Конфликт как социальный феномен в жизни общества
Социальные конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Весь процесс функционирования общества состоит из конфликтов и консенсусов, согласия и противоборства. Социальная структура общества с ее жесткой дифференциацией различных классов, социальных слоев, групп и отдельных индивидов представляет неиссякаемый источник конфликтов. И чем сложнее социальная структура, чем более дифференцировано общество, чем больше в нем свободы, плюрализма, тем больше несовпадающих, а порой и взаимоисключающих интересов, целей, ценностей и, соответственно, больше источников для потенциальных конфликтов. Но одновременно в сложной социальной системе существуют и механизмы успешного разрешения конфликтов. Поэтому проблема любого общества и социальной общности состоит в том, чтобы не допустить (максимально снизить) негативные последствия конфликта, использовать его для позитивного решения возникших проблем.
Конфликт (от латинского — confliktus) означает столкновение сторон, мнений, сил. Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы жизни: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки, властные полномочия, статусно-ролевые различия в социальной структуре, личностные (эмоционально-психологические) различия и т. д. Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т. е. действия, направленные друг против друга.
В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.
Противоборство может быть более или менее интенсивным и более или менее насильственным. «Интенсивность означает вкладываемую участниками энергию, и вместе с тем социальную важность отдельных конфликтов»[1]. Форма столкновений — насильственная или ненасильственная — зависит от множества факторов, в том числе и от наличия реальных условий и возможностей (механизмов) ненасильственного разрешения конфликта и целей, преследуемых субъектами противоборства.
Итак, социальный конфликт — это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.
Понятия «субъект и участник» конфликта не всегда тождественны. Субъект — это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. Участник конфликта может сознательно (или не вполне сознавая цели и задачи противостояния) принять участие в конфликте, а может случайно или помимо своей воли быть вовлеченным в конфликт. В ходе развития конфликта статусы участников и субъектов могут меняться местами.
Также необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта. Последние представляют определенные силы, преследующие в чужом конфликте свои интересы.
Косвенные участники могут:
а) провоцировать конфликт и способствовать его развитию;
б) содействовать уменьшению интенсивности конфликта или
полному его прекращению;
в) поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновременно. Косвенные участники конфликта составляют определенную часть окружающей социальной среды, в которой протекают конфликты. Поэтому социальнаясредаможет выступать либо катализатором, либо сдерживающим или нейтральным фактором развития конфликта.
В терминологии конфликта менеджеры часто используется понятие «сторона конфликта», предполагающее включение как прямых, так и косвенных участников конфликта. Иногда косвенных участников называют третьей стороной или третьим участником. Субъекты и участники социального конфликта могут иметь различные ранги, статусы и обладать определенной силой.
Ранг в переводе с немецкого — звание, чин, разряд, категория. В социальной конфликтологии он определяется по принципу высший — низший и предполагает позицию, занимаемую одним из субъектов конфликта по отношению к противоборствующей стороне. Авторы книги «Внимание: конфликт!» предложили следующий способ определения рангов оппонентов (субъектов конфликта):
Оппонент первого ранга — человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий свои собственные интересы.
Оппонент второго ранга — отдельные индивиды, защищающие
групповые интересы.
Оппонент третьего ранга — структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп.
Высший ранг — государственные структуры, выступающие от
имени закона!.
В реальном конфликте каждая из сторон стремится понизить ранг противника и повысить свой собственный. Например, прокурор, имеющий высокий ранг государственного обвинителя, уличенный во взятках, может перейти в ранг частного лица, преследующего свои интересы. А обвиняемый прокурором индивид — стать одной из многих жертв недобросовестного обвинителя и тем самым значительно повысить свой ранг в юридическом конфликте. Некоторые исследователи (А. В. Дмитриев, В. Н. Кудрявцев, С.В. Кудрявцев) считают, что введение в конфликтологию понятия ранги оппонентов непродуктивно. Такое мнение не вполне обосновано, так как на уровне подсознания, в своих субъективных оценках, на уровне общественного мнения участники конфликта «наделяются» определенными рангами, хотя с юридической точки зрения для этого и нет оснований.
Социальный статус— это общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Статус может оказывать значительное влияние на положение (позицию) того или иного субъекта и участника в реальном конфликте. Например, статус депутата Государственной Думы или Совета Федерации гарантирует депутатскую неприкосновенность. Статус беженца предполагает определенные политические, экономические и другие льготы. Статус матери может быть учтен при определении меры наказания за правонарушения и т. д.
Силав социальном конфликте — это возможность и способность сторон конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию противника (оппонента). Она включает всю совокупность средств и ресурсов, как непосредственно задействованных в противоборстве, так и потенциальных. Пока конфликт находится в стадии зарождения, его потенциальные субъекты имеют лишь примерное представление о реальной силе противоположной стороны и о возможной реакции окружающей среды на предполагаемый конфликт. Только с началом конфликта и в ходе его развития информация о силе сторон становится более полной.
Окружающая среда — один из элементов в структуре социального конфликта. Она состоит из физической среды (географических, климатических, экологических и других факторов) и социальной среды (определенных социальных условий, в которых развивается конфликт).
Одним из непременных элементов конфликта является объект,т. е. конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Все объекты подразделяются на три вида[2]:
1-Объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть ими совместно с кем-либо невозможно.
2-Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта.
3-Объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть совместно. Это ситуация «мнимого конфликта».
