Свойства размещений и перестановок

Рассмотрим задачи, связанные со свойствами размещений и перестановок.

Пример 6.1. Вычислить

свойства размещений и перестановок - student2.ru .

Решение. Поскольку

свойства размещений и перестановок - student2.ru

и

свойства размещений и перестановок - student2.ru ,

то

свойства размещений и перестановок - student2.ru .

Пример 6.2. Упростить выражение

свойства размещений и перестановок - student2.ru (n ³ 6).

Решение. Поскольку

свойства размещений и перестановок - student2.ru , свойства размещений и перестановок - student2.ru ,

свойства размещений и перестановок - student2.ru ,

свойства размещений и перестановок - student2.ru ,

то

свойства размещений и перестановок - student2.ru .

Пример 6.3. Решить неравенство

свойства размещений и перестановок - student2.ru .

Решение. Из условия задачи следует, что n³1 и nÎ¥. Поскольку

свойства размещений и перестановок - student2.ru , свойства размещений и перестановок - student2.ru ,

то

свойства размещений и перестановок - student2.ru

и данное в условии неравенство равносильно неравенству

свойства размещений и перестановок - student2.ru .

Пусть n³2, тогда свойства размещений и перестановок - student2.ru , т.е. 20<15. Противоречие, следовательно, n=1 не является решением данного неравенства.

Пусть n=1, тогда исходное неравенство равносильно следующему

свойства размещений и перестановок - student2.ru ,

Отсюда следует, что первоначальное неравенство имеет три решения:

n1=3, n2=4 и n3=5.

Упражнения

6.1. Вычислить: а) свойства размещений и перестановок - student2.ru , б) свойства размещений и перестановок - student2.ru .

Ответ: а) 46, б) 80.

6.2. Упростить: свойства размещений и перестановок - student2.ru .

Ответ: свойства размещений и перестановок - student2.ru .

6.3. Решить неравенство свойства размещений и перестановок - student2.ru .

Ответ: свойства размещений и перестановок - student2.ru .

6.4. Найти все натуральные n, удовлетворяющие условию:

а) свойства размещений и перестановок - student2.ru , б) свойства размещений и перестановок - student2.ru , в) свойства размещений и перестановок - student2.ru .

Ответ: а) 4, б) 4, в) 10.

6.5. Доказать, что свойства размещений и перестановок - student2.ru .

СОЧЕТАНИЯ

Пусть опыт состоит в выборе k элементов без возвращения и без упорядочения из некоторого множества, содержащего n элементов. Исходами такого опыта будут подмножества, содержащие k элементов и отличающиеся друг от друга только составом. Получаемые при этом комбинации элементов называются сочетаниями.

Сочетаниями из n элементов по k элементов называются такие комбинации, из которых каждое содержит k элементов, взятых из числа данных n элементов, и которые отличаются друг от друга хотя бы одним элементом.

Поясним это на следующем примере. Пусть имеется три элемента: a, b и c. Из этих трёх элементов, в отличие от размещений, можно составить три сочетания по два элемента: ab, ac, bc, ca. Все приведённые сочетания отличаются друг от друга хотя бы одним элементом.

Для иллюстрации различий между сочетаниями и размещениями рассмотрим следующий пример. Пусть выбирается делегация в составе 3 человек из 30 учеников. Здесь, очевидно, не надо учитывать порядок выбранных делегатов, т.к. все члены делегации равноправны. Поэтому каждый такой выбор будет сочетанием из 30 по 3. Однако, выбирая старосту, профорга и физорга из тех же учеников, порядок уже приходится учитывать. В этом случае каждый конкретный результат будет уже размещением из 30 по 3.

