Критическая область и критическое значение

Пусть Критическая область и критическое значение - student2.ru – выборка, изъятая из генеральной совокупностиX, плотность распределения которой Критическая область и критическое значение - student2.ru . Для проверки гипотезы Критическая область и критическое значение - student2.ru против Критическая область и критическое значение - student2.ru вычисляется некоторая функция от выборочных значений Критическая область и критическое значение - student2.ru , вид которой определяется характером проверяемой гипотезы и параметром (характеристикой), относительно которого выдвигается гипотеза.

Область определения этой функции – все значения, которые образуют генеральную совокупностьX.

Область значений функции Критическая область и критическое значение - student2.ru Z :{ Критическая область и критическое значение - student2.ru X} делится на два непересекающихся множества Критическая область и критическое значение - student2.ruи Критическая область и критическое значение - student2.ru так, что Критическая область и критическое значение - student2.ru , Критическая область и критическое значение - student2.ru .

Обычно областью определения функции Критическая область и критическое значение - student2.ru является вся вещественная ось, или непрерывный ее отрезок, а каждая из областей Критическая область и критическое значение - student2.ruи Критическая область и критическое значение - student2.ru – непрерывные части этого отрезка, разделенные точкой или третьим непрерывным отрезком. Точка, разделяющая эти области отображает на оси критическое значение, которое обозначается, как Критическая область и критическое значение - student2.ru . Совокупность функции Критическая область и критическое значение - student2.ru и множеств Критическая область и критическое значение - student2.ru , Критическая область и критическое значение - student2.ru называется критерием проверки гипотезы Критическая область и критическое значение - student2.ru против Критическая область и критическое значение - student2.ru , функция Критическая область и критическое значение - student2.ru – статистика критерия, множество Критическая область и критическое значение - student2.ru – критическая область или критическое множество. Понятно, что будучи функцией от выборочных данных, статистика критерия является случайной функцией.

Критическая область и критическое значение - student2.ru выбирается так, чтобы при предположении о справедливости гипотезы Критическая область и критическое значение - student2.ru условная вероятность попадания статистики критерия в критическую область Критическая область и критическое значение - student2.ru была небольшой.

Если оказалось, что при выдвинутом предположении о справедливости гипотезы Критическая область и критическое значение - student2.ru и небольшой заранее назначенной вероятности статистика критерия попала в критическую область, что соответствует вероятности Критическая область и критическое значение - student2.ru , то делается вывод о том, что, повидимому, экспериментальные данные не подтверждают справедливость нулевой гипотезы. В этой ситуации говорят, что нет достаточных оснований для признания справедливости гипотезы Критическая область и критическое значение - student2.ru . В противном случае, когда статистика критерия попала в область Критическая область и критическое значение - student2.ru , говорят, что нет достаточных оснований для отклонения гипотезы Критическая область и критическое значение - student2.ru . Однако, из-за действия случайных факторов, особенно, если объем выборки недостаточен, возможны ошибки в таких суждениях, и вероятности этих ошибок необходимо, по крайней мере, знать.

В теории и практике статистических методов проверки гипотез используются следующие определения и понятия:

Критическая область и критическое значение - student2.ru – вероятность ошибки первого рода, или риск поставщика, или риск продавца, или уровень значимости, (может применяться любой из этих терминов применительно к конкретной ситуации),

Критическая область и критическое значение - student2.ru – вероятность ошибки второго рода, или риск заказчика, или риск покупателя.

Естественно, что

Критическая область и критическое значение - student2.ru ,

Критическая область и критическое значение - student2.ru – называется мощностью критерия проверки гипотез.

Вероятность a + Критическая область и критическое значение - student2.ru есть вероятность ошибки.

Вероятности αи Критическая область и критическое значение - student2.ru обычно выбираются в каждом конкретном случае из экономических или технических соображений, а также из соображений безопасности.

Приведем пример. При контроле выпускаемых изделий и действии случайных факторов вероятность aесть не что иное, как относительное количество годных изделий, ошибочно забракованных и направленных на утилизацию, или на дополнительную регулировку, или в ремонт. Ущерб производителя складывается из напрасно затраченных средств на изготовление, ремонт, регулировку изделия и нереализованной прибыли от его реализации.

Вероятность Критическая область и критическое значение - student2.ru – это не что иное, как относительное количество дефектных изделий, ошибочно выпущенных на реализацию, как годные. Потребитель, если он не предъявил рекламацию, несет прямой ущерб. Если же потребитель предъявил рекламацию, то ущерб несет производитель в размере затрат на транспортировку, ремонт, регулировку изделия, и кроме того производитель несет ущерб от утраты положительной репутации на рынке подобных изделий.

Простые гипотезы

Простой называется гипотеза Критическая область и критическое значение - student2.ru о значении числовой характеристики или параметра, когда область значений, предполагаемых этой гипотезой, и область альтернативных значений - каждая из них являются одноточечной.

В других случаях гипотеза называется сложной.

Пример простой гипотезы.

Плотность распределения генеральной совокупности – нормальна, дисперсия известна и равна Критическая область и критическое значение - student2.ru . Из генеральной совокупности X извлечена выборка Критическая область и критическое значение - student2.ru . Проверяется простая гипотеза

Критическая область и критическое значение - student2.ru : Критическая область и критическое значение - student2.ru против альтернативы Критическая область и критическое значение - student2.ru : Критическая область и критическое значение - student2.ru .

Примеры необходимости проверки подобного рода гипотез в технике:

при цифровой передаче данных в условиях действия сильных помех с целью различения передаваемых двоичных символов 0 и 1;

в системах управления технологическими процессами с целью выявления состояния двухпозиционных устройств, контроля исполнения дискретных управляющих воздействий, обнаружения разладки технологического процесса и т.д.

