Проектирование настольных приложений
Термин «настольные приложения» мы используем в качестве обобщаю' щего для программ, работающих на современном персональном компь' ютере. Вообще говоря, проектирование взаимодействия уходит корня' ми именно в настольные приложения. Разумеется, ситуации, в кото' рых проектировщикам приходилось бороться с проблемами при реали' зации сложного поведения, возникали на самых разных технических платформах, однако именно персональные компьютеры принесли это сложное поведение на каждый рабочий стол. Поэтому в основе многих затронутых в данной книге тем лежит появившееся у нас понимание того, что необходимо настольным приложениям, чтобы эффективно служить потребностям человека. В новейшей истории это понимание распространилось на среду Всемирной паутины, на большие устройст' ва и мобильные устройства, а также на прочие системы реального вре' мени, как станет видно далее в этой главе.
Определяя платформу продукта, очевидно, необходимо выйти за пре' делы термина «рабочий стол», чтобы выбрать подходящую продукту операционную систему, систему управления базами данных, а также технологию пользовательского интерфейса. Оценка каждого из пере' численных аспектов настольных приложений выходит за рамки на' шей книги, и все же принимаемые в этой области решения крайне важно анализировать с точки зрения поддержки потребностей пользо' вателей. Более того, поскольку все виды проектирования, по сути, есть диалог с материалом, важно также понимать ограничения и воз' можности, связанные с каждой из этих ключевых технологий.
К сожалению, решения, связанные с выбором платформы – особенно в том, что касается аппаратной части, – во многих организациях до сих пор принимаются до того, как к работе оказывается привлечен проектировщик. Важно донести до руководства, что выбор платформы будет более эффективным, если его сделать после завершения работы проектировщиков.
Решения о выборе технической платформы следует соот- носить с работой по проектированию взаимодействия.
Интерфейс настольных приложений можно отнести к одному из трех типов: монопольный, временныйи фоновый. Поскольку каждая из ка' тегорий имеет свой набор поведенческих атрибутов, категория опреде' ляет индивидуальный тип взаимодействия с пользователем. Важно, что эти категории дают проектировщику отправную точку при проек' тировании интерфейса. Например, программа, являющаяся монополь' ной, не будет удобной, если не ведет себя соответственно этому статусу.
Монопольный тип
К приложениям монопольного типаотносятся программы, полностью завладевающие вниманием пользователей на длительные периоды вре' мени. Монопольное приложение предлагает пользователям большой набор тесно связанных функций и возможностей, а пользователи обыч' но разворачивают такое приложение на весь экран и работают с ним не' прерывно. Вот характерные примеры приложений такого типа: тексто' вые процессоры, электронные таблицы, программы для работы с элек' тронной почтой. Многие приложения для вертикальных рынков также являются монопольными, поскольку нередко остаются на экране в те' чение долгого времени, а взаимодействие с ними может быть очень сложным и запутанным. Пользователи монопольных программ часто оказываются в состоянии потока. Окно монопольной программы обыч' но развернуто на весь экран (состояния окон мы обсудим в главе 20). Например, трудно представить работу с Microsoft Outlook в окне 7,5´10 сантиметров. При таком размере невозможно использовать эту про' грамму по прямому назначению, т. е. создавать и просматривать сооб' щения электронной почты и информацию о встречах (рис. 9.1).
Для продуктов с монопольным интерфейсом характерна непрерывная работа в течение длительных отрезков времени. В процессе работы пользователя монопольный продукт является его основным инстру' ментом и преобладает над остальными. Например, приложение Power' Point занимает полный экран все время, которое пользователь работа' ет над презентацией, от начала и до конца. Даже если в процесс вовле' чены другие программы, PowerPoint сохраняет свою монопольную сущность.