Найдем число возможных сочетаний свойства размещений и перестановок - student2.ru . Чтобы получить размещение из n элементов по k, а их число равно свойства размещений и перестановок - student2.ru , надо выбрать k элементов из множества, содержащего n элементов, что можно сделать свойства размещений и перестановок - student2.ru способами, и организовать из них упорядоченное подмножество. Последнюю операцию можно выполнить Pn способами. Таким образом, чтобы получить свойства размещений и перестановок - student2.ru размещений, надо выполнить две операции, которые можно осуществить свойства размещений и перестановок - student2.ru и Рn способами, соответственно. Поэтому, согласно принципу умножения, можно записать

свойства размещений и перестановок - student2.ru . (7.1)

Отсюда получаем, что число сочетаний будет равно

свойства размещений и перестановок - student2.ru . (7.2)

Заметим, что свойства размещений и перестановок - student2.ru , свойства размещений и перестановок - student2.ru .

Пример 7.1. Сколькими способами можно составить комиссию в составе из трех человек из имеющихся 9 человек, 4 женщин и 5 мужчин, если: а) не важен пол членов комиссии; б) комиссия должна состоять из двух женщин и одного мужчины.

Решение. а) Из смысла задачи следует, что порядок выбора членов комиссии не играет роли. Здесь важен только состав. Тогда выбрать комиссию из трех человек из 9 имеющихся можно

свойства размещений и перестановок - student2.ru

способами.

б) Двух женщин из 4 имеющихся можно выбрать свойства размещений и перестановок - student2.ru способами, а одного мужчину из 5 можно свойства размещений и перестановок - student2.ru способами. Тогда общее количество способов выбора комиссии, в соответствии с принципом умножения, можно

свойства размещений и перестановок - student2.ru

способами.

Пример 7.2. Сколькими различных правильных дробей можно составить из чисел 1, 2, 3, 5, 7, 11, 13, берущихся попарно?

Решение. Различных пар из данных чисел, в которых первый элемент меньше второго, будет, очевидно, столько, сколько можно составить сочетаний из 7 по 2:

свойства размещений и перестановок - student2.ru .

Пример 7.3. Сколько существует делителей числа 210?

Решение. Разложим данное число на простые множители: свойства размещений и перестановок - student2.ru . Число делителей, составленных из произведения двух простых множителей, равно свойства размещений и перестановок - student2.ru (а именно числа 6, 10, 14, 15, 21,35); число делителей, составленных из произведения трёх простых множителей, равно свойства размещений и перестановок - student2.ru (а именно числа 30, 42, 70, 105); число простых делителей равно четырём (а именно 2, 3, 5, 7). Кроме того, делителями являются число 1 и число 210. Итак, согласно принципу сложения, число всех делителей равно

свойства размещений и перестановок - student2.ru .

Эту задачу можно решить и по-другому. Натуральное число N можно разложить на простые множители следующим образом:

свойства размещений и перестановок - student2.ru ,

a1, a2, …, an – некоторые натуральные числа. Число pi может войти в данный делитель с показателем 0, 1, …, an – всего an+1 способами. Из принципа умножения получаем, что число делителей числа N равно

свойства размещений и перестановок - student2.ru . (7.3)

Для числа 210 число делителей по формуле (7.3) будет равно (a1=a2=a3=a4=1)

2×2×2×2=16.

Упражнения

7.1. Сколькими способами можно выбрать 5 делегатов из состава конференции, на которой присутствуют 15 человек?

Ответ: свойства размещений и перестановок - student2.ru .

7.2. У одного студента есть 11 книг по математике, а другого – 15 книг. Сколькими способами они могут выбрать по 3 книги для обмена?

Ответ: свойства размещений и перестановок - student2.ru .

7.3. Сколько прямых провести через 8 точек, никакие три из которых не лежат на одной прямой?

Ответ: свойства размещений и перестановок - student2.ru .

7.4. Найти число диагоналей n-угольника.

Ответ: свойства размещений и перестановок - student2.ru .

7.5. Компания из 15 человек разделяется на две группы, одна из которых состоит из 6 человек, а другая – из 9 человек. Сколькими способами это можно сделать?

Ответ: свойства размещений и перестановок - student2.ru .

7.6. В пространстве даны 7 точек, никакие четыре из которых не лежат в одной плоскости. Сколько различных плоскостей можно провести через эти точки?

Ответ: свойства размещений и перестановок - student2.ru .

7.7. В урне 6 белых и 8 черных шаров. Из нее одновременно вынимают три шара одного цвета. Сколькими способами это можно сделать?

