Техническая платформа и тип интерфейса
Как вы помните из главы 7, первый вопрос на старте проектирования интерактивного продукта звучит следующим образом: «Какой тип ин' терфейса и какую техническую платформу следует выбрать?» Плат- формойможно считать сочетание аппаратных и программных средств, позволяющих продукту функционировать – как в плане взаимодейст' вия с пользователем, так и на уровне внутренних механизмов.
Несомненно, вы знакомы с некоторыми распространенными плат' формами для интерактивных продуктов, включая приложения для настольных компьютеров, веб'сайты и веб'приложения, киоски, ав' томобильные системы, портативные устройства (фотоаппараты, теле' фоны, КПК), домашние развлекательные комплексы (игровые консо' ли, телевизионные тюнеры, музыкальные центры) и профессиональ' ные устройства (медицинские и научные приборы). Глядя на этот спи' сок, вы можете отметить, что понятие «платформа» не имеет четкого определения. Это скорее сокращение для описания ряда важных осо' бенностей продукта, таких как физическая форма, размер и разреше' ние дисплея, способы ввода и подключения к сети, операционная сис' тема и возможности для работы с данными.
Все эти факторы существенным образом влияют на способ проектиро' вания, конструирования и использования продукта. Выбор платфор' мы – это поиск баланса между наилучшей поддержкой потребностей и контекста персонажей с одной стороны и ограничениями и задачами бизнеса, а также технологическими возможностями – с другой.
Тип интерфейсаопределяет поведенческую сущность продукта – то, как он предъявляет себя пользователю. Тип интерфейса – это способ описать то, как много внимания пользователь будет уделять взаимо' действию с продуктом и каким образом продукт будет реагировать на это внимание. Как и все прочие проектные решения, выбор типа ин'
Тип интерфейса201
терфейса должен опираться на понимание вероятных контекстов и среды применения продукта.
Тип интерфейса
Большинство людей демонстрируют поведение, типичное для их про' фессии. Солдат насторожен и бдителен, сборщик налогов скучен и без' различен ко всему, актер ярок и заметен в любом обществе, человек из обслуживающего персонала бодр и услужлив. Подобно людям продук' ты предъявляют себя пользователю в какой'то определенной домини' рующей манере.
Программа может быть смелой или скромной, красочной или тусклой, но эти ее качества должны определяться конкретным целеориентиро' ванным предназначением. Стиль поведения программы не должен за' висеть от персональных предпочтений ее проектировщика или про' граммиста. То, как программа предъявляет себя, формирует отношение пользователя к ней, а это, в свою очередь, сильно влияет на удобство ис' пользования программного продукта. Программа, внешнее представле' ние и поведение которой конфликтуют с ее назначением, раздражает и выглядит неуместно, как волосы в чашке с чаем или клоун на свадьбе.
Внешнее представление и поведение продукта должны соответство' вать способу его использования, а не личным вкусам проектировщи' ков. С точки зрения позиционирования программы ее внешнее пред' ставление и поведение не являются только лишь эстетической катего' рией – это категория поведенческая. Тип интерфейса вашей програм' мы – часть ее поведенческого фундамента, а все эстетические решения должны находиться в гармонии с ним.
Тип интерфейса определяет многие важные ориентиры для всех осталь' ных проектировочных решений, однако он не позволяет поделить мир на черное и белое. Как человек способен вести себя по'разному в зависи' мости от контекста, так и некоторые продукты могут демонстрировать признаки различных типов. Читая электронную почту с устройства BlackBerry во время поездки на поезде, пользователь может сосредото' чить свое внимание на взаимодействии с устройством (и ожидать сопос' тавимой по качеству взаимности), но тот же самый человек уже не смо' жет уделять так много внимания интерфейсу устройства, когда пытает' ся найти адрес, спеша на встречу. Другой пример: текстовый процессор обычно следует оптимизировать для вдумчивого, увлеченного и частого использования, но некоторые встроенные инструменты, например мас' тер создания таблиц, используются нечасто и помалу. В подобных слу' чаях следует не только определять доминирующий тип интерфейса продукта в целом, но и думать о самостоятельных типах интерфейса для отдельных возможностей продукта и контекстов применения.
Техническая платформа и тип интерфейса тесно связаны: различные аппаратные платформы благоприятствуют приложениям различных
поведенческих типов. Приложение, работающее на мобильном теле' фоне, очевидно, должно разрабатываться с учетом иной разновидно' сти пользовательского внимания, чем образовательная программа для игровой приставки.
В этой главе мы обсудим уместные типы интерфейса и другие сообра' жения проектирования для ряда платформ – персонального компью' тера, Всемирной паутины, киосков, портативных устройств и быто' вых устройств.