Корпоративное развитие человеческих ресурсов
Управление знаниями. Концепция обучающейся организации. Использование имеющихся знаний персонала. Развитие персонала как стратегического вида ресурсов. Общие и профессиональные компетенции. Управление компендиями персонала.
Цели развития персонала. Выявление потребностей в обучении. Необходимость создания нового типа культуры управления, направленной на обновление и модернизацию. Принципы составления и критерии эффективности программ развития персонала в отечественных организациях. Принципы и основные закономерности организации системы обучения. Профессиональное обучение вне рабочего места и на рабочем месте.
Профессиональное обучение. Виды корпоративного обучения: подготовка, повышение квалификации и переподготовка. Профессиональная начальная подготовка. Профессиональная специализированная подготовка. Профессиональная подготовка кадров. Профессиональное совершенствование (повышение квалификации). Совершенствование профессиональных знаний. Профессиональное совершенствование с целью продвижения по службе (вертикальная мобильность). Профессиональная переподготовка (переквалификация).
Методы профессионального обучения вне рабочего места: лекции; программированные курсы обучения; конференции; семинары; решение конкретных задач из производственной практики; деловые игры; построение моделей; кружки качества.
Профессиональное обучение на рабочем месте. Технологии развития персонала на рабочем месте: направленное приобретение опыта, инструктаж, консультирование, наставничество, коучинг, ротация, делегирование полномочий, использование работников в качестве ассистентов, стажеров, обогащение труда, количественное расширение трудовых функций. Гибкое разделение труда на основе распределения заданий по принципу взаимодополняющих компетенций.
Виды издержек на профессиональное развитие: экономические (непосредственно и опосредованно денежные) и социально-психологические. Экономическая эффективность системы профессионального обучения.
Планирование и развитие карьеры сотрудников
Определение карьеры. Типы карьеры: внутриорганизационная (вертикальная и горизонтальная) и карьера на внешнем рынке труда.
Планирование карьеры сотрудников. Анализ соответствия карьерных ожиданий сотрудников целям организации. Управление карьерой.
Формальное обучение как фактор развития персонала. Анализ профессий, подлежащих периодическому повышению квалификации.
Неформальное обучение как фактор развития персонала. Горизонтальное (профессиональное) и вертикальное (должностное) развитие персонала.
Управление карьерой как метод стимулирования персонала. Формирование индивидуальных и коллективных планов профессионального развития.
Формирование кадрового резерва. Цели и задачи создания кадрового резерва в организации.
Формирование резерва профессиональных управленческих кадров. Оценка трудового потенциала работника для занятия руководящей должности.
Социально-экономические условия карьеры: организация труда, оплата труда, социальные блага, социальные гарантии.
- Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине
4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
Тема (раздел) | Методы текущего контроля успеваемости |
Тема 1: Теоретические аспекты концепции управления человеческими ресурсами | Опрос Практическое задание Тест |
1.1. Современная концепция управления человеческими ресурсами | |
1.2. Система управления человеческими ресурсами: ее цели и функции | |
Тема 2: Стратегическое управление человеческими ресурсами | Опрос Тест |
2.1. Стратегия управления человеческими ресурсами | |
2.1. Современная кадровая политика | |
Тема 3: Формирование человеческих ресурсов | Опрос Практическое задание Тест |
3.1. Планирование потребностей в человеческих ресурсах | |
3.2. Разработка профиля должности и карты компетентности | |
3.3. Подбор, отбор и найм персонала. Современные технологии отбора кадров | |
3.4. Найм и адаптация персонала | |
Тема 4: Использование человеческих ресурсов | Опрос Практическое задание Тест |
4.1. Организация труда персонала | |
4.2. Анализ производительности труда. Наблюдение за трудовой деятельностью персонала | |
4.3. Оценка результативности труда персонала. | |
4.4. Управление производительностью и результативностью труда | |
Тема 5: Оплата труда и вознаграждение персонала | Опрос Практическое задание Тест |
5.1. Анализ издержек на персонал. Оценка стоимости рабочей силы | |
5.2. Оплата труда персонала | |
Тема 6: Развитие человеческих ресурсов | Опрос Практическое задание Тест |
6.1. Корпоративное развитие человеческих ресурсов | |
6.2. Планирование и развитие карьеры сотрудников |
4.1.2. Промежуточная аттестация проводится в форме:
1) Зачета (1-ый этап изучения дисциплины: V семестр для очной формы обучения; 3 курс (VI семестр) для заочной формы обучения;
2) экзамена (2-ой этап изучения дисциплины: VI семестр для очной формы обучения; 4 курс (VII семестр) для заочной формы обучения.
Зачет проводится в устной форме – форме беседы. Экзамен проводится в форме устного опроса, предполагающего ответы на вопросы в билете и анализ практической ситуации. Для проведения экзамена разрабатываются билеты, включающие теоретические вопросы из разных разделов дисциплины и ситуационные задания.
4.2. Материалы текущего контроля успеваемости.