Критическая область и критическое значение - student2.ru Для проверки этой гипотезы подходящей статистикой является среднее арифметическое значение, плотность распределения которого, как мы уже выяснили, также нормальна с дисперсией Критическая область и критическое значение - student2.ru , а математическое ожидание равно a или b – в зависимости от того, какая из двух гипотез реально имеет место.

В случае справедливости гипотезы Критическая область и критическое значение - student2.ru Критическая область и критическое значение - student2.ru , в случае справедливости гипотезы Критическая область и критическое значение - student2.ru Критическая область и критическое значение - student2.ru . Эти две плотности распределения статистики Критическая область и критическое значение - student2.ru приведены на рис. 34. Они пересекаются, и стоит задача определения границы областей Критическая область и критическое значение - student2.ruи Критическая область и критическое значение - student2.ru , то есть критического значения Критическая область и критическое значение - student2.ru , чтобы обеспечить требуемые значения вероятностей ошибочных решений a и b. Эти вероятности показаны на рис.34, как площади под кривыми плотностей распределения статистики, соответствующих гипотезам Критическая область и критическое значение - student2.ru и Критическая область и критическое значение - student2.ru .

В самом деле, если гипотеза Критическая область и критическое значение - student2.ru справедлива, среднее арифметическое значение из-за действия случайных факторов может попасть в критическую область с вероятностью Критическая область и критическое значение - student2.ru. Тогда, если так случится, будет сделан ошибочный вывод, который приведет к отклонению этой, на самом деле справедливой гипотезы.

В противном случае, когда справедлива гипотеза Критическая область и критическое значение - student2.ru , среднее арифметическое значение из-за действия случайных факторов может попасть в область Критическая область и критическое значение - student2.ruс вероятностью Критическая область и критическое значение - student2.ru, что также приведет к ошибочному выводу.

Видно (см. рис. 34), что перемещением границы между областями Критическая область и критическое значение - student2.ruи Критическая область и критическое значение - student2.ru можно устанавливать желательное соотношение между вероятностями a и b. Но может оказаться, что их значения слишком велики, и перемещение критического значения не приводит к их снижению. В таком случае необходимо увеличивать объем выборки. В результате дисперсия среднего арифметического уменьшится, его плотность распределения сузится, общая площадь под обеими кривыми уменьшится и, следовательно, уменьшатся вероятности ошибочных решений.

Этот пример показывает, что при проверке простой гипотезы контролируются значения обеих вероятностей ошибочных решений: a и b.

Сложные гипотезы

Пример сложной гипотезы. Плотность распределения генеральной совокупности нормальная, дисперсия известна и равна Критическая область и критическое значение - student2.ru . Из генеральной совокупности X извлечена выборка Критическая область и критическое значение - student2.ru . Проверяется сложная гипотеза

Критическая область и критическое значение - student2.ru : Критическая область и критическое значение - student2.ru против альтернативы Критическая область и критическое значение - student2.ru : Критическая область и критическое значение - student2.ru .

Примеры необходимости проверки подобного рода гипотез:

выявление разладки технологического процесса по параметру a;

распознавание перехода значения регулируемого параметра через уставку;

выявление превышения некоторой характеристикой установленной нормы (при медицинской диагностике, экологическом мониторинге, контроле качества пищевых продуктов, при сертификационных и иных испытаниях изделий и т.д.).

Поскольку проверяются гипотезы о математическом ожидании, как и в предыдущем разделе, подходящей статистикой для проверки этой гипотезы является среднее арифметическое, плотность распределения которого нормальна с дисперсией Критическая область и критическое значение - student2.ru .

На рис. 35 приведены примеры двух вариантов расположения плотностей распределения средних арифметических значений, соответствующих гипотезам Критическая область и критическое значение - student2.ru и Критическая область и критическое значение - student2.ru : при значительном удалении друг от друга истинных значений математических ожиданий (см. рис. 35, а) и при близком их расположении.

Критическая область и критическое значение - student2.ru

Если в первом варианте в качестве критического значения выбрать значение а, и сравнивать с ним получающееся среднее арифметическое значение, то возможно достижение достаточно малых значений вероятностей ошибочных решений a и b. Однако, формулировка сложной гипотезы допускает вариант, показанный на рис. 35, б. В этой ситуации, если критическим значением является а, вероятности a и bсколь угодно близки к 0,5, что для практики недопустимо. Можно уменьшить вероятность ошибки первого рода aпутем перемещения границы между областями и Критическая область и критическое значение - student2.ru вправо. Но тогда вероятность ошибки второго рода Критическая область и критическое значение - student2.ruбудет недопустимо близка к единице, поскольку в этом случае она равна площади под кривой плотности распределения статистики Критическая область и критическое значение - student2.ru , соответствующей гипотезе Критическая область и критическое значение - student2.ru , по всей области Критическая область и критическое значение - student2.ru ,то есть области, при попадании Критическая область и критическое значение - student2.ru в которую принимается решение о непротиворечивости экспериментальным данным гипотезы Критическая область и критическое значение - student2.ru .

Попытка уменьшить значение вероятности b путем перемещения влево критического значения, то есть границы между областями Критическая область и критическое значение - student2.ruи Критическая область и критическое значение - student2.ru (на рис. 35 эти области обозначены, как Критическая область и критическое значение - student2.ru и Критическая область и критическое значение - student2.ru ), приводит к недопустимо близкому к единице значению вероятности ошибки первого рода Критическая область и критическое значение - student2.ru .

Из этого следует, что при проверке сложных гипотез может контролироваться только одна из вероятностей ошибочного решения: либо a, либо b. Значение другой из них не гарантируется и может быть сколь угодно близким к единице.

Это обстоятельство является существенным недостатком описанного метода проверки сложных гипотез.

Наши рекомендации