Взгляды некоторых других авторов на значение интерпретации манифестного сновидения
Пауль Федерн (Federn, 1914, 1932, 1933, 1934) внимательно изучает сновидения в отношении открыто проявляющихся в них ощущений эго, разделяя при этом физические и психические ощущения и особо выделяя значимость первых. Позднее, когда он начинает выражать свое мнение в соответствии с различиями, вытекающими из структурной теории, его взгляды приобретают большую ясность, но одновременно становится очевидно, что его идеи относительно эго немного иные и более или менее феноменологически обусловлены (Jacobson, 1954; Fliess, 1953; Kohut, 1966). Так или иначе, он подчеркивает роль манифестного сновидения в процессе интерпретации и именно ощущению эго (нам предпочтительнее назвать это «ощущением «я»; Fliess, 1953) он отводит весьма существенную функцию. Он считает его указателем «модальности», то есть позиции, занимаемой эго и выражающейся такими вспомогательными глаголами, как: «быть способным», «иметь разрешение», «хотеть» и так далее. По моему мнению, это абсолютно правильно, но все же принимать во внимание только психические или физические ощущения эго — значит сильно ограничивать аналитическую работу: потенциальными отправными точками для заключений должны быть и другие аспекты роли сновидца в сновидении.
Френч (French, 1937a,b, 1952; French и Fromm, 1964; см. также обзоры Kanzer, 1954; Joffe, 1965; Noble, 1965) в своих работах демонстрирует поразительное развитие идеи становления собственной позиции в отношении интерпретации сновидений. В своих ранних статьях он еще твердо
[249]
придерживается обычных психоаналитических взглядов, хотя и проявляет большой интерес к явному содержанию сновидения и демонстрирует, как появляющиеся в нем образы раскрывают отношение сновидца к выражаемым проблемам. Он считает изменения представлений ключевой фигуры в ходе анализа индикаторами процесса излечения, например, если такая фигура вначале представлена неодушевленным предметом, а позднее появляется в образе самого пациента. Однако в дальнейшем развитии своих представлений Френч все больше отходит от общепринятых психоаналитических мнений. Самая выдающаяся его идея состоит в том, что работу сновидения следует понимать как форму разрешения проблем, а этот взгляд совершенно отличен от формулировки Фрейда (1925а: 127).
Говорится, что работа сновидения олицетворяет такой тип «практического и эмпатического мышления», который мы не должны путать с вербальным мышлением. Френч (French, 1964: 163 и далее) считает, что свободные ассоциации являются «продуктом дезинтеграции вербального мышления сновидца». Он полагает, что способен понять значение сновидения посредством другого типа мышления: интуиции, здравого смысла и эмпатии. Иоффе (Joffe, 1965), комментируя Френча и Фромма (French и Fromm, 1964), правильно отмечает, что «читатель может забыть, что сновидение является образом восприятия,... а также галлюцинацией, возникающей во время сна». Френч пытается втиснуть все явления в рамки рационального (то есть понятного на языке повседневного мышления), свести их к «когнитивной структуре»; при этом он пренебрегает примитивными и эксцентричными характеристиками, показанными еще Фрейдом. Упускается из виду произвольный, случайный характер явного сновидения, роль «дневных отпечатков» в его формировании (см. также Fisher, 1957; Fisher и Paul, 1959; Kubie, 1966).
Хотя подход Френча включает многие элементы, с которыми я согласен — в том числе его точку зрения на роль участия сновидца в сновидении (1964 :38 и далее), — по моему мнению, он напрасно игнорирует многие руководящие принципы и интуитивные представления психологии
сновидений Фрейда и сводит интерпретацию к функции эмпатии, интуиции и здравого смысла. Знаменательно также, что в обоих описываемых им случаях (Френч 1952, 1953; French и Fromm, 1964) представлены довольно грубые личности. Однако следует признать, что он приложил немало усилий, чтобы обосновать свой метод интерпретации (French и Fromm, 1964).
Хотя Саул (Saul, 1953, 1966; Saul и Curtis, 1967; Saul и Fleming, 1959; Sheppard и Saul, 1958) провел весьма проницательный анализ манифестного содержания сновидения, обращая наше внимание на связь роли «я» в сновидении с эго-функциями (включая защиты) — а именно, того, каким образом эта роль отражает структуру личности пациента — впечатления о том, что его наблюдения использовались для формулировки правил методики интерпретации,не создается.
