Помечайте галочками пункты меню

Галочки рядом с пунктами меню применяются для переключения пред' ставлений интерфейса программы (например, для включения и выклю' чения инструментальных панелей) или подстройки параметров ото' бражения объектов (например, для вывода объектов в виде рамки или вместе с содержимым). Пользователи легко схватывают эту идиому. Она эффективна, потому что не просто создает командный элемент управления, но и указывает на состояние этого элемента.

Вероятно, данную идиому лучше всего применять в программах, имею' щих достаточно простую структуру меню. В более сложном и изощрен' ном приложении пространство меню будет дефицитным ресурсом: от' крывать и шерстить меню в поисках нужного пункта может стать уто' мительным для пользователя. Если параметры переключаются часто, они должны располагаться на панели инструментов. Если доступ к ним требуется лишь время от времени, а пространство в меню – на вес золота, все подобные атрибуты можно собрать в диалоговом окне, которое способно предоставить контекст и дополнительные инструк' ции (что будет весьма полезно для нечасто используемой функцио' нальности).

Пункты меню с галочками гораздо более предпочтительны, чем триг- геры, изменяющие свое состояние и всегда показывающие, какое со' стояние не выбрано. Проблема с пунктами'триггерами в меню точно такая же, как с кнопками'триггерами (глава 21): пользователь не мо' жет понять, что перед ним – выбор или описание состояния. Если пункт меню содержит слова «Отображать панель инструментов», озна' чает ли это, что инструменты видны сейчас – или что выбор этого ре' жима сделает их видимыми? Используя пункт меню с галочкой (нали' чие галочки означает, что панель видна), вы избавитесь от двусмыс' ленности.

Пиктограммы в меню

Значки рядом с текстовыми надписями помогают пользователю узна' вать функции, не читая текст меню, благодаря чему работа выполня' ется быстрее. Кроме того, они позволяют выработать полезные визу' альные ассоциации с другими элементами управления, решающими те же самые задачи. Чтобы создать выразительный визуальный язык, снабжайте пункты меню такими же пиктограммами, что и соответст' вующие им кнопки на панели инструментов.

Помечайте галочками пункты меню - student2.ru Используйте одинаковые пиктограммы для элементов управления, решающих одни и те же задачи.

Операционная система Windows предоставляет инструментальные средства для размещения графических изображений в меню. Однако очень немногие программы пользуются этой возможностью, чтобы создать простые и наглядные средства обучения. Например, все при' ложения из пакета Microsoft Office используют пиктограмму с изобра' жением пустого листа бумаги для описания функции Новый документ на инструментальной панели. Тот же самый значок Microsoft поместила в меню Файл слева от пункта каскадного меню Создать®Пустой документ. Пользователь выстраивает ассоциацию между ними, скорее всего да' же не подозревая об этом. В приложениях Office Microsoft проделала отличную работу по интеграции графики в меню, о чем наглядно сви' детельствует рис. 22.3.

Клавиши быстрого доступа

Клавиши быстрого доступа, или «клавиатурные сокращения», – это простой способ вызывать функции с клавиатуры. Обычно такими кла' вишами становятся функциональные (например, F9) или сочетания клавиш, включающие служебные клавиши, в частности, Ctrl, Alt, Op− tion и Command. По общепринятому стандарту, они выводятся справа от пунктов раскрывающихся меню, что позволяет пользователям изу' чать их в ходе работы с меню. Существуют стандарты клавиш быстро' го доступа для Windows, Mac OS X и других платформ, однако реали' зация в каждом конкретном случае остается на совести проектиров' щика, и о клавишах быстрого доступа слишком часто забывают.

Следующие три совета помогут вам в создании удачных клавиатурных сокращений:

1. Следуйте стандартам.

2. Предусмотрите возможность повседневного их использования.

3. Покажите, как с ними обращаться.

Если для операции существуют стандартные клавиатурные сокраще' ния, используйте их. Это, в частности, относится к набору операций

редактирования, которые можно наблюдать в меню Правка. Пользова' тели быстро начинают понимать, насколько проще воспользоваться комбинациями Ctrl + C и Ctrl + V, чем с помощью мыши открыть меню Правка, выбрать пункт Копировать, затем снова выбрать меню Правка и далее пункт Вставить. Не разочаровывайте пользователя при работе с вашей программой. Не забывайте и другие стандартные сочетания, такие как Ctrl + P для выполнения операции печати и Ctrl + S для сохра' нения документа.

Определить набор команд, которые будут использоваться ежедневно, порой бывает достаточно сложно. Необходимо отобрать те функции, которые, скорее всего, будут использоваться достаточно часто, и не за' быть внедрить клавиши быстрого доступа в соответствующие им пунк' ты меню. Хорошая новость: этот набор не будет слишком большим. Плохая новость: у каждого пользователя этот набор может быть своим.

Наилучший способ таков: создайте перечень доступных в приложении операций и разделите его на три группы – те операции, которые точно будут использоваться в повседневной работе любого пользователя, те, к которым наверняка будут обращаться редко, и все остальные. Опера' ции из первой группы обязательно должны иметь клавиатурные со' кращения, а операции из второй не должны иметь таковых. Сложнее всего будет разобраться с последней, третьей группой, и она неизбеж' но окажется самой большой. Вы можете повторно поделить эту группу на подгруппы и назначить наиболее часто используемым функциям наиболее простые клавиши доступа, такие как F2, F3, F4 и т. д. Более сложные для запоминания сочетания, такие как Alt + 7, следует назна' чать функциям, которые с меньшей вероятностью попадут в разряд операций повседневного использования.