Определить объект в конкретном конфликте далеко не просто. Субъекты и участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут скрывать, маскировать, подменять искомые мотивы, побудившие их к противоборству. Например, в политической борьбе объектом конфликта является реальная власть в обществе, но каждый из субъектов политического противоборства старается доказать, что основной мотив его конфликтной активности — стремление добиться максимально возможных благ для своих избирателей.
Манипуляция объектом способна принести значительные выгоды одной из сторон и существенно осложнить положение другой. Например, человек, совершивший убийство, может быть оправдан судом, если защита докажет, что ее подзащитный вынужден был применить оружие в целях самообороны. Трудности в нахождении действительного объекта конфликта возникают в сложных конфликтах, когда одни противоречия накладываются на другие, или одни причины конфликта подменяются другими. Иногда и сам субъект конфликта не в полной мере осознает реальные мотивы противоборства. Например, в конфликте между руководителем и подчиненным может сложиться ситуация:
1-Руководитель обвиняет подчиненного в нежелании работать с
необходимой отдачей;
2-Подчиненный обвиняет руководителя в предвзятом отношении
к нему лично;
3-Реальная причина конфликта, возможно, заключается в том, что
подчиненный не обладает необходимым объемом знаний и умений
для выполнения поставленных перед ним задач.
Выявление основного объекта — непременное условие успешного решения любого конфликта. В противном случае он или не будет решен в принципе (тупиковая ситуация), или будет решен не в полной мере, и во взаимодействии субъектов останутся тлеющие угли для новых столкновений.
По проблемам классификации социальных конфликтов среди исследователей нет единой точки зрения. Автор пособия солидарен с В. И. Сперанским, который предлагает определять основные виды конфликтов в зависимости от того, что берется за основание классификации. Если за основание берутся особенности сторон, то можно выделить конфликты: межличностные, между личностью и группой, внутригрупповые, между малыми и большими социальными общностями, межэтнические и межгосударственные. Если за основание классификации берутся сферы общественной жизни, то можно говорить о политических, экономических, идеологических, социальных, юридических, семейно-бытовых, социокультурных и т. д. конфликтах.
В зависимости от мотивации конфликта, исследователи выделяют три блока социальных конфликтов:
1)возникающих в связи с распределением властных полномочий и позиций;
2)по поводу материальных ресурсов;
3)по поводу ценностей важнейших жизненных установок.
Интересную схему перекрестного анализа движущих сил конфликта и сфер жизнедеятельности предложил А. Г. Здравомыслов[3]. Движущие силы конфликта, в зависимости от мотивации, он обозначил через потребности, интересы и ценности (см. табл. 1.1.)[4].
Таблица 1.1
Перекрестный анализ движущих сил конфликта
и сфер жизнедеятельности
Движущие Силы | Сферы жизнедеятельности | ||
экономика | политика | духовная жизнь | |
Потребности | Варианты использования ресурсов | Варианты самоорганизации | Человек: рациональный-эмоциональный |
Интересы | Институт распределения | Интеграция раскол | Тип культур |
Ценности | Ориентация на рынок-государство | Власть, как средство или самоцель | Интеграция высших ценностей |
Типологию социальных конфликтов, учитывающую как тип рассогласования, так и характер взаимоотношений между участниками конфликта предлагает В.Н. Амелин (см. табл. 1.2)[5].
Один и тот же вид конфликта может вовлекать в противоборство самые различные уровни сторон. Например, конфликты по поводу властных полномочий, материальных ресурсов или ценностных ориентации могут возникать на уровне и межличностного, и межгруппового, и межгосударственного взаимодействия людей. В процессе возникновения и развития один вид конфликта может накладываться на другой, образуя сложные конфликты, состоящие сразу из нескольких видов.
Таблица 1. 2
Типология социальных конфликтов
Форма конфликта | Участники | ||
межличностные | межгрупповые | Институциональные | |
Ролевые | + | + | - |
Административные | _ | + | + |
Политические | _ | + | + |
Существуют также сложные конфликты, в которых одновременно взаимодействуют (содействуют, противодействуют) интересы разных сторон и разных типов конфликтов. При этом одна сторона может быть в содружестве с другой стороной, в коалиции с третьей, в жестком конфликте с четвертой, в нейтралитете с пятой, в антагонизме с шестой, а шестая в антагонизме со второй и т. д.
Социальные конфликты в зависимости от форм, методов и интенсивности противодействия, подразделяют на насильственные и ненасильственные, более интенсивные и менее интенсивные, открытые и закрытые (латентные). В зависимости от времени протекания — затяжные и быстротечные. В зависимости от масштабов распространения — локальные и широкомасштабные.
С учетом мотивации конфликта и субъективных восприятий ситуации выделяют виды конфликтов:
1.Ложный конфликт — субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин нет;
2.Потенциальный конфликт — существуют реальные основания
для возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе в силу
тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще
не осознали ситуацию как конфликтную;
3.Истинный конфликт — реальное столкновение между сторонами. В свою очередь, истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды:
- конструктивный — возникший на основе реально существующих между субъектами противоречий;
-случайный — возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств;
-смещенный— возникший на ложном основании, когда истинная
причина скрыта. Например, студент, недовольный низкой оценкой своих знаний, ищет любой повод, чтобы вступить в конфронтацию с экзаменующим преподавателем;
-неверно приписанный конфликт — это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта, находится за «кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношение. Например, человека обвиняют впреступлении, которое он не совершал.
Если за основание классификации берется психическое состояние сторон и соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то конфликты делят на рациональные и эмоциональные. В зависимости от целей конфликта и его последствий, конфликты подразделяют на позитивные и негативные, конструктивные и деструктивные.