Уравнение прямой на плоскости

Определение. Любая прямая на плоскости может быть задана уравнением первого порядка

Ах + Ву + С = 0,

причем постоянные А, В не равны нулю одновременно, т.е. А2 + В2 ¹ 0. Это уравнение первого порядка называют общим уравнением прямой.

В зависимости от значений постоянных А,В и С возможны следующие частные случаи:

- C = 0, А ¹ 0, В ¹ 0 – прямая проходит через начало координат

- А = 0, В ¹ 0, С ¹ 0 { By + C = 0}- прямая параллельна оси Ох

- В = 0, А ¹ 0, С ¹ 0 { Ax + C = 0} – прямая параллельна оси Оу

- В = С = 0, А ¹ 0 – прямая совпадает с осью Оу

- А = С = 0, В ¹ 0 – прямая совпадает с осью Ох

Уравнение прямой может быть представлено в различном виде в зависимости от каких – либо заданных начальных условий.

12)Линии второго порядка

Линии второго порядка

Линии второго порядка, плоские линии, декартовы прямоугольные координаты которых удовлетворяют алгебраическому уравнению 2-й степени

a11x2 + a12xy + a22y2 + 2a13x + 2a23y + a11 = 0. (*)

Уравнение (*) может и не определять действительного геометрического образа, но для сохранения общности в таких случаях говорят, что оно определяет мнимую Л. в. п. В зависимости от значений коэффициентов общего уравнения (*) оно может быть преобразовано с помощью параллельного переноса начала и поворота системы координат на некоторый угол к одному из 9 приведённых ниже канонических видов, каждому из которых соответствует определённый класс линий. Именно,

нераспадающиеся линии:

Уравнение прямой на плоскости - student2.ru — эллипсы,

Уравнение прямой на плоскости - student2.ru — гиперболы,

y2 = 2px — параболы,

Уравнение прямой на плоскости - student2.ru — мнимые эллипсы;

распадающиеся линии:

Уравнение прямой на плоскости - student2.ru — пары пересекающихся прямых,

Уравнение прямой на плоскости - student2.ru — пары мнимых пересекающихся прямых,

x2 - а2 = 0 — пары параллельных прямых,

x2 + а2 = 0 — пары мнимых параллельных прямых,

x2 = 0 — пары совпадающих параллельных прямых.

Исследование вида Л. в. п. может быть проведено без приведения общего уравнения к каноническому виду. Это достигается совместным рассмотрением значений т. н. основных инвариантов Л. в. п. — выражений, составленных из коэффициентов уравнения (*), значения которых не меняются при параллельном переносе и повороте системы координат:

Уравнение прямой на плоскости - student2.ru , Уравнение прямой на плоскости - student2.ru ,

S = a11 + a22, (aij = aji).

Так, например, эллипсы, как нераспадающиеся линии, характеризуются тем, что для них D ¹ 0; положительное значение инварианта d выделяет эллипсы среди других типов нераспадающихся линий (для гипербол d < 0, для парабол d = 0). Различить случаи действительного или мнимого эллипсов позволяет сопоставление знаков инвариантов D и S: если D и S разных знаков, эллипс действительный; эллипс мнимый, если D и S одного знака.

Три основные инварианта D, d и S определяют Л. в. п. (кроме случая параллельных прямых) с точностью до движения евклидовой плоскости: если соответствующие инварианты D, d и S двух линий равны, то такие линии могут быть совмещены движением. Иными словами, эти линии эквивалентны по отношению к группе движений плоскости (метрически эквивалентны).

Существуют классификации Л. в. п. с точки зрения др. групп преобразований. Так, относительно более общей, чем группа движений, — группы аффинных преобразований — эквивалентными являются любые две линии, определяемые уравнениями одного канонического вида. Например, две подобные Л. в. п. (см. Подобие)считаются эквивалентными. Связи между различными аффинными классами Л. в. п. позволяет установить классификация с точки зрения проективной геометрии, в которой бесконечно удалённые элементы не играют особой роли. Действительные нераспадающиеся Л. в. п.: эллипсы, гиперболы и параболы образуют один проективный класс — класс действительных овальных линий (овалов). Действительная овальная линия является эллипсом, гиперболой или параболой в зависимости от того, как она расположена относительно бесконечно удалённой прямой: эллипс пересекает несобственную прямую в двух мнимых точках, гипербола — в двух различных действительных точках, парабола касается несобственной прямой; существуют проективные преобразования, переводящие эти линии одна в другую. Имеется всего 5 проективных классов эквивалентности Л. в. п. Именно,

