Основы управления силами рсчс и го
Учебное пособие
Санкт-Петербург
В учебном пособии «Основы управления силами РСЧС и ГО» излагается на доступном уровне теория управления силами РСЧС и ГО. Приведен понятийный аппарат.
Учебное пособие разработано с учетом содержания учебных программ подготовки студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки «Техносферная безопасность» (20.03.01; 20.04.01; 20.06.01).
СОДЕРЖАНИЕ
Перечень сокращений…………………………….……………………….…..…….
Введение…………………………………………………………………..……..…….
Глава I. Теоретические основы управления…………………………………..……
1.1. Сущность и категории управления………………………………...……
1.2. Развитие науки и практики управления………………………..…..……
1.3. Понятие системы управления…………………………………..…..……
Глава II. Организация и управление…………………………………….……..……
2.1. Сущность организации, ограничения и условия функционирования…
2.2. Законы организации………………………………………….……..……
2.3. Структуры управления организацией, их виды и характеристики…...
Глава III.Особенности управления силами РСЧС и ГО………………………….
3.1. Сущность, цели, задачи и функции управления силами РСЧС и ГО…
3.2. Принципы управления силами РСЧС и ГО………………….…..…..…
3.3. Требования к управлению силами РСЧС и ГО………………..….……
3.4. Организации управления силами РСЧС и ГО……………..….……….
Глава IV.Основы государственного управления силами РСЧС и ГО…..……….
4.1. Сущность и содержание государственного управления силами РСЧС и ГО………………………..…………………………………………….….…
4.2. Система государственного управления силами РСЧС и ГО………….
4.3. Органы управления силами РСЧС и ГО……………………………….
4.4. Пункты и средства управления силами РСЧС и ГО…………………..
Глава V.Методологические основы принятия решений…………………………
5.1. Сущность принятия решения. Классификация решений и требования, предъявляемые к ним………………………..……………………………….
5.2. Способы принятия решения……………………………………………
5.3. Порядок принятия рационального решения…………………………..
5.4. Принятие решений в силовых ведомствах…………………….………
Глава VI.Оценка эффективности управления …………………….……………..
6.1. Основные понятия эффективности…………………………………….
6.2. Обзор методов оценки эффективности управления…….……………
6.3. Понятие эффективности информационно-управленческой системы..
6.4. Критерии и показатели качественной и количественной оценки эффективности………………………..…………………………………..……
6.5. Экономическая эффективность информационно-управленческих систем……………………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………….…….
Перечень сокращений
АСУ | – | автоматизированные системы управления |
ГО | – | Гражданская оборона |
ИС | – | информационная система |
ИУС | – | информационно-управленческая система |
МЧС России | – | Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий |
НДС | – | налог на добавленную стоимость |
НОУТ | – | научная организация управленческого труда |
ПО | – | программное обеспечение |
РСЧС | – | Российская Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
СППР | – | система поддержки принятия решения |
ЦБ РФ | – | Центральный банк Российской Федерации |
ЧС | – | чрезвычайные ситуации |
Введение
В современных условиях остро стоит вопрос повышения эффективности управления безопасностью в чрезвычайных ситуациях, возникающих как в мирное, так и в военное время. Пути достижения этого многообразны: улучшение организационной структуры органов и системы управления, создание и внедрение высокоэффективных технических средств управления, развитие организационных форм и методов работы руководителей и органов управления, совершенствование подготовки управленческих кадров и др.
Основными понятиями теории управления в ЧС являются выработка решения в сложных ситуациях и методы анализа ситуаций принятия решения.
Реальные условия, которые могут сложиться при возникновении чрезвычайных ситуациях, скорее всего, будут отличаться сложностью задач, непрерывным изменением и неполнотой данных об обстановке. Как следствие интеллектуальные возможности человека могут войти в противоречие с объемом информации, которую необходимо осмыслить и переработать в процессе выработки управленческого решения. Это может привести к тому, что будет принято одно из стандартных решений или оно будет принято в более поздние временные сроки.
Следовательно, для принятия качественного управленческого решения необходимо использование математических методов (оптимизации, методологии системного анализа и т.д.).
В основе теории принятия управленческого решения лежит комплексная концепция, требующая учета всех существенных аспектов проблемной ситуации и рациональной интеграции лиц, принимающих решение, а также математических средств.
Суть комплексная концепции выработки управленческих решений состоит в том, что лицо, принимающее решение, анализирует стоящую перед ним проблему, а затем, определив свои предпочтения, формирует цель с последующей оптимизацией ее достижения.
Управление безопасностью в ЧС является составной частью науки управления.
Предметом ее исследования и изучения является процесс управленческой деятельности руководителей и органов управления при управлении силами РСЧС и ГО, в первую очередь, в мирное время. Этот процесс отличается от управления силами РСЧС и ГО при непосредственной подготовке и в условиях ЧС, как по содержанию, так и применением специфических методов, способов и средств.
Управление силам РСЧС и ГО охватывает всю деятельность руководителей, начальников как по управлению подразделениями в условиях возникновения ЧС, так и по развитию и совершенствованию подразделений в повседневной деятельности.
Решение задач повседневной деятельности сил РСЧС и ГО собственно и составляет содержание управления подразделениями в мирное время. Оно, несмотря на все его особенности, не может не обращаться к системному подходу, который должен применяться в управлении подразделениями, особенно при проведении спасательных операций.
Изучение материала монографии поможет внедрению в практику управленческой деятельности научно обоснованных и рациональных форм и методов руководства силами РСЧС и ГО, обеспечения высокой готовности к выполнению спасательных операций и других задач.