Адаптация интерфейса к нуждам пользователя
Адаптацияинтерфейса подразумевает организацию его таким обра' зом, чтобы минимизировать объем типичной навигации. На практике это означает размещение наиболее востребованных функций и элемен' тов управления в самых удобных для пользователя местах и перенос редко используемых функций в глубь интерфейса, чтобы пользова' тель не «спотыкался» о них. Не следует удалять из программы редко используемые функциональные возможности, однако убрать их из ра' бочей области пользователя необходимо.
Адаптируйте интерфейс под типичную навигацию.
Самым важным принципом правильной адаптации интерфейса явля' ется принцип соразмерности усилий. Хотя он действует в отношении всех пользователей, он особенно уместен, когда речь идет о вечных се' редняках. Это принцип гласит, что люди готовы прилагать дополни' тельные усилия, если результат того стоит. Естественно, ценность ре' зультата определяется пользователем. Она не имеет никакого отноше' ния к тому, насколько трудно было реализовать функциональную воз' можность, и полностью зависит от целей пользователя.
Если пользователь действительно чего'то хочет, он будет больше рабо' тать, чтобы получить желаемое. Например, если человек хочет стать хорошим теннисистом, он пойдет на корт и будет усиленно трениро' ваться. Тому же, кто не любит теннис, даже короткая тренировка по' кажется утомительной. Если пользователь хочет красиво отформати' ровать документ, разбить его на несколько колонок, задействовать разные шрифты и броские заголовки, чтобы произвести впечатление на начальника, у него будет высокая мотивация к исследованию всех закоулков программы и выяснению того, как добиться желаемого ре' зультата. Он приложит к проекту соразмерные усилия. Если другой пользователь просто захочет распечатать старый документ в одну ко' лонку одним шрифтом, ничто не заставит его изучать средства форма' тирования документов.
Пользователи готовы прикладывать усилия соразмерно ре- зультату.
Сказанное означает, что если вы добавите к программе функциональ' ные возможности, которыми сложно пользоваться, пользователи бу' дут готовы терпеть трудности только в обмен на достойное вознаграж' дение. Поэтому пользовательский интерфейс вашей программы не должен быть сложным, когда речь идет о достижении простых резуль' татов, но может быть сложным при необходимости достигать слож- ных результатов (и при условии, что такая необходимость возникает не слишком часто).
В интерфейсе допустима ситуация, когда расширенные функциональ' ные возможности требуют от пользователя незначительных дополни' тельных усилий, будь то поиск в меню, открытие диалогового окна или открытие ящика стола. Принцип соразмерных усилий позволяет адаптироватьинтерфейс так, что простые повседневные функции все' гда будут под рукой. Расширенные возможности, которые нужны не столь часто, но предлагают пользователю значительные выгоды, мож' но убрать подальше и доставать только по мере необходимости. Прак' тически любой автоматический цифровой фотоаппарат может послу' жить хорошим примером адаптации: наиболее востребованная функ' ция – спуск затвора – представлена крупной кнопкой, которая легко доступна в любой момент; менее востребованные функции, такие как коррекция экспозиции, требуют взаимодействия с экранными меню.
Вообще говоря, элементы управления и окна должны быть организо' ваны в интерфейсе по трем параметрам – частоте использования, сте' пени влияния на внешний вид интерфейса и степени риска.
• Частота использованияопределяет, как часто пользователь обра' щается к элементам управления, функциям, объектам и окнам при повседневном использовании продукта. Элементы и инструменты, необходимость в которых возникает чаще всего (много раз в течение дня), должны всегда быть под рукой, как говорилось в главе 10. Элементы, используемые реже (один или два раза в день), должны быть не дальше, чем «на расстоянии» одного'двух щелчков. Доступ к прочим элементам может потребовать двух или трех щелчков.
• Степень влияния на внешний вид интерфейсаозначает масштаб резких изменений в интерфейсе или обрабатываемом документе (информации), вызываемых активизацией той или иной функции либо команды. Вообще говоря, команды, оказывающие сильное влияние, следует прятать подальше (см. пояснения в главе 10).
• Степень рискаотносится к функциям, выполняющим необратимые действия или имеющим другие опасные последствия. Инструкции по запуску межконтинентальных баллистических ракет требуют, чтобы два человека одновременно повернули ключи в противопо' ложных концах помещения – иначе запуск невозможен. Как и в слу' чае с функциями, изменяющими внешний вид интерфейса, опас' ные функции следует убрать подальше, чтобы пользователи на них
не натыкались. Уровень риска можно считать произведением веро' ятности события на нежелательные последствия этого события.
Конечно, по мере того как пользователи приобретают опыт работы с эти' ми возможностями, у них возникает потребность в коротких путях, и та' кие пути следует им предоставить. Когда программный продукт придер' живается принципа соразмерных усилий, кривая обучения не исчезает, но пользователь перестает о ней задумываться – что столь же хорошо.