Типовая анкета обследования процесса подразделения.
Информация о владельце процесса
ФИО, телефон, e-mail | |
Должность | |
Полное наименование подразделения | |
Основные функции подразделения |
Наименование процесса
Пожелания к автоматизации рассматриваемого бизнес-процесса
Пожелания и требования к методикам управления проектами | |
Пожелания к способам автоматизации бизнес-процесса | |
Пожелания к интеграции системы управления проектами с другими системами |
Информация о бизнес-процессе
Какие проблемы мешают эффективно реализовывать рассматриваемый процесс | |
Ваши предложения по решению существующих проблем | |
Возможные варианты классификации существующих проектов | |
Вход процесса (документ/услуга/продукт) | |
Выход процесса (документ/услуга/продукт) | |
События, инициирующие процесс | |
События, завершающие процесс | |
Владелец/Исполнитель процесса | |
Основные этапы (функции) рассматриваемого процесса | |
Существующие методики оценки качества выполнения проекта/этапа |
Информационные потоки в рамках рассматриваемого бизнес-процесса
Какая информация и в каком виде (эл.файл, бумажный носитель, устно) поступает из других подразделений (заявки, запросы, отчеты и т.п.) | |
Какая информация и в каком виде (эл.файл, бумажный носитель, устно) передается в другие подразделения | |
Какая информация и в каком виде (эл.файл, бумажный носитель, устно) формируется («рождается») в подразделении | |
С какими внешними предприятиями (банк, заказчик, поставщик и т.п.) взаимодействует подразделение и какой информацией обменивается | |
Документы от и для руководства | |
Используемы прикладные программные продукты |
Описание этапов (функций) рассматриваемого бизнес-процесса
№ | Наименование этапа (подфункции) | Владелец/Исполнитель (должность) | Потоки данных | |
Входящие | Исходящие | |||
1. | ||||
1.1. | ||||
1.2. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
3.1. | ||||
3.2. | ||||
4. | ||||
4.1. | ||||
4.2. |
Просьба приложить (в электронном или бумажном виде):
1. Положение о подразделении
2. Должностные инструкции сотрудников
3. Организационно-штатная структура подразделения
4. Набор документальных форм без внутреннего наполнения, используемых в рамках рассматриваемого бизнес-процесса (бланки, отчеты, задания, нормативно-справочная информация, методики и т.п.).
Ваши замечания/предложения к форме анкеты:
1. _______________________________________
2. _______________________________________
3._______________________________________
Дата заполнения анкеты: ___ _______________ 200___г.
Приложение №2
Протокол встречи
Участники:
1.
2.
Обсуждаемые вопросы:
1.
2.
Ответы респондента:
1.
2.
Дата проведения встречи Дата согласования протокола
Подпись _____________ Расшифровка подписи:
Приложение №3
Приложение №4
Структура документа «Регламент выполнения бизнес-процесса»
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2. ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
В этом разделе указываются нормативные документы, на которые есть ссылки в данном документе.
3. СПИСОК ТЕРМИНОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ
4. ОПИСАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА
4.1. Владелец бизнес-процесса
Приводится описание владельца бизнес-процесса, его ответственность, полномочия. Приводятся ссылки на документ, регламентирующие деятельность Владельца - Должностная инструкция, Приказы, Распоряжения и т.д.
4.2. Описание клиентов и выходов бизнес-процесса
Приводится табличное описание клиентов и выходов бизнес-процесса. Приводятся ссылки на спецификации по каждому выходу бизнес-процесса.
4.3. Описание входов и поставщиков бизнес-процесса
Приводится табличное описание поставщиков и входов бизнес-процесса. Приводятся ссылки на спецификации по каждому входу бизнес-процесса.
4.4. Описание ресурсов бизнес-процесса
Приводится табличное описание ресурсов бизнес-процесса. Приводятся ссылки на спецификации ресурсов бизнес-процесса.
4.5. Технология выполнения бизнес-процесса
Приводятся графические схемы и текстовое описание бизнес-процесса.
4.6. Матрица ответственности за выполнение операций, входящих в состав бизнес-процесса
Форма матрицы ответственности по бизнес-процессу
№ | Наименование операции бизнес-процесса | … | |||
И | О | У | … | ||
О | У | И | … | ||
О - ответственный, отвечает за проведение и конечный результат работы,
У - участвует проведение работы,
И - получает информацию о проведении бизнес-процесса (работы) и результатах. Список должностных лиц по штатному расписанию
1- должность 1;
2 - должность 2;
3 - должность 3.