Ответ: свойства размещений и перестановок - student2.ru .

7.8. В колоде десять карт, из которых три – тузы. Наудачу последовательно вынимается, запоминаются и возвращаются в колоду четыре карты. После каждого возвращения карты колода перемешиваются. Сколько возможно случаев, когда среди вытянутых карт окажется хотя бы один туз?

Ответ: свойства размещений и перестановок - student2.ru .

7.9. В лаборатории работают 8 физиков и 10 химиков. Надо создать рабочие группы по трем темам. В первую группу должны войти 4 физика, во вторую – 5 химиков, а третья должна состоять из 3 человек, которые могут быть как физиками, так и химиками. Сколькими способами можно создать такие группы?

Ответ: свойства размещений и перестановок - student2.ru

СВОЙСТВА СОЧЕТАНИЙ

Отметим некоторые свойства сочетаний:

1. свойства размещений и перестановок - student2.ru (свойство симметрии).

Например, свойства размещений и перестановок - student2.ru

2. свойства размещений и перестановок - student2.ru (свойство Паскаля).

Данное равенство является рекуррентным соотношением для числа сочетаний. С помощью этого равенства можно составить таблицу для нахождения числа сочетаний. Расположим сочетания в виде треугольной таблицы

 
  свойства размещений и перестановок - student2.ru

Полученную треугольную таблицу принято называть треугольником Паскаля.

3. свойства размещений и перестановок - student2.ru .

Пример 8.1. Решить уравнение

свойства размещений и перестановок - student2.ru .

Решение. Поскольку свойства размещений и перестановок - student2.ru , то получим квадратное уравнение

свойства размещений и перестановок - student2.ru .

Учитывая, что свойства размещений и перестановок - student2.ru , получаем решение

свойства размещений и перестановок - student2.ru .

Пример 8.2. Решить неравенство

свойства размещений и перестановок - student2.ru .

Решение. Из условия задачи следует, что n³2 и nÎ¥. Поскольку

свойства размещений и перестановок - student2.ru , свойства размещений и перестановок - student2.ru ,

то

свойства размещений и перестановок - student2.ru .

Таким образом, исходное неравенство равносильно неравенству

свойства размещений и перестановок - student2.ru .

Поскольку при n=10 получаем свойства размещений и перестановок - student2.ru , а при n=9 получаем свойства размещений и перестановок - student2.ru . Учитывая, что n³2 получаем

свойства размещений и перестановок - student2.ru .

Пример 8.3. Сколько различных звукосочетаний можно взять на десяти выбранных клавишах рояля, если каждое звукосочетание может содержать от трех до десяти звуков?

Решение. Для звукосочетания клавиши нажимаются одновременно, поэтому для k звуков имеем свойства размещений и перестановок - student2.ru звукосочетаний. Таким образом, искомое количество есть

свойства размещений и перестановок - student2.ru .

Учитывая свойство 3, т.е., что

свойства размещений и перестановок - student2.ru ,

получим

свойства размещений и перестановок - student2.ru .

Упражнения

8.1. Вычислить: а) свойства размещений и перестановок - student2.ru , б) свойства размещений и перестановок - student2.ru .

Ответ: а) 81, б) 1.

8.2. Упростить: свойства размещений и перестановок - student2.ru .

Ответ: 2.

8.3. Найти все натуральные n, удовлетворяющие условию:

а) свойства размещений и перестановок - student2.ru , б) свойства размещений и перестановок - student2.ru .

Ответ: а) 3, б) 14.

8.4. Решить неравенство: а) свойства размещений и перестановок - student2.ru , б) свойства размещений и перестановок - student2.ru .

Ответ: а) свойства размещений и перестановок - student2.ru , б) свойства размещений и перестановок - student2.ru ,

8.5. Доказать, что свойства размещений и перестановок - student2.ru .

8.6. Имеется 12 различных цветов. Сколькими способами можно составить букет из данных цветов, если в букет должно входить не менее 3 цветов?

Ответ: свойства размещений и перестановок - student2.ru .


Наши рекомендации