невырождающиеся линии

(x1, x2, x3 — однородные координаты):

x12 + x22 — x32 = 0 — действительный овал,

x12 + x22 + x32 = 0 — мнимый овал,

вырождающиеся линии:

x12 — x22 = 0 — пара действительных прямых,

x12 + x22 = 0 — пара мнимых прямых,

x12 = 0 — пара совпадающих действительных прямых.

13)Ф-ия. Способы задание ф-ии. Область определения и

область значения

Определение:

Николай Лобачевский 1834   Общее понятие требует, чтобы функцией от х называть число, которое дается для каждого х и вместе с каждым х постепенно изменяется
П.Лжен-Дирихле 1837   У есть функция переменной х (на отрезке а<=x<=b) , если каждому значению х (на этом отрезке) соответствует совершенно определенное значение у, причем безразлично, каким образом установлено это соответствие – аналитической формулой, графиком, таблицей либо даже просто словами

Область определения функции — множество, на котором задаётся функция.
Область значений функции — множество, которое получается в результате применения функции.

Способы задания функции:

  • Табличный способ. Довольно распространенный, заключается в задании таблицы отдельных значений аргумента и соответствующих им значений функции. Такой способ задания функции применяется в том случае, когда область определения функции является дискретным конечным множеством.
  • Графический способ. Графиком функции y = f(x) называется множество всех точек плоскости, координаты которых удовлетворяют данному уравнению.
  • Аналитический способ. Чаще всего закон, устанавливающий связь между аргументом и функцией, задается посредством формул. Такой способ задания функции называется аналитическим.
  • Словесный способ. Этот способ состоит в том, что функциональная зависимость выражается словами.

Монотонная функция — это функция, приращение которой не меняет знака, то есть либо всегда неотрицательно, либо всегда неположительно. Если в дополнение приращение не равно нулю, то функция называется строго монотонной. Монотонная функция — это функция, меняющаяся в одном и том же направлении.(Пример:y=kx+b)

Нечётные и чётные функции — функции, графики которых обладают симметрией относительно изменения знака аргумента.

  • Нечётная функция — функция, меняющая знак при изменении знака независимого переменного (симметричная относительно центра координат).(Пример:y=1/x, y=x^3, y=sin x, y=tg x, y=ctg x, y=arcsin x, y=arctg x)
  • Чётная функция — функция, не изменяющая своего значения при изменении знака независимого переменного (симметричная относительно оси ординат).(Пример:y=|x|, y=x^2, y=cos x)

Периодическая функция ― функция, повторяющая свои значения через какой-то ненулевой период, то есть не меняющая своего значения при добавлении к аргументу фиксированного ненулевого числа (периода).(Пример:Все тригонометрические функции)

Наименьшим положительным периодом функции называется такое число T, что T - период f, и ни одно положительное число, меньшее T, периодом f уже не является.

14)Основные характеристики ф-ий

Основные свойства функции.

1. Четность и нечетность

Функция называется четной, если
– область определения функции симметрична относительно нуля
– для любого х из области определения f(-x) = f(x)

Уравнение прямой на плоскости - student2.ru

График четной функции симметричен относительно оси 0y

Функция называется нечетной, если
– область определения функции симметрична относительно нуля
– для любого х из области определения f(-x) = –f(x)

Уравнение прямой на плоскости - student2.ru

График нечетной функции симметричен относительно начала координат.

2.Периодичность

Функция f(x) называется периодической с периодом Уравнение прямой на плоскости - student2.ru , если для любого х из области определения f(x) = f(x+Т) = f(x-Т).

Уравнение прямой на плоскости - student2.ru

График периодической функции состоит из неограниченно повторяющихся одинаковых фрагментов.

3. Монотонность (возрастание, убывание)

Функция f(x) возрастает на множестве Р , если для любых x1 и x2 из этого множества, таких, что x1 < x2 выполнено неравенство f(x1)< f(x2).