Не забывайте отображать клавиатурные сокращения в меню. От сокра' щения будет мало толку, если пользователь сможет узнать о его сущест' вовании, только обратившись к руководству или оперативной справке. Размещайте клавиатурные сокращения в пунктах меню с правой сторо' ны, где им и место. Поначалу пользователи не обратят на них внима' ния, но в конечном счете обнаружат и будут счастливы этому открытию уже как вечные середняки (см. главу 3). Это повысит их самооценку и даст возможность почувствовать себя человеком просвещенным. По' дарите вашим клиентам это ощущение – результат того стоит, поверьте.

Некоторые программы предоставляют пользователям возможность са' мостоятельно настраивать клавиатурные сокращения, и во многих слу' чаях это неплохая идея – и даже необходимость (особенно для опытных пользователей). Возможность настраивать клавиши быстрого доступа в монопольных приложениях, работа с которыми занимает большую часть времени, позволяет пользователям адаптировать программное обеспечение к своему стилю работы. Не забудьте наряду с другими функциями добавить в настройки возможность вернуться к значениям по умолчанию.

Мнемоники

Мнемоники– это еще один стандарт Windows (встречается также в гра' фических интерфейсах UNIX), позволяющий выполнять команды с клавиатуры – в параллель с непосредственным управлением диалого' выми окнами и меню.

Стилевое руководство от Microsoft подробно описывает как мнемони' ки, так и клавиатурные сокращения, поэтому мы лишь подчеркнем, что их не следует упускать из виду. К мнемоникам обращаются с помо' щью клавиши <Alt>, клавиш управления курсором и клавиши, обозна' чаемой подчеркнутым символом в пункте меню или в заголовке. На' жатие клавиши Alt переводит приложение в режим ввода мнемоники, а курсорные клавиши могут использоваться для перемещения к нуж' ному меню. После того как меню откроется, нажатие назначенной пункту меню клавиши приводит к выполнению соответствующей функции. Основное назначение мнемоник – обеспечить наличие кла' виатурного эквивалента для каждой команды меню. По этой причине мнемоники должны быть определены для всех пунктов меню – особен' но в приложениях, ориентированных на работу с текстом. Считайте их не столько удобством, сколько связью меню с клавиатурой. Помните: самые опытные пользователи в значительной степени полагаются на клавиатуру, поэтому дорожите их преданностью и предоставьте им не' противоречивые и тщательно продуманные мнемоники. Мнемоники нельзя считать факультативным элементом интерфейса.

Меню на других платформах

Наше изложение до сих пор касалось в основном подходов и стандар' тов традиционных платформ для настольных компьютеров. Разумеет' ся, ситуация меняется при переходе к другой платформе. В таких уст' ройствах, как мобильные телефоны и портативные компьютеры, часто приходится полагаться на меню как на основное средство выполнения команд. И хотя приложения в портативных компьютерах обычно представляют некоторые функции кнопками, из'за ограничений эк' ранного пространства не всегда возможно использовать инструмен' тальные панели и более прямолинейные идиомы. Потому для боль' шинства функций единственным способом обеспечить к ним доступ является именно система меню.

В PalmOS и Windows Mobile присутствуют раскрывающиеся меню, во многом похожие на те, которые применяются в графических пользова' тельских интерфейсах настольных компьютеров, – у этих меню даже есть клавиши быстрого доступа. Разумеется, такой перенос полезен и оправдан, однако следует помнить, что некоторые идиомы не слиш' ком хорошо ведут себя на маленьких экранах и могут не дружить с перьями и джойстиками. Во'первых, любой ценой следует избегать каскадных меню. Разместить на маленьком экране два открытых меню бок о бок практически невозможно, а если одно меню будет распола'

гаться поверх другого, это запутает и дезориентирует пользователя мо' бильного устройства. Во'вторых, ограничения экранного пространства могут лишить вас возможности снабжать пункты меню пиктограмма' ми – а ведь пользователю, который идет пешком, гораздо проще иден' тифицировать элементы меню по пиктограммам, нежели по тексту.

Интерфейс мобильных телефонов и прочих устройств с маленькими экранами (скажем, глюкометров) по уровню развития еще не вступил в эпоху раскрывающихся меню, взаимодействие в нем реализуется по' средством последовательных иерархических меню (о которых мы го' ворили ранее в этой главе). При проектировании для такой платфор' мы набор инструментов весьма ограничен, и каждое принятое реше' ние обретает большое значение. В приложениях, где варианты выбора ассоциированы с номерной клавиатурой (и где часть вариантов можно задвинуть в подменю «Другие»), принципиальное значение имеет ас' социирование наиболее востребованных функций с номерными клави' шами. Последовательность функций должна быть логичной (сходные функции должны располагаться рядом), а наиболее востребованные функции необходимо помещать в начало списка.

Панели инструментов

Применяемые повсеместно панели инструментов – относительно новое слово в графических пользовательских интерфейсах. В отличие от мно' гих других интерфейсных идиом, заслуга популяризации которых принадлежит компьютерам Apple Macintosh, панели инструментов впервые были использованы в интерфейсах популярных приложений компании Microsoft. Будучи важным дополнением к системе меню, па' нель инструментов зарекомендовала себя как эффективный механизм надежного и непосредственного доступа к функциям. В то время как меню содержит всеобъемлющие наборы инструментов и ключевой сво' ей функцией имеет обучение, панели инструментов предназначены для наиболее востребованных команд и не очень'то помогают новичкам.

В этой главе мы обсудим достоинства и недостатки идиомы команд па' нели инструментов. Кроме того, мы поговорим о всплывающих под' сказках и вариантах инструментальных панелей, таких как лента.

Наши рекомендации