Бодрствование, сон и психоаналитическая практика
Психология сновидения, столь много давшая нам для понимания бессознательных процессов и примитивного содержания ид, оставила нас, однако, в сравнительном неведении относительно природы самого сна и его психологического значения для человека. Как психоаналитики, так и биологи почти безоговорочно считали желание спать и желание проснуться естественными потребностями человека. Здесь я могу лишь сослаться на некоторые важные исследования психоаналитиков, обративших внимание на эту сложную и полную тайн проблему, а именно: работы Джеклса (Jekels, 1945), Федерна (Federn, 1934), Гротьяна (Grotjahn, 1942) и Скотта (Scott, 1956). Для нас здесь важно отметить тот клинический факт, что наблюдения психоаналитиков за чередованием сна и бодрствования многое прояснили относительно желания вылечиться и готовности оставаться бодрствующим и продуцировать свободные ассоциации в процессе психоанализа. Особенно ценен вклад Клиффорда Скотта в понимание этой проблемы (1952, I960), ибо он применил гипотезы Джеклса, Исаковера и Федерна к непосредственному изучению ритмов сна и бодрствования в условиях психоанализа. Гипотеза Скотта заключается в следующем: «Пробуждение или умение проснуться служит свидетельством полного удовлетворения потребности во сне» (1952а). Далее, он постулировал наличие в психике «желания пробудиться», мотивирующего акт пробуждения.
Интересно сравнить исследования Скотта со взглядами Левина (1954) и Джеклса (1945). Джеклс утверждал: «Я предполагаю, что функция пробуждения присуща всем сновидениям и составляет их квинтэссенцию и их фундаментальную задачу». Левин отводил роль «пробудителя» психоаналитику. Из этого должно следовать, что в психоаналитической практике психоаналитик берет на себя одну
[53]
из функций сновидения — функцию пробуждения. Джеклс в своей чрезвычайно интересной работе, посвященной обсуждению характерных для шизофрении состояний активности эго в сновидениях и процесса засыпания, приходит к следующему заключению: «Ментальное эго дает начало возвращению эго, равнозначному пробуждению. Оно осуществляется с помощью сновидения, подобно тому, как при шизофрении это происходит с помощью галлюцинаций». Если мое предположение верно, то эго психоаналитика берет на себя эту «восстановительную» роль в отношении более регрессивных состояний серьезно больных пациентов (см. Winnicott, 1954a и b; Bion, 1958, 1959). Только в психоаналитической практике аналитик работает не через посредство галлюциноза, а с помощью толкований. Его способность интерпретировать во многом зависит от силы его эго, позволяющей произвольно контролировать предсознательную активность при работе с пациентом. Это то, что мы обычно называем эмпатией и интуицией. Таким образом, если нарциссизм сна заменяется нарциссизмом кушетки (Lewin, 1955), то функция пробуждения, присущая сновидению, достается аналитику. Именно он поддерживает пациента в бодрствующем состоянии, направляет обратное течение его аффективных процессов и придает им форму и значение с помощью своих толкований. В нашей клинической практике часты случаи, когда во время острых регрессивных состояний больных с тяжелыми нарушениями именно бодрствование и активность эго аналитика, выражающиеся в его физической бодрости и его толкованиях, стабилизируют состояние пациента и останавливают необратимую капитуляцию перед действием первичного процесса.
Мне хотелось бы вкратце привлечь здесь внимание к более серьезным и глубоким нарушениям характера и субъективной картины сна и сознания у определенного типа шизоидных регрессивных пациентов. Часто обнаруживается, что эти пациенты, демонстрирующие в своем явном поведении маниакальную гиперактивность или крайние формы инертности и апатии, только тогда обретают возможность засыпать без чувства тревоги, когда привыкают полагаться на
[54]
присутствие бодрствующего аналитика, его активность в условиях психоанализа, и тем самым начинают зависеть от него. Только тогда они могут проснуться в таком эмоциональном состоянии, которое не запускает примитивные раскалывающие механизмы в эго. У этих пациентов лишь после восстановления такого вполне обычного ритма сна и бодрствования наблюдается возможность хороших сновидений и свободных ассоциаций.
Я предпринял это продолжительное отступление, чтобы показать, как психоаналитическая практика, утвердившись, дала возможность наблюдать те самые процессы, которые положили ей начало, а именно: желание заснуть, желание проснуться и способность видеть сны.
Отвергнув гипнотический сон в качестве терапевтического фактора и перераспределив все психические силы, действующие у сновидца в ситуации психоанализа, Фрейд сделал возможной оценку роли и функции сна и бодрствования как в терапевтической ситуации, так и в онтологическом развитии (см. Fliess, 1953; Isakower, 1938; Lewin, 1954; Federn, 1934; Gifford, 1960; Hoffer, 1952; Spitz, 1955; Scott, I960; Winnicott, 1954a и b).