Изучить психолого-педагогическую литературу и выявить приемы развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления школьников.
Содержание
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы использования проблемного подхода на уроках математики в начальной школе…………………………………………6
1.1. Определение проблемной ситуации………………………………………..6
1.1 Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики в условиях проблемного обучения………………………...7
2. Элементы геометрии в начальной школе…………………………………....14
2.1 Краткая характеристика геометрического содержания курса математики начальной школы………………………………………………………………...14
2.2. Геометрические понятия в начальной школе……………………………..15
2.2.1 Задания на измерение и вычисление……………………………………..24
2.2.2 Задания на построение…………………………………………………….34
Глава 2. Проблемный подход при изучении геометрического материала на уроках математики в начальных классах…………………………………….. .44
2.1 Реализация проблемного подхода при изучении геометрического материала…………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….57
Литература ………………………………………………………………………60
Приложение
Введение
На современном этапе развития педагогической науки и практики одной из самых актуальных является проблема построения таких технологий обучения, которые были бы ориентированы не только на формирование у школьников знаний, умений и навыков, но и на развитие детей. При этом особое внимание мы считаем необходимым уделять формированию элементарных геометрических представлений у младших школьников, так как «в программах и учебниках для младших классов по математике, если говорить о геометрии, не учитывается ни умственное развитие ребенка, ни его возрастные особенности, ни его интерес к геометрической деятельности в этом возрасте, ни богатый геометрический опыт детей» (И.Ф. Шарыгин).
Знакомство с геометрическими фигурами и телами происходит на первых же уроках, где эти фигуры используются в качестве объектов счета предметов. В дальнейшем, согласно программе того или иного года обучения, даются описания или простейшие определения геометрических понятий.
Каждое геометрическое понятие должно быть правильно воспринято и осмысленно усвоено на уроке всеми учащимися. Одним из эффективных средств для достижения этой цели является использование проблемного подхода, который заключается в создании перед учащимися проблемных ситуаций, их осознании, принятии и разрешении в процессе взаимодействия учителя и учащихся при максимальной самостоятельности последних. Выбор способа создания проблемной ситуациизависит в первую очередь от приема раскрытия содержания понятий, от уровня их изучения и от педагогического мастерства учителя.
Курс математики своей строгостью и логической последовательностью создает большие возможности для проблемного обучения. Отдельные темы курса настолько связаны между собой, что сознательное усвоение одной из них создает условия для предвидения проблем, которые возникают при изучении последующих.
Основой проблемного обучения на уроках математики является знакомство учащихся с новыми математическими фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников геометрических понятий на уроках математики способом создания проблемной ситуации.
Предмет исследования: реализация проблемного подхода при изучении геометрического материала.
Задачи исследования:
Подготовка к введению нового приема.
На этом этапе создается готовность к усвоению вычислительного приема, а именно: учащиеся должны усвоить те теоретические положения, на которых основывается теоретический прием. Центральное же звено при подготовке к введению нового приема – овладение учеником основными операциями, которые войдут в новый прием.
Ознакомление с вычислительным приемом.
На этом этапе ученики усваивают суть приема: какие операции надо выполнять, в каком порядке и почему именно так можно найти результат арифметического действия. Степень самостоятельности учащихся должна увеличиваться при переходе от приема к приему другой группы.
Содержание
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы использования проблемного подхода на уроках математики в начальной школе…………………………………………6
1.1. Определение проблемной ситуации………………………………………..6
1.1 Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики в условиях проблемного обучения………………………...7
2. Элементы геометрии в начальной школе…………………………………....14
2.1 Краткая характеристика геометрического содержания курса математики начальной школы………………………………………………………………...14
2.2. Геометрические понятия в начальной школе……………………………..15
2.2.1 Задания на измерение и вычисление……………………………………..24
2.2.2 Задания на построение…………………………………………………….34
Глава 2. Проблемный подход при изучении геометрического материала на уроках математики в начальных классах…………………………………….. .44
2.1 Реализация проблемного подхода при изучении геометрического материала…………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….57
Литература ………………………………………………………………………60
Приложение
Введение
На современном этапе развития педагогической науки и практики одной из самых актуальных является проблема построения таких технологий обучения, которые были бы ориентированы не только на формирование у школьников знаний, умений и навыков, но и на развитие детей. При этом особое внимание мы считаем необходимым уделять формированию элементарных геометрических представлений у младших школьников, так как «в программах и учебниках для младших классов по математике, если говорить о геометрии, не учитывается ни умственное развитие ребенка, ни его возрастные особенности, ни его интерес к геометрической деятельности в этом возрасте, ни богатый геометрический опыт детей» (И.Ф. Шарыгин).
Знакомство с геометрическими фигурами и телами происходит на первых же уроках, где эти фигуры используются в качестве объектов счета предметов. В дальнейшем, согласно программе того или иного года обучения, даются описания или простейшие определения геометрических понятий.
Каждое геометрическое понятие должно быть правильно воспринято и осмысленно усвоено на уроке всеми учащимися. Одним из эффективных средств для достижения этой цели является использование проблемного подхода, который заключается в создании перед учащимися проблемных ситуаций, их осознании, принятии и разрешении в процессе взаимодействия учителя и учащихся при максимальной самостоятельности последних. Выбор способа создания проблемной ситуациизависит в первую очередь от приема раскрытия содержания понятий, от уровня их изучения и от педагогического мастерства учителя.
Курс математики своей строгостью и логической последовательностью создает большие возможности для проблемного обучения. Отдельные темы курса настолько связаны между собой, что сознательное усвоение одной из них создает условия для предвидения проблем, которые возникают при изучении последующих.
Основой проблемного обучения на уроках математики является знакомство учащихся с новыми математическими фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников геометрических понятий на уроках математики способом создания проблемной ситуации.
Предмет исследования: реализация проблемного подхода при изучении геометрического материала.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу и выявить приемы развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления школьников.
2. Определить дидактические условия, способствующие формированию наглядно-действенного и наглядно-образного мышления школьников.
3. Проанализировать школьные учебники и выделить в них задания, связанные с изучением геометрического материала.
Гипотеза исследования: предполагаем, что использование проблемного подхода при изучении геометрического материала создает благоприятные условия для развития у младших школьников познавательных интересов, формирует у них стремление к размышлению, самостоятельному творчеству и способствует сознательному усвоению геометрических понятий.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• анализ литературы по теме исследования;
• наблюдение за процессом обучения математики в начальной школе;
• беседы;
• контрольные работы.
Глава 1. Теоретические основы использования проблемного подхода на уроках математики в начальной школе