУ автоматизированные системы управления
ГО Гражданская оборона
ИС информационная система
ИУС информационно-управленческая система
МЧС России Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
НДС налог на добавленную стоимость
НОУТ научная организация управленческого труда
ПО программное обеспечение
РСЧС Российская Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
СППР система поддержки принятия решения
ЦБ РФ Центральный банк Российской Федерации
ЧС чрезвычайные ситуации

Введение

В современных условиях остро стоит вопрос повышения эффективности управления безопасностью в чрезвычайных ситуациях, возникающих как в мирное, так и в военное время. Пути достижения этого многообразны: улучшение организационной структуры органов и системы управления, создание и внедрение высокоэффективных технических средств управления, развитие организационных форм и методов работы руководителей и органов управления, совершенствование подготовки управленческих кадров и др.

Основными понятиями теории управления в ЧС являются выработка решения в сложных ситуациях и методы анализа ситуаций принятия решения.

Реальные условия, которые могут сложиться при возникновении чрезвычайных ситуациях, скорее всего, будут отличаться сложностью задач, непрерывным изменением и неполнотой данных об обстановке. Как следствие интеллектуальные возможности человека могут войти в противоречие с объемом информации, которую необходимо осмыслить и переработать в процессе выработки управленческого решения. Это может привести к тому, что будет принято одно из стандартных решений или оно будет принято в более поздние временные сроки.

Следовательно, для принятия качественного управленческого решения необходимо использование математических методов (оптимизации, методологии системного анализа и т.д.).

В основе теории принятия управленческого решения лежит комплексная концепция, требующая учета всех существенных аспектов проблемной ситуации и рациональной интеграции лиц, принимающих решение, а также математических средств.

Суть комплексная концепции выработки управленческих решений состоит в том, что лицо, принимающее решение, анализирует стоящую перед ним проблему, а затем, определив свои предпочтения, формирует цель с последующей оптимизацией ее достижения.

Управление безопасностью в ЧС является составной частью науки управления.

Предметом ее исследования и изучения является процесс управленческой деятельности руководителей и органов управления при управлении силами РСЧС и ГО, в первую очередь, в мирное время. Этот процесс отличается от управления силами РСЧС и ГО при непосредственной подготовке и в условиях ЧС, как по содержанию, так и применением специфических методов, способов и средств.

Управление силам РСЧС и ГО охватывает всю деятельность руководителей, начальников как по управлению подразделениями в условиях возникновения ЧС, так и по развитию и совершенствованию подразделений в повседневной деятельности.

Решение задач повседневной деятельности сил РСЧС и ГО собственно и составляет содержание управления подразделениями в мирное время. Оно, несмотря на все его особенности, не может не обращаться к системному подходу, который должен применяться в управлении подразделениями, особенно при проведении спасательных операций.

Изучение материала монографии поможет внедрению в практику управленческой деятельности научно обоснованных и рациональных форм и методов руководства силами РСЧС и ГО, обеспечения высокой готовности к выполнению спасательных операций и других задач.

Наши рекомендации