Экономическая интерпретация двойственной задачи

И теории двойственности

Исходная задача I имела следующий экономический смысл: основные переменные Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru обозначали количество произведенной продукции i-го вида, дополнительные переменные обозначали излишек соответствующего вида ресурсов, каждое из неравенств выражало собой расход определенного вида сырья в сравнении с запасом этого сырья. Целевая функция определяла прибыль при реализации всей продукции. Предположим теперь, что предприятие имеет возможность реализовывать сырье на сторону. Поставим вопрос: какую минимальную цену надо установить за единицу каждого вида сырья при условии, что доход от реализации всех его запасов должен быть не меньше дохода от реализации продукции, которая может быть выпущена из этого сырья. Иначе говоря, выгодно было бы продавать сырье, чем производить изделия. Переменные двойственной задачи Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru имеют смысл – это условные относительные (теневые) цены за ресурсы 1, 2, 3 вида соответственно. Тогда доход от продажи видов сырья, расходуемого на производство одной единицы продукции I, равен: Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru Но, если мы хотим, чтобы доход от продажи сырья был не меньше, чем от реализации продукции, то должно быть Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru Именно в силу такого экономического толкования система ограничений двойственной задачи принимает вид

Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru

А целевая функция Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru подсчитывает условную суммарную стоимость всего имеющегося сырья. Понятно, что в силу I теоремы двойственности Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru равенство означает, что максимальная прибыль от продажи всей готовой продукции совпадает с минимальной условной ценой ресурсов. Итак, условные оптимальные цены Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru показывают наименьшую стоимость ресурсов, при которой выгодно обращать эти ресурсы в продукцию, т.е. производить. Величина Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru показывает насколько увеличится значение целевой функции, если запас сырья увеличить на 1 ед.

Еще раз обратим внимание на то, что Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru – это лишь условные, предполагаемые, а не реальные цены на сырье. Иначе, читателю может показаться странным, что например, Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru . Этот факт вовсе не означает, что реальная цена 1–го ресурса нулевая, ничего бесплатного в этом мире нет. Равенство нулю условной цены означает лишь, что этот ресурс не израсходован полностью, имеется в излишке, недефицитен. Действительно, посмотрим на 1-е неравенство в системе ограничений задачи I, в котором подсчитывается расход 1-го ресурса: Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru . Его избыток составляет Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru ед. при данном оптимальном плане производства, и поэтому для производителя он недефицитен, его условная цена равна 0, его не надо закупать. Наоборот, ресурсы 2-й и 3-й используются полностью, причем Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru а Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru , т.е. сырье третьего вида более дефицитно, чем второго, его условная цена больше. Если производитель продукции имел бы возможность приобретать дополнительно сырье к уже имеющемуся, с целью получения максимального дохода от производства, то, увеличив сырье 2-го вида на 1 единицу, он бы получил дополнительно доход в Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru денежных единиц, а увеличив на 1 ед. сырье 3-го вида, значение целевой функции увеличилось бы на Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru ед.

Если перед производителем стоит вопрос: «выгодно ли производить какую-либо новую продукцию, при условии, что затраты на 1 единицу продукции составят 3, 1, 4 единицы сырья соответственно, а прибыль от реализации равна 23 единицам?», то в силу экономического истолкования задачи ответить на этот вопрос несложно. Поскольку затраты и условные цены ресурсов известны: затраты равны 3, 1, 4, а цены Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru значит можно посчитать суммарную условную стоимость ресурсов, необходимых для производства этой новой продукции: Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru Т.е. продукцию производить выгодно, т.к. прибыль от реализации превышает затраты на ресурсы, в противном случае, ответ бы на этот вопрос был отрицательным.

Замечание. Иногда при решении задач ЛП применяют двойственный симплекс-метод. Этот метод удобно применять при решении задачи о рационе, задачи о раскрое и некоторых других. Поскольку, решая исходную задачу, мы автоматически получаем решение двойственной, то иногда удобно выбирать, какую из задач решать. Двойственный симплекс–метод основан на очень простой идее. К данной задаче нужно построить двойственную, решить двойственную, а затем по её решению найти решение исходной.

Можно продемонстрировать на примере уже рассмотренной нами задачи о рационе.

I. Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru II. Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru

Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru

Решаем симплекс–методом задачу II (смотри табл.2.17-19).

Таблицы 2.17 Таблица 2.18

Баз. Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru Прав.части
Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru
Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru
Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru
Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru -33 -23 -12


Баз. Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru Прав.части
Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru 1/4 3/4 1/4
Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru -3/4 -1/4 1/4
Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru -1/2 -1/2 Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru
Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru 33/4 7/4 -15/4

Таблица 2.19

Баз. Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru Своб.
Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru     -1/6
Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru     -1/6
Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru -1/3 1/3 2/3
Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru 1/2 5/2

Выписываем решение Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru . Найдем решение исходной, пользуясь II теоремой двойственности. Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru
Так как неравенство Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru то Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru

Найдем Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru и Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru из системы Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru

Итак, Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru Экономическая интерпретация двойственной задачи - student2.ru решение исходной задачи о рационе.

Еще раз отметим, что мы воспользовались тем, что двойственная задача имела специальный вид, и ее удобно было решать, а затем уже вернуться к исходной. Но в силу тесной связи между этими двумя парами задач, на самом деле симплекс–таблицы, полученные сейчас, и ранее см.§ 2.7, совпадают с точностью до транспонирования. Фактически мы лишь упростили внешний вид табл. 2.10-2.12, избавив себя от излишних «минусов».

ГЛАВА III

Наши рекомендации