Гипноз, психология сновидений и психоанализ
Стимулируемая психоанализом регрессия и ее связь с гипнозом и состояниями сна обсуждались довольно часто (см. Левин, Фишер, Гилл и Бренман, Мэклпайн, Флиесс и др.). В частности, Левин в ряде провокационных и дерзких статей обсуждает то, как изобретение психоанализа сказалось на гипнозе. Он попытался (1955) «спроецировать на психоаналитическую ситуацию и лечение «на кушетке» идею о том, что пациент как бы в некотором роде спит», и развил ее:
«Генетически ситуация психоанализа — это видоизмененная ситуация гипноза...исключение по всеобщ ему согласию сна из практики психоанализа открыло другой путь — метод свободных ассоциаций... желание быть усыпленным, привносимое пациентом в ситуацию гипноза, в психоанализе замещ ается желанием продуцировать свободны е ассоциации. П ациент ложится на куш ет-ку не для того, чтобы заснуть, а для того, чтобы ассоциировать. ...Н арциссизм сна ...совпадает с нарциссизм ом пребывания на куш етке.Явное содержание сновидения совпадает с явным психоаналитическим материалом*.
... То, что конструируется во сне, следует сравнивать с тем, что конструируется процессом психоанализа».
Левин, следуя (в благоразумных пределах) примеру Ранка, видит в этом регрессивном повторении «прямое переживание того, что переживалось в младенчестве». Однако он (так же, как Крис) отмечает, что «и здесь сосредоточение на толковании содержания и на мире сновидений отвлекает нас от проблемы сна и от рассмотрения субъекта
* Под «явным психоаналитическим материалом» подразумеваются те проблемы и симптомы пациента, с которыми работает психоаналитик, иными словами, жалобы пациента. Прим. ред.
[50]
психоанализа как частично спящего или сновидца. ... Пациент на кушетке prima facie* является невротической личностью и лишь между прочим — сновидцем».
В психоаналитической литературе часто рассматриваются три аспекта сна:
1. Сон как биологическая потребность (Фрейд (1900-1917). Тогда функция сновидения состоит в поддержании сна.
2. Сон как регрессивная защитная реакция в процессе психоанализа, направленная против импульсов агрессивности, мазохизма и покорности, угрожающих равновесию защитных механизмов эго (см. Bird (1954); Ferenczi (1914); Stone (1947) и др.).
3. Регрессия во сне как процесс вычленения онтологических стадий детского развития и первичной зависимости младенца от материнской груди (Isakower (1938); Lewin (1955); Spitz (1955) и др.).
Соотношению между желанием спать с его производной регрессивной защитой с одной стороны, и желанием вылечиться с его эго-катексисами сознания (самовосприятия) с другой стороны, уделялось мало внимания. Левин (1955), рассматривая развитие психоаналитической практики из лечения гипнозом, справедливо отмечает:
«Именно во время перехода от лечения гипнозом к катарсису и психоанализу невротический пациент превратился из гипнотизируемого субъекта в поверителя, а терапевт pan passu** стал психоаналитиком. ... Волшебник-усыпитель стал доверенным лицом, и на историческую сцену вышел психоанализ. ... В итоге психоаналитик стал тем, кто пробуждает».
По моему мнению, мы пока еще не полностью оценили значение этого очень важного преобразования роли терапевта: из гипнотизера он превращается в «того, кто пробуждает» (Lewin, 1955). Когда Фрейд стал учитывать
* С первого взгляда, по первому впечатлению (лат.). — Прим. перев.
** Одновременно (лат.). — Прим. перев.
[51]
сопротивление пациента, вместо того, чтобы убирать его чудодейственным образом с пути при помощи гипнотического сна, он положил начало новому процессу в развитии человеческого сознания: процессу, устраняющему разрыв между сознанием и бессознательным. Уверовав в то, что потенциал сотрудничества в эго пациента при лечении не исчерпывается простым желаним быть загипнотизированным, и опираясь на наблюдения самоанализа, он создал психоаналитический метод, благодаря которому пациент с помощью аналитика может стать настолько же открытым и восприимчивым, как он открыт и восприимчив во сне к сновидениям или в гипнотическом состоянии к подавленному содержанию. Если выразиться несколько туманно, в то время как смысл гипнотической терапии заключался в том, чтобы вызвать «состояние видения сна», а затем ознакомить пациента с его содержанием (а именно: пациента вводили в состояние гипноза, чтобы он «видел сон», а на заключительной стадии сеанса будили и помогали вспомнить «сновидение», увиденное под гипнозом), в новой, видоизмененной процедуре психоанализа аналитик помогает сознательному эго пациента восстановить подавленное и бессознательное. Как только Фрейд заменил гипнотический сон — основной инструмент терапевтического процесса — сознательным воспоминанием с сопутствующими ему сопротивлениями эго ослаблению механизмов подавления, изменилась и сама сущность терапевтической практики, и роль психоаналитика. Психотерапии стали подвластны новые области психической деятельности. Например, то, что ранее рассматривалось только как запретительный фактор цензуры в структуре сновидения (Freud, 1900). Со временем это дало нам глубокое понимание патогенных функций архаичного и садистского суперэго при тяжелых невротических расстройствах личности.
[52]