Глава 1. Управленческие решения: понятие, функции, факторы качества, субъекты и типология

Управление – это совокупность процессов, направленных на достижение целей организации, группы или личности.

Управление – это область знаний (т.е., наука) и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей путем рационального использования имеющихся ресурсов

Любым действиям людей, связанным с управлением организацией, процессами или достижением личных целей неизбежно предшествуют принимаемые решения.

Часто решения оказываются неэффективными, так как предпринимаемые действия по их реализации не приводят к ожидаемым результатам. Проблемы сохраняются, а то и усугубляются.

Причина неудач – неумение лиц, принимающих решения, использовать инструментарий управления. Это касается:

· определения причин возникновения проблем;

· обоснования выбора альтернативы;

· привлечения к принятию решения других работников.

Функции решения в методологии и организации процесса управления

Решения в организации принимаются на различных уровнях управления, охватывают как организацию в целом, так и отдельные функциональные области и подразделения. Решения принимаются не только менеджерами, но и другими работниками организации.

Особо важное значение имеют решения, принимаемые руководителями (управленческие решения), Эти решения реализуются множеством других людей – подчиненными, а получаемые результаты определяют благополучие всей организации и отдельных ее работников.

Решение является частью любого вида управленческой деятельности: функции, работы, действия. Оно всегда предшествует действию. Иногда решение принимается непосредственно перед действием, иногда заблаговременно.

Прежде, чем дать определение управленческому решению надо уточнить ряд понятий:

1) субъект принимаемых решений,

2) предмет, на который направлено решение,

3) форма закрепления принятого решения.

I. Субъект принимаемых решений – человек, лицо, принимающее решение. В первую очередь руководитель. Но решения в организации принимают и др. категории работников в рамках предоставленных им полномочий: управленцы, специалисты, другие служащие, даже рабочие.

II. Предметом управленческого решения являетсяуправленческая деятельность и способы ее осуществления. Это сам процесс управления и применяемый при этом инструментарий управления.

В науке «Управление» процесс управления представляется состоящим из функций управления, т. е. определенных видов управленческой деятельности. Анри Файоль, классик научного управления, выделял следующие функции управления:

– предвидение,

– организация,

– распорядительство,

– координация,

– контроль.

В настоящее время они несколько изменились. При этом нет единой их классификации. Основные из них (или общие):

– планирование,

– организация,

– мотивация,

– контроль,

Иногда добавляют целеполагание., учет, регулирование пр.

Инструментарий управления – это методы, способы, приемы осуществления управленческих функций, включая методы выработки стратегий, способы воздействия на подчиненных, методы получения и анализа информации.

III. Форма закрепленияпринятого решения может быть различна. Оно может остаться лишь в памяти лица, принявшего решение; может быть передано устно для осуществления другому работнику; может являться как письменный приказ по организации с указанием исполнителей и их ответственности. Решение может быть закреплено в положении, уставе, инструкциях, нормативах и других руководящих документах длительного действия.

ИТАК,

Управленческое решение – это умозаключение менеджера о действиях и состояниях объекта менеджмента, предваряющее эти действия и их последствия. Управленческое решение должно быть закреплено в сознании субъекта и доведено до объекта управления.

В соответствии с требованиями теории рациональной бюрократии, управленческие решения должны оформляться в письменном виде как нормативные и распорядительские документы.

Функции решений

1. Выполнение текущих задач, обеспечивающих функционирование организации.

2. Устранение возникающих проблем.

3. Использование появляющихся возможностей для повышения конкурентоспособности организации.

Решение – это психологический процесс. Руководитель должен постараться исключить эмоции и действовать только на основе рациональных соображений.

Решение – это, как правило выбор альтернативы.

Принять решение достаточно просто. Трудно принять хорошее, эффективное решение, осуществление которого:

· позволит достичь поставленную цель;

· использует минимально возможное количество ресурсов;

· имеет незначительное (минимальное, приемлемое) количество негативных последствий.

Распространенной методики определения эффективности принимаемых решений нет. Но опыт многих организаций показал, что для обеспечения высокоэффективного решения необходимо учитывать условия и факторы качества управленческих решений.

Наши рекомендации