Уравнение прямой на плоскости - student2.ru

Функция f(x) убывает на множестве Р , если для любых x1 и x2 из этого множества, таких, что x1 < x2 выполнено неравенство f(x1) > f(x2).

Уравнение прямой на плоскости - student2.ru

4. Экстремумы

Точка Хmax называется точкой максимума функции f(x) , если для всех х из некоторой окрестности Хmax , выполнено неравенство f(х) Уравнение прямой на плоскости - student2.ru f(Xmax).

Значение Ymax=f(Xmax) называется максимумом этой функции.

Уравнение прямой на плоскости - student2.ru

Хmax – точка максимума
Уmax – максимум

Точка Хmin называется точкой минимума функции f(x) , если для всех х из некоторой окрестности Хmin , выполнено неравенство f(х) Уравнение прямой на плоскости - student2.ru f(Xmin).

Значение Ymin=f(Xmin) называется минимумом этой функции.

Уравнение прямой на плоскости - student2.ru

Xmin – точка минимума
Ymin – минимум

Xmin, Хmax – точки экстремума
Ymin, Уmax – экстремумы.

5. Нули функции

Нулем функции y = f(x) называется такое значение аргумента х , при котором функция обращается в нуль: f(x) = 0.

Уравнение прямой на плоскости - student2.ru

Х123 – нули функции y = f(x).

15)Последовательность и ее св-ва

Задание числовой последовательности

Определение. Занумерованный ряд чисел a1, a2, a3, …, an, … называется числовой последовательностью.

Наиболее простой способ задания последовательности – это ее задание с помощью формулы общего члена, т. е. формулы, явно выражающей зависимость n-ого члена последовательности от n.
Например, формула an = 2n задает последовательность четных чисел 2, 4, 6, 8, … .
Другим важным способом задания последовательности является так называемый рекуррентный способ, при котором задается выражение, связывающее n-ый член последовательности с одним или несколькими предыдущими. Слово рекуррентный происходит от латинского слова рекурсия, что означает возврат. Вычисляя новый, очередной член последовательности, мы как бы возвращаемся назад, к уже вычисленным, предыдущим членам.

Примеры
1. Рекуррентное соотношение an = an – 1 + 2 вместе с условием a1 = 1 задает арифметическую прогрессию с первым членом 1 и разностью 2: 1, 3, 5, 7, … . Это последовательность нечетных чисел.
2. Рекуррентное соотношение an = 2an – 1 вместе с условием a1 = 1 задает геометрическую прогрессию с первым членом 1 и знаменателем 2: 1, 2, 22, 23, … . Это последовательность степеней двойки, начиная с нулевой степени.
Кстати, иногда члены последовательности удобно нумеровать с нуля, или вообще выбирать другой способ нумерации.
3. Рекуррентное соотношение an = an – 1 + an – 2 вместе с условием a0 = 0, a1 = 1 задает последовательность чисел Фибоначчи: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, … .

Последовательность может быть задана словесным описанием, в котором определяется процесс построения членов последовательности.
Например, описание «пусть an – это n-ое простое число» задает последовательность 2, 3, 5, 7, 11, 13, …, члены которой берутся из таблицы простых чисел или вычисляются каким-либо другим способом (например, с помощью решета Эратосфена).
Последовательность является дискретным вариантом понятия функции. В отличие от привычной функции типа y = f(x), аргумент которой x определен на некотором числовом промежутке, последовательность а1, а2, …, … можно считать функцией, аргумент которой n принимает дискретный ряд значений n = 1, 2, 3, … . Часто ее n-ый член можно выразить как значение некоторой обычной функции y = f(x) для x = n: an = f(n).

  Начало формы
  a0   d    
an =   +   n
 
 
 
a =

Конец формы

  Начало формы
an =   an-1 +  
a0 =
 
 
 
a =

Конец формы

Упражнение. Используя инструмент, выполните следующие задания.

1. Постройте явное (динамическая модель слева) и рекуррентное (динамическая модель справа) описание последовательности 1, 2, 3, 4, 5, ....

2. Постройте явное и рекуррентное описание последовательности -3, -1, 1, 3, 5, ....

3. Постройте рекуррентное описание последовательности 1, 2, 4, 8, 16, ....

4. Постройте рекуррентное описание последовательности 1, 2, 5, 14, 41, ....

Наши рекомендации