Памятка для учителя по психолого-педагогическому наблюдению за деятельностью обучающихся
Важно помнить, что ребенок - специфический объект исследования, его психика находится в становлении, развитии, поэтому при ее изучении следует руководствоваться определенными принципами.
Принцип гуманизма и педагогического оптимизма выливается в требование “Не навреди!”. Любое исследование должно помочь развитию школьника, а не тормозить его. Нужно верить в будущее ребенка. Диагноз предполагает не только установление наличного уровня развития, но и выявление его резервов.
Принцип объективности и научности предполагает, что психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях возрастной психологии.
Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что изучение учащегося проводится последовательно. При этом исследуются не отдельно взятые параметры, а прослеживаются все стороны развития, чтобы не только контролировать, но и прогнозировать его ход, ставить педагогические задачи.
Принцип детерминизма означает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими, что оно вызывается целым комплексом причин. Важно понять причинно-следственные связи в становлении тех или иных психических особенностей.
Принцип развития психики сознания и деятельности предполагает, что все психические особенности ребенка находятся в становлении и основным условием их развития является та или иная деятельность. При этом деятельность - не только одно из условий развития психики, но и один из путей ее изучения.
Принцип единства сознания и деятельности означает взаимосвязь и взаимовлияние сознания и деятельности. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание можно опосредованно через деятельность ребенка. Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.
3. Карта-характеристика готовности к обучению в школе (психолого-педагогический статус старшего дошкольника)
Параметры | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||
Психологическая и социальная готовность (произвольная беседа с ребенком) | ||||||
1. желание учиться в школе | Да | не знает | Нет | |||
2. учебная мотивация | осознает важность и необходимость учения | привлекает внешняя сторона учения | цели учения не осознаются | |||
3. умение вести себя адекватно | легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, ведет себя адекватно | контакт и общение затруднены | плохо вступает в контакт, плохо понимает ситуацию | |||
4. отношения со взрослым | может обратиться с просьбой к взрослому, прислушивается к замечаниям, старается их выполнить | контакт со взрослыми затруднен | трудности в общении со взрослыми, не реагирует на замечания | |||
5. конфликтность | не провоцирует конфликты, не бьет первым | провоцирует конфликты | очень конфликтен | |||
6. самоконтроль | поддерживает опрятный внешний вид, контролирует движения тела, свои эмоции | трудности с самоконтролем | не соблюдает принятые в группе правила поведения и общения | |||
7. организованность поведения | Да | недостаточно | Нет | |||
Развитие школьно-значимых психофизиологических функций* | ||||||
8. фонематический слух | говорит без ошибок, понимает сложные речевые конструкции | есть нарушения в звукопроизношении (обследование логопеда) | косноязычие (логопедические коррекционные занятия) | |||
9. мелкие мышцы рук | легко переписывает, копирует незнакомый текст | скопированный текст может прочитать, но его написание вызывает серьезные трудности | не может скопировать текст | |||
10. пространственная ориентация, координация движений | подвижен, ловок | недостаточно ловок | Неуклюж | |||
11. координация в системе глаз – рука | правильно переносит простейший графический образ | незначительные искажения | грубые искажения | |||
12. объем зрительного восприятия | норма | ниже средних показателей возрастной группы | намного ниже средних показателей | |||
Развитие познавательной деятельности (беседа)* | ||||||
13. кругозор | развернутые и конкретные представления о мире (время года, страна, свой город и т.д.) | знания ограничены непосредственно окружением | знания ограничены и бессистемны | |||
14. развитие речи | речь содержательна, выразительна, грамматически правильна | затруднения в поиске слов для выражения мыслей | односложные ответы, в речи много ошибок | |||
15. развитие познавательной активности | любознателен, активен, не нуждается в дополнительных стимулах | узкий круг интересующих вопросов | низкий уровень активности, требуется постоянная стимуляция | |||
16. сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения) | понимает скрытый смысл предметов, легко обобщает, сравнивает | при выполнении требуется помощь учителя | требуется обучающая помощь учителя | |||
17. произвольность деятельности | удерживает цель, намечает план | удерживает цель, намечает план, но много отвлекается | хаотичен, не доводит дело до конца | |||
18. контроль и темы деятельности | много успевает, видит ошибки | мало успевает, исправляет ошибки | не видит своих ошибок, мало успевает | |||
19. кратковременная память (зрительная, слуховая) | более 50% | 50% | менее 50% | |||
Примечание*: оценивается с помощью специальных тестовых заданий <1> | ||||||