4.7.Перечень показателей бизнес-процесса. Приводится перечень целевых показателей по трем группам:
1) показатели бизнес-процесса;
2) показатели выходов (продуктов) бизнес-процесса;
3) показатели удовлетворенности клиентов бизнес-процесса.
4.8. Регламент анализа со стороны Владельца бизнес-процесса
Приводятся порядок действий Владельца бизнес-процесса по:
а) оценке соответствия бизнес-процесса поставленным целям;
б) принятию корректирующих действий по установленным отклонениям;
в) принятию предупреждающих действий по предвидимым отклонениям;
г) установлению целевых показателей бизнес-процесса на следующий период.
4.9. Регламент отчетности Владельца бизнес-процесса
Приводится порядок отчетности Владельца бизнес-процесса перед вышестоящим руководителем, перечень показателей для отчетности, формы отчетности.
4.10. Регламент анализа со стороны Руководителя
Приводится порядок анализа бизнес-процесса и принятия решений со стороны вышестоящего руководителя.
5. Документирование и архивирование
Указывается место и срок хранения контрольного экземпляра документа во время его действия и после аннулирования.
6. Порядок внесения изменений
Указывается периодичность пересмотра настоящего документа. Ответственность за своевременный пересмотр документа и внесение изменений несет руководитель, утвердивший данный документ.
№ учтенного экземпляра. | Подразделение | Количество копий | |
Департамент 1 | 1-копия | ||
2,3 | Управление 5 | 2 копии | |
7. Лист регистрации изменений
Форма листа регистрации изменений документа и его копий
№ Изм. | Номера листов | Номер документа | Подпись | Дата | Срок введения измене-ния | |||
Изменен-ных | Новых | Аннулирован-ных | Замененных | |||||
Приложение №5
Инструкция по чтению UML диаграмм
Содержание
объекты отношений
Типы отношений
типы диаграмм
1.1 Диаграммы вариантов использования (use case diagram)...................................................................................
1.2 Диаграммы деятельности (activity diagram)..............................................................................................................
1.3 Диаграммы классов (class diagram).................................................................................................................................
Диаграммы состояний (statechart diagram)………………………………………………………………
Цель создания Соглашения
Большинство использует язык UML для построения программных (информационных) систем. В этом случае моделирование бизнес-процессов поможет сделать разрабатываемую систему наиболее функциональной. Если не будет точного понимания бизнеса, то решения о программном обеспечении будут некорректными, а сама система не станет оптимальным решением для организации.
Моделирование бизнес-процессов необходимо для устранения неясных мест в бизнесе и для того, чтобы новая система смогла автоматизировать конкретный рабочий поток.
Средства Rational Rose поддерживает моделирование бизнес-процессов, позволяет проектировать варианты использования и их диаграммы для визуализации функциональных возможностей системы.
Главная цель создания Соглашения о моделировании - однозначное понимание объектов моделирования бизнес-процессов в нотации UML средствами Rational Rose всеми сотрудниками ФСФР.
Объекты отношений
При моделировании бизнес-процессов в нотации UML средствами Rational Rose используются следующие типы объектов:
n Структурные единицы (подразделения, должности, сотрудники);
n Бизнес-роли;
n Технологические процессы и функции;
n Документы и другие данные, составляющие информационное окружение при выполнении функций.
В последующих разделах приводится графическое изображение и состав описания (свойств) объектов, которые используются при моделировании.
Структурные единицы
В таблице приведены графические изображения, и свойства объектов, используемых при моделировании бизнес-процессов в нотации UML средств Rational Rose.
