Кейс: Имитирование рабочей ситуации в процессе отбора персонала (40 мин.)
Условия участия:
Выбирают группу экспертов (специалистов по подбору персонала и специалистов в соответствующей сфере) и несколько кандидатов на вакантную должность.
Должость определяется преподавателем или студентами.
Важно: для объективного соответствия кандидата необходимо представить профиль должности или карту компетентности, в которой отразить профессиоально-квалификационные характеристики, деловые и личные качества, необходимые для занятия конкретной должности. В качестве образца может использоваться следующая схема:
Профессионально-квалификационные характеристики:
- образование;
- опыт;
- умения;
- навыки;
- способности;
- профессиональные цели;
- система стимулирования;
- общий и специфический человеческий капитал;
- профессиональные достижения;
- полезность кандидата (отразить требования по которым кандидат может быть полезным для компании и оценить их фактические характеристики) и т.п.
Деловые качества:
- профессиональная гибкость мобильность, адаптивность);
- организаторские способности;
- умение вести переговоры и т.п.
Личные качества:
- коммуникабельность;
- конфликтность и т.п.
Перечисленные в карте компетентности критерии проранжируйте по мере их значимости (расставьте вес критерия, учитывая, что в сумме по каждому разделу критерии должны составлять 1. Например, в разделе «Профессионально-квалификационные характеристики» - образование – 0,2; Опыт – 0,4 и т.п.
Укажите также эталонный уровень соответствия по каждому критерию и единицу измерения. Например, «Образование» - высшее профессиональное образование (указать какое) и шкалу оценки – 10 баллов – максимальный балл; 1 – минимальный. Указать образование, которое допускается в случае отсутствия претендентов с требуемым эталонным показателем.
Карту компетентности составьте в виде таблицы.
Важно: карта компетентности должна быть выполнена студентами заранее в качестве домашнего задания.
Контент-тест:
- Потребность в работниках определенных специальностей необходимого уровня квалификации характеризуется как:
a) Качественная потребность в кадрах;
b) Количественная потребность в кадрах;
c) Потребность в обучении;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ - a)
- Совокупность специальных теоретических знаний, практических навыков и опыта, приобретенных человеком в результате специальной подготовки и работы в данной области, позволяющих осуществлять соответствующий вид деятельности, характеризуется как:
a) профессия;
b) специальность;
c) квалификация;
d) специализация.
Правильный ответ - a)
- Корпоративная модель компетенций позволяет:
a) Оснастить рабочее место в соответствии с эргономичными требованиями;
b) Повысить эффективность процесса подбор и отбора персонала;
c) Унифицировать требования к сотрудникам и создать единые стандарты поведения, используемые при подборе, оценке, обучении и продвижении;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ - c)
- При внутреннем отборе рассматривают кандидатов:
a) Из числа уже работающих сотрудников;
b) Из состава кадрового резерва организации;
c) Посредством привлечения работников организации к конкурсу на замещение вакантных должностей путем информирования об имеющихся вакансиях и требований к занимаемой должности;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ - d)
- Выполнение работником наряду с основной работой, указанной в трудовом договоре, дополнительной работы по другой, вакантной должности в одной и той же организации, в одно и то же рабочее время, представляет собой:
a) Совмещение должностей;
b) Работу в сверхурочное время;
c) Внешнее совместительство;
d) Нет правильных ответов.
Правильный ответ - a)
- Возможными источниками внешнего подбора сотрудников являются:
a) Рекрутинговые агентства;
b) Службы занятости, биржи труда;
c) Высшие и средние специальные учебные заведения;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ - d)
- Исследование рынка труда, изучение требований, предъявляемых к должностям и рабочим местам, поиск и привлечение кандидатов на вакантные позиции организации, повышение конкурентоспособности кандидата, анализ новых профессий, специальностей и учебных заведений, относятся к функциям:
a) Кадрового менеджмента;
b) Кадровой политики;
c) Кадрового планирования;
d) Кадрового маркетинга.
Правильный ответ - d)
- Среди основных функций маркетинга персонала можно выделить:
a) Изучение требований, предъявляемых к должностям и рабочим местам;
b) Исследование рынка труда;
c) Поиск и привлечение кандидатов на вакантные позиции организации;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ - d)
- Серия мероприятий и действий, осуществляемых организацией для выявления из общего числа претендентов наиболее подходящего работника для вакантной позиции, называется:
a) Согласованием спроса и предложения рабочей силы;
b) Собеседованием;
c) Интервью;
d) Профессиональным отбором.
Правильный ответ - d)
- Первичный этап отбора включает:
a) Анализ резюме, телефонные переговоры, изучение документов и рекомендаций;
b) Тестирование для диагностики профессиональных способностей, личностных качеств и мотиваций кандидата;
c) Собеседование;
d) Нет правильных ответов.
Правильный ответ - a)
- Метод собеседования, основанный на предварительной подготовке кандидатами значительного числа документов с обязательными письменными рекомендациями известных ученых и руководителей, называется:
a) Немецким методом;
b) Китайским методом;
c) Британским методом;
d) Американским методом.
Правильный ответ - a)
- Управленческий процесс введения новых работников в курс их новых задач на новом месте работы в новом трудовом коллективе характеризуется как:
a) Трудовая адаптация;
b) Социальная адаптация;
c) Личностная адаптация;
d) Нет правильных ответов.
Правильный ответ - a)
13. Категории персонала структурируются по:
a. профессиям, специальностям, квалификации;
b. рабочим и служащим;
c. должностям;
d. все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – a)
14. Кадровое планирование реализуется посредством:
a. комплекса взаимосвязанных мероприятий, объединенных в стратегическом или оперативном плане работы с персоналом;
b. комплекса взаимосвязанных мероприятий, объединенных в стратегическом плане работы с персоналом;
c. комплекса взаимосвязанных мероприятий, объединенных в оперативном плане работы с персоналом;
d. потребности планирования в персонале.
Правильный ответ – a)