Навигация между инструментами и меню
Еще одна важная и не осознаваемая разработчиками форма навигации возникает из необходимости пользоваться различными инструмента' ми, палитрами и функциями. Оптимальная пространственная органи' зация соответствующих элементов интерфейса в пределах панели или окна очень важна для минимизации лишних движений мыши, кото' рые в лучшем случае вызывают у пользователя раздражение и уста' лость, а в худшем – профессиональные заболевания. Инструменты, применяемые часто и в сочетании с другими инструментами, следует группировать и делать доступными мгновенно. Работа с меню требует
от пользователя бо‘льших усилий по навигации, поскольку содержимое меню невидимо, пока меню не открыто. Часто применяемые функции должны быть доступны через панели инструментов, палитры или ана' логичные элементы интерфейса. Меню должны использоваться только для выполнения команд, к которым пользователь обращается нечасто (мы еще вернемся к обсуждению организации элементов интерфейса в этой главе, а панели инструментов обсудим более подробно в главе 23).
Adobe Photoshop 6.0 ведет себя нежелательным образом, когда застав' ляет пользователей выполнять навигацию между элементами на па' литрах. Скажем, инструменты Заливка (Paint Bucket) и Градиент (Gradient) занимают одну ячейку на палитре инструментов. Чтобы выбрать один из них, вы должны щелкнуть по видимому элементу управления и до' ждаться появления меню, которое позволит активизировать один из инструментов (рис. 11.6). И это притом, что оба инструмента служат для заливки цветом и используются достаточно часто. Было бы разум' нее поместить их рядом на палитре, чтобы избежать подобной навига' ции, разрушающей состояние потока пользователя.
Рис. 11.6. Adobe Photoshop прячет инструмент Заливка в комбо-кнопке (см. главу 21) на палитре инструментов. Несмотря на то, что пользова- телям часто требуется как Градиент, так и Заливка, им приходится обращаться к этому меню каждый раз, когда нужно переключиться
с одного инструмента на другой
Навигация по информации
Навигация в информационном содержимом окна или панели осуществ' ляется несколькими методами: прокруткой (панорамированием), пере' ходами по гиперссылкам и масштабированием. Первые два метода ши' роко распространены: прокрутка встречается практически в каждой программе, а переход по ссылкам – практически на каждой веб'стра' нице (впрочем, идиомы гиперссылок все чаще используются и в прило' жениях, не связанных с Всемирной паутиной). Изменение масштаба применяется преимущественно для визуализации объемных и детали' зированных плоских изображений.
Прокрутканеобходима часто, но потребность в ней следует минимизи' ровать. Как правило, удается найти компромисс между разбивкой на страницы и прокруткой информации. Вы должны понять ментальные модели ваших пользователей и последовательность действий в их ра' боте, чтобы выбрать подходящий вариант.
В двухмерных графических программах вертикальная и горизонталь' ная прокрутка в порядке вещей. Навигация еще больше упрощается при наличии мини'карты. Эта техника обсуждается ниже в данной главе наряду с другими визуальными указателями.
Гиперссылки– очень важная навигационная парадигма в среде Все' мирной паутины. Поскольку она изменяет внешний вид экрана, раз' работчик должен позаботиться о визуальных и текстовых навигацион' ных ориентирах для пользователя.
Масштабированиеи панорамирование– это навигационные инстру' менты для работы с двухмерными и трехмерными изображениями. Они уместны при создании двухмерных и трехмерных сцен и моделей и при просмотре трехмерных моделей реального пространства (напри' мер, в виртуальных экскурсиях). Они, как правило, не способны ока' зать помощь при исследовании случайных или абстрактных данных, представленных более чем в двух измерениях. В некоторых програм' мах визуализации масштабирование означает более детализирован' ный показ объекта, то есть имеет скорее логический, чем пространст' венный характер. По мере увеличения объекта его атрибуты (нередко текстовые) появляются поверх изображения. Такой вид взаимодейст' вия обычно дает хорошие результаты, если реализован через смежную вспомогательную панель, представляющую свойства выделенных объ' ектов в стандартизированной хорошо читаемой форме. Пользователям трудно разобраться в пространственном масштабировании; логиче' ское масштабирование является загадочным для всех, кроме профес' сионалов в сфере визуализации и редких программистов.
Панорамирование и масштабирование, а тем более их сочетание созда' ют огромные навигационные проблемы для пользователей. И хотя си' туация улучшается с развитием доступных через Интернет карт, поль' зователю по'прежнему легко заблудиться в виртуальной реальности.
Люди не привыкли перемещаться в неограниченном трехмерном про' странстве, и они с трудом воспринимают трехмерное пространство, спроецированное на двухмерный экран (более подробно о трехмерном манипулировании мы поговорим в главе 19).
Улучшение навигации
Существует много способов улучшения (исключения, сокращения, ус' корения) навигации по вашим программам, веб'сайтам и электрон' ным устройствам. Вот наиболее эффективные:
• уменьшение количества пунктов назначения;
• создание «дорожных указателей»;
• организация обзора;
• ассоциирование элементов управления с функциями;
• адаптация интерфейса к нуждам пользователя;
• отказ от иерархических структур. Обсудим эти методы более подробно.