Графический дизайн и пользовательские интерфейсы

Графический дизайн – это дисциплина, над которой долгие годы (при' мерно до второй половины 80'х годов прошлого века) довлела полигра' фия, поскольку дизайн в основном сводился к созданию упаковок, рекламе, форматированию документов и обустройству среды сущест' вования. Графические дизайнеры старой школы неуютно чувствуют себя, сталкиваясь с цифровыми носителями информации, поскольку не привыкли создавать графику на уровне пикселов. Молодое же поко' ление графических дизайнеров обучено обращению с «новым» форма' том и вполне успешно применяет концепции традиционного графиче' ского дизайна к цифровой графике.

Графические дизайнеры обычно очень хорошо разбираются в визуаль' ных аспектах и хуже представляют себе понятия, лежащие в основе по' ведения программного продукта и взаимодействия с ним. Талантливые графические дизайнеры, подкованные и в цифровых аспектах, преус' певают в создании информационно насыщенных, эстетически прият' ных, впечатляющих интерфейсов, которые мы видим в Windows XP и Mac OS X, а также визуально насыщенных интерфейсов для компь' ютерных игр и приложений, ориентированных на рядового потребите' ля. Они способны создавать красивую и адекватную внешность интер' фейсов, а кроме того – привносить фирменный стиль во внешний вид и поведение программного продукта. Для таких специалистов дизайн или проектирование интерфейса есть в первую очередь тон, стиль, ком' позиция, которые являются атрибутами бренда, во вторую очередь – прозрачность и понятность информации и лишь затем (если до этого вообще доходит дело) – передача информации о поведении посредст' вом ожидаемого назначения (см. главу 13).

Дизайнерам визуальной части интерфейса необходимы некоторые на' выки, которые присущи графическим дизайнерам, работающим в циф' ровом формате, но они должны помимо этого обладать также глубоким пониманием и правильным восприятием роли поведения. Их усилия в значительной степени сосредоточены на организационных аспектах проектирования и на том, как донести до пользователя особенности поведения продукта, используя визуальные якоря и ожидаемые на' значения. В центре их внимания находится соответствие между визу' альной структурой интерфейса с одной стороны и логической структу' рой пользовательской ментальной модели и поведения программы – с другой. Кроме того, их заботит вопрос о том, как сообщать пользова' телю о состояниях программы (скажем, как сделать состояние «до' ступно для изменения» отличимым от состояния «только для чте' ния») и что делать с когнитивными аспектами пользовательского вос' приятия функций (композиция элементов, визуальная иерархия, со' отношение фигуры и фона и т. п.).




Визуальный информационный дизайн

Информационные дизайнеры работают не над интерактивными функ' циями, а над визуализацией данных, содержимого и средств навига' ции. В визуальном дизайне интерфейсов их навыки чрезвычайно важ' ны, в особенности когда речь идет о приложениях, интенсивно работаю' щих с данными, и некоторых веб'сайтах, где содержание перевешивает функциональность. Усилия информационного дизайнера направлены на то, чтобы представить данные в форме, способствующей их верному истолкованию. Результат здесь достигается через управление визуаль' ной иерархией при помощи таких средств, как цвет, форма, располо' жение и масштаб.

Распространенными объектами информационного дизайна являются всевозможные графики, диаграммы и прочие способы отображения количественной информации. Эдвард Тафти написал несколько нова' торских книг, подробно раскрывающих эту тему, включая «The Visual Display of Quantitative Information» (Tufte, 1983).

Промышленный дизайн

Любое обсуждение вопросов промдизайна выходит за рамки этой кни' ги, однако широкое распространение интерактивных приборов и пор' тативных устройств привело к тому, что роль промышленного дизайна в создании интерактивных продуктов растет прямо на глазах. Как и в случае с разницей в профессиональных навыках у графических ди' зайнеров, дизайнеров интерфейсов и информационных дизайнеров, су' ществует разделение промдизайнеров на две категории: одни специа' лизируются на создании красивых и полезных форм, в то время как таланты других относятся к сфере логического и эргономического представления физических элементов управления способом, который соответствует поведению пользователя и отражает поведение устройст' ва. По мере того как все большее число устройств обзаводятся полно' функциональными дисплеями, возрастает важность сотрудничества проектировщиков взаимодействия, дизайнеров интерфейсов и промди' зайнеров в вопросах создания полноценных и эффективных решений.

Наши рекомендации