Однако можно сказать, что мысли этих трех авторов — особенно Федерна, но также и Френча, и Саула, — в значительной мере близки моим целям.
Вторичная переработка
Когда мы обратим наше внимание на структуру и изложение сновидения, перед нами предстанет то, что Фрейд назвал «sekundäre Bearbeitung». В действительности этот аспект работы сновидения нередко рассматривается как второстепенная функция. Сам Фрейд высказывается по этому вопросу неопределенно — факт, заметный в английских переводах.
Первоначально (Brill, 1913) употреблялся термин «вторичное развитие»; позднее (Стрэйчи (Strachey)) его изменили на «вторичную переработку»; выражение, упрочивающее впечатление, что мы имеем дело с функцией, вступающей в дело только после завершения сновидения. Вот некоторые из утверждений Фрейда: «Только одна часть сновидения работает, причем та, что действует нерегулярным образом, обрабатывая материал частично пробудившейся,
[251]
бодрствующей мыслью...» (1900: 507); и «Мы скорее должны предположить, что с самого начала [работы сновидения] требования этого второго фактора составляют условие сна, и что это условие, как и те, что диктуются конденсацией, цензурой и воспроизводимостью, действует на массу представленного в мыслях сновидения материала одновременно в управляющем и избирательном смысле» (1900: 499). Но опять же: «в целях нашей [выделено Фрейдом] интерпретации остается существенно важным правилом — не принимать во внимание мнимую последовательность сновидения в связи с сомнительностью ее происхождения» (1900: 500). Фрейд считает плавную последовательность явного содержания сновидения значимой, лишь когда «присутствующие в мыслях сновидения обусловленные желанием фантазии используются в заранее построенной форме» (1901: 667; см. 1900: 491-3). В «Новых лекциях по введению в психоанализу»1933: 21) мы находим: «вторичная переработка ... после восприятия сновидения сознанием». В «Основных принципах» устанавливается связь этой функции с еще не парализованной организацией эго, так что у меня складывается впечатление, что в конце концов «развитие» является более подходящим термином, чем «переработка».
Орлов и Бреннер (Arlow и Brenner, 1964: 133 и далее) доказывают, что в рамках структурной теории активность эго-функции как составной части работы сновидения не должна представлять никакой проблемы. Лайнки (Lincke, I960) и Ловенштейн (Loewenstein, 196l) подчеркивают возможность интерпретации фасада.
Однако далее самые последние исследования сновидений (Dement и Wolpert, 1958) с регистрацией движений глаз и вегетативных реакций показали, что мы, вероятнее всего, наблюдаем сны в форме длительных историй, уже имеющих свою структуру. Таким образом, можно предположить, что вторичная переработка представляет собой фактор, формирующий сновидение с самого начала.
Мне кажется, что в свете современных теоретических разработок можно утверждать, что статус этого фактора никак не меньше, чем у других компонентов работы сновидения. Таким образом, мы оказываемся перед любопытной ситуа-
[252]
цией: пробуем найти аспект сновидения, о сущности которого можно судить, основываясь на здравом смысле, поскольку его механизм идентичен бодрствующему мышлению. (Фрейд, 1900: 499: «очень вероятно ... следует отождествлять с активностью нашего бодрствующего мышления».)
Однако Орлов и Бреннер склонны принимать мысль «это всего лишь сновидение» только за чистую монету и считают ее исключением (Arlow и Brenner, 1964: 136, 139 пр.10). Я не вижу причин поддерживать это ограничение.
В настоящем обсуждении я не буду затрагивать другой проблематичный аспект сновидения, а именно: его оберегающую сон функцию — как бы тесно она ни была бы связана с характером манифестного сновидения. Более загадочным и важным является тот факт, что тенденции, активно вытесняемые, часто проявляются в сновидении открыто и с явным чувственным компонентом. Еще в 1900 г. Фрейд пишет, что «многим мужчинам снится половая связь с матерью». Я согласен с тем, что инцестуозные сновидения не настолько редки, чтобы считать их исключительными, но убедительного объяснения этим, явно выходящим за рамки психоаналитических взглядов на сновидение явлений, ему найти не удалось (см. Фрейд, 1925а: 132; Frosch, 1967; Stewart, 1967). Время от времени создается впечатление, что сновидец подобным образом ограждает себя от более острой и насущной опасности (см. Фрейд, 1905).