Памятка для учителя по психолого-педагогическому наблюдению за деятельностью обучающихся

Важно помнить, что ребенок - специфический объект исследования, его психика находится в становлении, развитии, поэтому при ее изучении следует руководствоваться определенными принципами.

Принцип гуманизма и педагогического оптимизма выливается в требование “Не навреди!”. Любое исследование должно помочь развитию школьника, а не тормозить его. Нужно верить в будущее ребенка. Диагноз предполагает не только установление наличного уровня развития, но и выявление его резервов.

Принцип объективности и научности предполагает, что психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях возрастной психологии.

Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что изучение учащегося проводится последовательно. При этом исследуются не отдельно взятые параметры, а прослеживаются все стороны развития, чтобы не только контролировать, но и прогнозировать его ход, ставить педагогические задачи.

Принцип детерминизма означает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими, что оно вызывается целым комплексом причин. Важно понять причинно-следственные связи в становлении тех или иных психических особенностей.

Принцип развития психики сознания и деятельности предполагает, что все психические особенности ребенка находятся в становлении и основным условием их развития является та или иная деятельность. При этом деятельность - не только одно из условий развития психики, но и один из путей ее изучения.

Принцип единства сознания и деятельности означает взаимосвязь и взаимовлияние сознания и деятельности. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание можно опосредованно через деятельность ребенка. Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.

3. Карта-характеристика готовности к обучению в школе (психолого-педагогический статус старшего дошкольника)

Параметры Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Психологическая и социальная готовность (произвольная беседа с ребенком)
1. желание учиться в школе Да не знает Нет
2. учебная мотивация осознает важность и необходимость учения привлекает внешняя сторона учения цели учения не осознаются
3. умение вести себя адекватно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, ведет себя адекватно контакт и общение затруднены плохо вступает в контакт, плохо понимает ситуацию
4. отношения со взрослым может обратиться с просьбой к взрослому, прислушивается к замечаниям, старается их выполнить контакт со взрослыми затруднен трудности в общении со взрослыми, не реагирует на замечания
5. конфликтность не провоцирует конфликты, не бьет первым провоцирует конфликты очень конфликтен
6. самоконтроль поддерживает опрятный внешний вид, контролирует движения тела, свои эмоции трудности с самоконтролем не соблюдает принятые в группе правила поведения и общения
7. организованность поведения Да недостаточно Нет
Развитие школьно-значимых психофизиологических функций*
8. фонематический слух говорит без ошибок, понимает сложные речевые конструкции есть нарушения в звукопроизношении (обследование логопеда) косноязычие (логопедические коррекционные занятия)
9. мелкие мышцы рук легко переписывает, копирует незнакомый текст скопированный текст может прочитать, но его написание вызывает серьезные трудности не может скопировать текст
10. пространственная ориентация, координация движений подвижен, ловок недостаточно ловок Неуклюж
11. координация в системе глаз – рука правильно переносит простейший графический образ незначительные искажения грубые искажения
12. объем зрительного восприятия норма ниже средних показателей возрастной группы намного ниже средних показателей
Развитие познавательной деятельности (беседа)*
13. кругозор развернутые и конкретные представления о мире (время года, страна, свой город и т.д.) знания ограничены непосредственно окружением знания ограничены и бессистемны
14. развитие речи речь содержательна, выразительна, грамматически правильна затруднения в поиске слов для выражения мыслей односложные ответы, в речи много ошибок
15. развитие познавательной активности любознателен, активен, не нуждается в дополнительных стимулах узкий круг интересующих вопросов низкий уровень активности, требуется постоянная стимуляция
16. сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения) понимает скрытый смысл предметов, легко обобщает, сравнивает при выполнении требуется помощь учителя требуется обучающая помощь учителя
17. произвольность деятельности удерживает цель, намечает план удерживает цель, намечает план, но много отвлекается хаотичен, не доводит дело до конца
18. контроль и темы деятельности   много успевает, видит ошибки   мало успевает, исправляет ошибки   не видит своих ошибок, мало успевает
19. кратковременная память (зрительная, слуховая) более 50% 50% менее 50%
Примечание*: оценивается с помощью специальных тестовых заданий <1>
             




Наши рекомендации