Шаг 6: расширить описание атрибутов и поведений
Перечень характеристик и целей, полученный на шаге 4, очерчивает сущность сложного поведения, однако оставляет многие вещи нерас' крытыми. Повествование от третьего лица является гораздо более яр' ким способом представить взгляды, потребности и проблемы персона' жа другим участникам процесса разработки. Оно позволяет также углу' бить связь проектировщиков/авторов со своими персонажами и их мо' тивацией.
Типичное описание персонажа – это синтез наиболее важных деталей, полученных в ходе исследований и относящихся к этому персонажу. Такое описание становится очень действенным средством коммуника' ции. В идеальном случае описание персонажа содержит большую часть находок исследования пользовательской аудитории. Тем самым исследования напрямую питают деятельность по проектированию, как мы увидим в последующих главах.
Как правило, рассказ об одном персонаже не должен занимать более од' ной'двух страниц. Повествование не обязано включать все наблюдав' шиеся детали, поскольку в идеальном варианте проектировщики при' нимали участие в исследовании, а большинству людей за пределами ко' манды проектировщиков более подробное изложение и не требуется.
Повествование по самой своей природе должно содержать некоторые вымышленные ситуации, но, как уже говорилось, это не художествен' ный рассказ. Наилучшее повествование кратко представляет персона' жа через его работу или стиль жизни, дает компактный очерк одного дня из его жизни, включая неприятности, заботы и интересы, имею' щие непосредственное отношение к продукту. Любая деталь должна быть продолжением вашего перечня характеристик и включать допол' нительные данные из наблюдений и интервью. Если совсем кратко, то повествование должно включать в себя описание того, чего персонаж ждет от продукта.
Будьте осторожны с точными деталями в описаниях. Подробность де' талей не должна превышать глубины исследований. В научных дисци' плинах результат измерения, равный 35,421 метра, означает, что точ' ность ваших измерений – 0,001 метра. Подобно этому детальное опи' сание персонажа предполагает соответствующую глубину наблюдений в проведенных исследованиях.
В начале создания повествовательных описаний выберите фотографии для своих персонажей. Фотографии позволят вам видеть их более ре' альными в процессе создания рассказа и помогут передать это чувство другим участникам разработки, когда создание повествований будет закончено. Фотографии следует выбирать очень внимательно. Лучшие фотографии соответствуют демографической информации, содержат намеки на окружение персонажа (персонаж медсестры должен быть в больничной форме и находиться в больничном окружении, возможно,
рядом с пациентом), а также передают общее состояние персонажа (клерк, тонущий в бумажной работе, может выглядеть на фотографии обеспокоенным). Мы используем для поиска подходящих иллюстра' ций ряд фотобанков с возможностями поиска в них.
Нам представляется также полезным создание для каждого персона' жа вдохновлящих плакатов – фотоколлажей, передающих дополни' тельные эмоциональные и эмпирические стимулы, под воздействием которых существует персонаж (рис. 5.5). Такая подборка небольших изображений способна передать идеи, которые сложно сформулиро' вать словами. Бывают также моменты, когда нам кажется полезным моделировать среду существования персонажей (скажем, в виде плана этажа). Это помогает сделать переменные среды более осязаемыми.
При создании подобных вспомогательных средств коммуникации важно помнить, что персонажи – не самоцель, а лишь инструменты для проектирования и принятия решений. В создании целостного об' раза персонажа заключен особый смысл, но слишком большое количе' ство украшений и оживляющих деталей повышает риск того, что пер' сонажи будут казаться бесполезной тратой времени. А это, в конечном итоге, снизит ценность персонажей как моделей пользователей.
Рис. 5.5. Такие коллажи в сочетании с проработанными повествованиями – эффективный способ передать эмоциональные и эмпирические аспекты персонажа