Тип объекта в Rational Rose | Графическое изображение объекта | Свойства объектов |
Класс со стереотипом «OrgUnit» | Класс используется для изображения организационной единицы в отношениях с другими орг. единицами, документами и информацией, функциями | |
Класс со стереотипом «business worker» | Для описания работников компании применяются классы со стереотипом «business worker». Сотрудник – роль внутри организации (не должность). Один человек может играть несколько ролей | |
Класс со стереотипом «role» | Бизнес-роль исполняет любой человек или подразделение, которые являются внешними по отношению к организации, но взаимодействуют с ней. Также и работники организации могут играть определенные роли. Для описания ролей применяются классы со стереотипом «role» | |
Бизнес-вариант использования со стереотипом «business use case» | Бизнес-вариант использования – это группа связанных рабочих потоков внутри организации, предоставляющая данные для бизнес-роли. | |
Класс со стереотипом «view» | Объект, используемый для обозначения баз данных | |
Класс со стереотипом «document» | Объект, используемый для обозначения документа | |
Класс со стереотипом «domain» | Объект, используемый для обозначения Интернета | |
Примечание «note» | Примечание к объектам диаграмм |
Типы отношений
Моделируя бизнес-процессы необходимо показать и отношения между ними, внутри их. Отношения зависимости, обобщения, ассоциации и агрегации наиболее важные связующие блоки в UML. Они характеризуются рядом дополнительных свойств: позволяют моделировать множественное наследование, композицию, уточнение и другие характеристики модели.
При работе со сложным рядом отношений на каждом уровне детализации бизнес-процесса необходимо выбирать соответствующие отношения, чтобы в итоге не создать чрезмерно усложненную или слишком упрощенную модель.
Графически отношение представлено линией, тип которой зависит от вида отношения.
Основные типы отношений, используемые для решения задач моделирования в нотации UML средствами Rational Rose: ассоциации, зависимости, агрегации, обобщения.
Типы отношений между объектами:
Объект Rational Rose | Тип отношений | Пояснение |
Двунаправленная ассоциация (association) | Ассоциацией называется структурное отношение, показывающее, что объекты одного типа неким образом связаны с объектами другого типа. Графически изображается в виде линии, соединяющей класс сам с собой или с другими классами. | |
Однонаправленная ассоциация | В этом случае Класс А знает об открытых атрибутах и операциях Класса В, но Класс В не знает об атрибутах и операциях Класса А[1]. | |
Агрегация (aggregation) | Агрегирование – простая ассоциация между двумя классами. Отражает структурное отношение между равноправными сущностями, когда оба класса находятся на одном уровне и ни один не является более важным, чем другой. Но иногда приходится моделировать отношение типа «часть/целое», в котором один из классов имеет более высокий ранг (целое) и состоит из нескольких меньших по рангу (частей). Агрегирование является частным случаем ассоциации и изображается в виде простой ассоциации с незакрашенным ромбом со стороны «целого». | |
Композитное агрегирование | Композицией называется форма агрегации с четко выраженным отношением владения, причем время жизни частей и целого совпадают, т.е. целое и часть создаются и разрушаются в разное время. Композитное агрегирование является частным случаем ассоциации и обозначается путем дополнения ассоциации закрашенным ромбом на конце «целого». | |
Отношения обобщений (ganeralizetion) | Отношение между общей сущностью (суперклассом, родителем) и ее конкретным воплощением (субклассом, потомком). Обобщение означает, что объекты класса-потомка могут использоваться всюду, где встречаются объекты класса-родителя, но не наоборот. Графически изображается в виде линии с большой незакрашенной стрелкой, направленной от класса-потомка к классу-родителю. |
Типы диаграмм
Диаграммы вариантов использования (диаграммы функций) «Use Case Diagram»
Данный тип диаграмм предназначен для создания перечня операций, которые составляют бизнес-процесс. Диаграмму вариантов использования часто называют диаграммой функций, потому что на основе выбора таких диаграмм строится набор функций, составляющих бизнес-процесс, а также описываются информационные потоки, организационные единицы и их взаимодействие в рамках описываемого бизнес-процесса.
Диаграммы функций используются для:
- отображения состава функций,
- описания участников/исполнителей функций,
- описания потоков входящих/исходящих документов/информации
Варианты использования – описание функций, составляющих бизнес-процесс. На диаграмме вариантов использования варианты использования (функции) обозначаются в виде значка «use case» со стереотипом «business use case»:
Диаграммы вариантов использования не показывают временную последовательность выполнения функций.
Диаграммы вариантов использования можно использовать для:
- формирования иерархии бизнес-функций с использованием типа отношения ассоциация однонаправленная со стереотипом «include»:
- отображения использования бизнес-функций ролями (должности) тип отношений ассоциация однонаправленная:
- описания окружения функции тип отношений ассоциация однонаправленная: