Теоретические основы социально-экономических механизмов упраления организационными конфликтами
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
по специальности 100103 – Социально-культурный сервис и туризм
специализация: курортный сервис
тема:«Управление социально-экономическими конфликтами в организации»
(на примере ЗАО Санатория «Зорька»)
Cтудент (ка) группы 10-ЗСТ_______________Балаева (подпись) Ксения Абасовна
Руководитель _____________________ к.э.н. доцент
(подпись) Зеленская
Ольга Александровна
Работа допущена к защите ________________ д.м.н., д.э.н.,
(подпись) профессор
Ветитнев Александр
Михайлович
«_____»____________2015 г.
Сочи, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
стр
ВВЕДЕНИЕ | |||
1. | Теоретические основы социально-экономических механизмов управления организационными конфликтами | ||
1.1. | Конфликт как социальный феномен в жизни общества | ||
1.2. | Основные стадии развития конфликта | ||
1.3. | Организационный конфликт как объект социально-экономического управления в организации | ||
2. | Диагностика конфликтов и общие подходы к управлению конфликтами в организации на примере ЗАО Санатория «Зорька» | ||
2.1. | Организационно-экономическая характеристика ЗАО Санатория «Зорька» | ||
2.2. | Конфликтогенная среда ЗАО Санатория «Зорька» | ||
2.3. | Социально-экономические возмущения и методы их устранения | ||
3. | Совершенствование технологий управления организационными конфликтами в организации санаторно-курортного типа | ||
3.1. | Состав, содержание и особенности механизмов управления социально-экономическими конфликтами | ||
3.2. | Формирование службы управления персоналом в ЗАО Санатории «Зорька» | ||
3.3. | Показатели результативности применения социально-экономических механизмов управления конфликтами в организации (на примере ЗАО Санатория «Зорька») | ||
Заключение | |||
Литература | |||
Приложения |
ВВЕДЕНИЕ
С переходом кэкономики глобального типа произошли существенные изменения в системе управления организации сферы сервиса и туризма. При этом, кадровый менеджмент в ней является довольно новой областью, которая все еще пребывает на этапе становления, пытаясь занять свое место в управленческой структуре. Следует отметить, что экономическое мышление и общественное сознание в сфере управления персоналом организаций санаторно-курортного типа развивается крайне медленно и на многих предприятиях, зачастую, сохраняются сложившиеся за годы применения административно-командных методов управления стереотипные подходы к решению вопросов в этой области.
Однако, в последнее время становится все более очевидным, что нельзя достичь стабильного предпринимательского успеха в области санаторно-курортной деятельности, оставаясь в рамках прежней системы управления персоналом. Необходимо кардинально изменить отношение к данной сфере и выработать прогрессивные подходы к управлению персоналом. Несовершенство организации работы кадровых служб санаторно-курортных организацийнаряду с потребностью в современных и эффективных подразделениях по работе с персоналом, а так же имеющийся отрыв теории от фактического состояния служб требует пересмотра места и роли менеджмента в управлении организациями курортного сервиса.
Современная социально-экономическая обстановка в стране характеризуется неопределённостью целевых установок, криминализацией экономики и власти, что предопределяет насыщенность общества разрушительными конфликтами. Они трансформируются, активизируются, интенсифицируются в конкретных организациях сферы туризма и сервиса, снижая их социально-психологическую стабильность, конкурентную способность, производительность труда. На производственную организацию воздействует множество различного рода внешних и внутренних факторов, обусловливая неопределенность, социальную взрывоопасность конфликтов. Взаимодействие внутренних и внешних вызовов, усиление конфликтных взаимодействий во всех сферах общественной жизни определяют многофакторную природу конфликтов в российских организации отрасли туризма в целом и санаторно-курортного сервиса в частности. Разнотипные конфликты стимулируют и усиливают друг друга, что вызывает дополнительный эффект синергетического свойства. Как показывает практика, разрешение негативных социальных конфликтов в организациях, связанных с отдыхом и туризмом в настоящее время невозможно лишь одними административными воздействиями. Необходимо целенаправленное использование всей системы социальных механизмов. В этой связи, нужна разработка новых теоретических конструкций и эффективных практических мер менеджмента для управления организационными конфликтами.
Актуальность рассматриваемой темы обусловленаво-первых, обострением социальной напряженности на предприятиях сферы туризма и сервиса различных форм собственности и сфер деятельности, выразившемся в росте числа трудовых конфликтов между работниками и работодателями; во-вторых, неготовностью к проявлениям открытой конфронтации самих субъектов противостояния; в-третьих, отсутствием действенного социально-экономического инструментария менеджмента по отношению к конфликтам в социально-трудовой сфере санаторно-курортной организации.
Так, теоретические и методологические основы управления организационными конфликтами, исследовали российские ученые: А.Я. Анцупов,А.Г. Большаков, В.В. Василькова, А.В. Вишневская, А.А. Деревянченко, Причины возникновения конфликтов в организациях - В.А. Антропов, А.В. Пиличев, М.Ю. Несмелова.
Показатели экономической результативности управления конфликтом - Е.М. Емельянов, А.М. Кацва, П.Д. Павленюк, П.Э. Шлендер и другие.
Анализ вышеуказанных исследований позволил нам сделать вывод, что в настоящее время в практике российского менеджмента сложилось реальное противоречие между необходимостью противодействовать негативным конфликтным взаимоотношениям в организации и низкой степенью использования механизмов менеджмента в процессе управлении конфликтами. В этой связи, выдвигается гипотеза: основными условиями разрешения этого противоречия являются: разработка новых путей управленческого воздействия силами и средствами социальных и экономических механизмов на конфликты с целью минимизации негативных как социальных, так и экономических последствий.
Объектом исследования дипломной работы выступают конфликты на предприятии, занятого в сфере санаторно-курортного бизнеса.
Предмет исследования– управленческие отношения, возникающие в процессе использования механизмов менеджмента для решения организационных конфликтов на исследуемом предприятии.
Целью написания дипломной работыявляется –изучение теоретических основ современной конфликтологии организации и разработка путей совершенствования социально-экономических механизмов управления организационными конфликтами в рамках лечебно-оздоровительного предприятия.
Для успешного достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
- изучить сущность и особенности организационных конфликтов;
- исследовать природу и структуру конфликтов в организации, а также существующие механизмы управлении организационным конфликтом;
- на основе экспертного и следования выявить показатели напряженности в исследуемой организации и определить эффективность применяемых социально-экономических механизмов управления возникающими конфликтами;
- разработать и предложить пути совершенствования социально-экономических механизмов управления конфликтами в организации.
Теоретическую и эмпирическую базу исследования составили: научные труды в области менеджмента и управления персоналом отечественных и зарубежных учёных по проблемам социально-экономического управления конфликтами; данные экспертных исследований; материалы социологического исследования, проведенного автором в 2014-15 годах на предприятии ЗАО Санатория «Зорька»(численность работающих - 200 человек), а также статистические данные, экспертные оценки, контент-анализ материалов периодической печати, различные виды наблюдений и опросов, контент-анализ, изучение документов, вторичный анализ результатов социологических исследований.
Научная значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней выводы и предложения могут служить дополнением к информационному материалу по данной проблематике.
Практическая значимость дипломной работы состоит в разработке и обосновании практических рекомендаций по вопросам управления организации на исследуемом предприятии.
Структура работы.Работа состоит из 91 листа печатного текста, а именно: введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложения, а также содержит 7 рисунков, 13 таблиц, 2 формулы.
Во введении содержится оценка современного состояния проблематики рассматриваемого объекта и чётко обозначены этапные задачи работы.
Первая глава дипломной работы«Теоретические основы социально-экономических механизмов управления организационными конфликтами» описывает теоретические положения, раскрывающие сущность исследуемой проблемы, описывает виды и формы конфликтных столкновений в организации и носит обзорно-постановочный характер.
Вторая глава – аналитическая. Основой для написания аналитической части работы послужили материалы финансовой и статистической отчётности, служебная документация, результаты экспертных исследований автора. Данные материалы достаточно и достоверно отражают состояние дел, вскрывают суть проблемы и позволяют наметить пути их решения. Собранный в аналитической части работы материал иллюстрирован таблицами и рисунками, а также другими материалами, которые указываются по тексту.
Третья глава дипломной работы содержит подробное описание итогов результатов исследования, сформулированных выводов и предложений отражающих точку зрения автора.
Заключение содержит конкретно сформулированные выводы и предложения в соответствии с задачами, поставленными во введении.
Таблица 2.3
Заключение
Деятельность менеджера в общем смысле может пониматься как деятельность по организации взаимодействия между людьми. Таким образом, человеческие ресурсы коммуникации, в том числе и споры, конфликты, – являются неотъемлемой частью управленческой системы и самого процесса управления.
Одна из основных задач каждого грамотного менеджера заключается в конструктивном управлении конфликтами в целях оптимизации производительности команды и успешного достижения конечных целей. Для этого необходимо понимать условия, ведущие к конфликту, потенциальные результаты конфликта, а также различные методы борьбы с конфликтом в организационной среде.
В случае некорректного управления конфликт может быть разрушительным для производительности работников. Это может значительно снизить боевой дух команды и ухудшить процесс принятия решений, что в результате сделает его сложным, запутанным и длительным.
Каждый конфликт, возникающий внутри организации, уникален по-своему, исходя из причин его возникновения, участников, затронутых интересов и других составляющих. Стоит иметь в виду, что сфера туризма обладает своей спецификой, что также накладывает отпечаток на конфликтные ситуации.
Важно понимать, что в некоторых ситуациях в качестве источника конфликта может выступать и сам руководитель. Причиной конфликта могут стать и стиль руководства, взаимодействия с подчиненными, злоупотребление властными полномочиями и др.
Внутри организации важно уделять внимание созданию атмосферы сотрудничества, участия и открытости, а также ее поддержанию. Это благотворно отразится на всех членах коллектива, в частности, на их коммуникациях между собой.Зачастую возникший конфликт усиливается вследствие того, что сами участники игнорируют возможности для обсуждения проблемы. Кроме того, видение проблемы у разных участников не совпадает, поскольку каждый индивид оценивает факты и события со своей точки зрения.
Для разрешения конфликтной ситуации необходимо добиться совместной работы противоборствующих сторон. Руководитель в процессе переговоров может брать на себя различные роли: медиатора, посредника, арбитра, модератора.Знание типологии конфликтов, стилей поведения в конфликте, методик разрешения конфликтной ситуации представляется необходимым не только для руководителей структурных подразделений, но и для специалистов психологической службы персонала административной организации.
В связи с этим возможно создание и внедрение специального Свода правил поведения, который устанавливал бы нормы поведения в процессе разрешения конфликта. Необходимо прописать, как организовать переговоры конфликтующих сторон, для того чтобы они смогли в спокойной обстановке аргументировать свои позиции, объяснить свое видение проблемы и попытаться найти оптимальное решение для разрешения ситуации (самостоятельно или при участии руководителя).Необходимо обозначить права каждой стороны, а также определить возможные варианты поведения, которые будут способствовать конструктивному обсуждению данной ситуации.Разработка такого «Свода правил», а также внедрение его среди руководителей административной организации и мониторинг за его исполнением представляется необходимым для повышения эффективности деятельности предприятий занятых в системе оказания санаторно-курортных услуг РФ.
Если подробнее говорить о выводах, следующих из разработки проекта концепции политики по управлению внутриорганизационными конфликтами (как части кадровой политики), то необходимо отметить, что целесообразно создать систему управления персоналом организации и иметь позицию штатного психолога для его последующего включения также в состав комиссии при приеме на работу новых кандидатов. Необходимо разработать методику психологического тестирования кандидатов и выявления их личностных особенностей, целесообразно проводить интервью с кандидатом. Важно также консультировать руководителей структурных подразделений ЗАО Санатории «Зорька» относительно выбора стиля руководства и взаимодействия с подчиненными.
Необходимо уделить особое внимание разработке профессиограмм для подробного разъяснения должностных обязанностей персонала (с указанием источников ресурсов и других составляющих). Целесообразным представляется создание и внедрение специального Свода правил поведения в конфликте, который устанавливал бы нормы поведения в процессе разрешения конфликта.
Рекомендуется уделить внимание созданию и внедрению информационных материалов по вопросам управления конфликтами в организации сферы обслуживания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). - Консультант Плюс.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 28 октября 2014 г.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.12.2013 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2014).).
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегияя, организация, процесс / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – Учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2013.
5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп./ И.Н. Герчикова. - М.: Конфликтология; ЮНИТИ, 2013.
6. Гришина В.А. Методика оценки влияния системы мотивации на качество продукции промышленного предприятия: алгоритм проведения/ В.А. Гришина // Производственный менеджмент. – 2010. – № 3.
7. Дафт Р. Менеджмент /пер. с англ. – СПб.: Питер, 2011. – 832 с.
8. Дракер, П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке : пер. с англ. М.: Вильямс, 2012.
9. Дракер, П.Ф. Практика менеджмента: пер. с англ. М.: Вильяме, 2010.
10. Дятлов В.А. Мотивация трудовой деятельности: учеб. Пособие / В.А. Дятлов. М. : ИНФРА-М, 2010. 449 с.
11. Егоршин А.П. Управление конфликтами / А.П. Егоршин. - Н. Новгород: «НИМБ», 2010.
12. Замфир К. Управление конфликтами / К. Замфир. – М.: Политиздат, 2010. -141 с.
13. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. – 512 с.
14. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Уч./ Н.И. Кабушкин. - Минск: НПЖ «ФУА», ЗАО «Экономпресс», 2010.
15. Каверин С.Б. Мотивация труда / С.Б. Каверин.- М.: Изд-во Института психологии РАН, 2010.- 224 с.
16. Казначевская Г.Б. Менеджмент: Уч. пос./ Г.Б. Казначевская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011
17. Карпов А.В. Психология менеджмента / А.В. Карпов.- М.: 2010.- 584 с.
18. Кибанов А.Я. Мотивация трудовой деятельности : учеб. Пособие / А.Я. Кибанов. - Самара: Самар. гос. экон. ун-т, 2010. 332 с.
19. Комарова Н.Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы / Н.Н. Комарова // Человек и труд.- 2012.- № 10.- С. 45–47.
20. Котлер Ф. Управление конфликтами – менеджмент / Ф. Котлер. - СПб.: Питер Ком, 2010.
21. Крупинина Н.Н. Оценка деятельности – ключевой вопрос кадровой политики банка / Н.Н. Крупинина // Деньги и кредит. - 2013. - №8. - С.23-25.
22. Крылов А.А. Психология / А.А. Крылов. М. : Проспект, 2010. – 864 с.
23. Макгрегор Д. // Управление персоналом. – 2010. – № 2.
24. Макиавелли Н. Сочинения / Н. Макиавелли. – СПб.: Кристалл, 2010. – 656 с.
25. Маркович Д. Социология труда / Д. Маркович. – М.: Изд-во РУДН, 2013. – 512 с.
26. Маслоу А. Маслоу о менеджменте. Самоактуализация. Просвещенный менеджмент. Организационная теория : пер. с англ./ А. Маслоу.- СПб. : Питер, 2010.
27. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд./ А. Маслоу СПб. : Питер, 2010.
28. Менеджмент: век XX -- век XXI / под ред. О. С. Виханского, А. И. Наумова. - М.: Экономисту 2011.
29. Менеджмент / справочник. - М: ИКЦ «Март», 2013.
30. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ./ М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М., 2010.
31. Ньюстром Д., Девис К. Организационное поведение / Пер. с англ./ Д. Ньюстром, К. Девис. - СПБ.: Питер, 2010. – 448 с.
32. Плотникова И.В., Редько Л.А., Усачева А.С. Формирование позитивной мотивации персонала в компании / И.В. Плотникова, Л.А. Редько, А.С. Усачева // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.
33. Пригожий А.И. Нововведения: стимулы и перспективы / А.И. Пригожий. - М., 2013.
34. Сагитдинов М.Ш. Кадровая политика: время диктует новые подходы / М.Ш. Сагитдинов // Деньги и кредит. - 2013. - №2. - С.19-25.
35. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2013.
36. Управление современной компанией: Учебник/ Под ред. проф. Б. Мильнера (Россия), проф. Ф. Лииса (США). - М.: ИНФРА-М, 2011.
37. Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент / Э.А. Уткин.- М.: Тандем, Экмос, 2010. – 256 с.
38. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение) / Пер. с англ./ Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питерком, 2010. – 608 с.
39. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала / С.А. Шапиро. – М. :ГроссМедиа, 2012. – 224 с.
40. Шаховой В.А., Шапиро С.А. Мотивация трудовой деятельности: Учебно-методическое пособие / В.А. Шаховой, С.А. Шапиро. - М.: Издательство Альфа-Пресс, 2012.
41. Экономика и социология труда / под ред. Б. Ю. Сербиновского и В. А. Чуланова. – Ростов-на-Дону, 2011.
42. Энкельман Н. Власть мотивации. Харизма, личность, успех: Пер. с нем. / Н. Энкельман. - М.: Интерэксперт, 2012.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Ситуациях в организации.
|Рвется в спор |7 6 5 4 3 2 1 |Уклоняется от спора |
|Свои доводы сопровождает |7 6 5 4 3 2 1 |Свои доводы сопровождает |
|тоном, не терпящим | |извиняющимся тоном |
|возражения | | |
|Считает, что добьется |7 6 5 4 3 2 1 |Считает, что проигрывает, |
|своего , если будет рьяно | |если будет возражать. |
|возражать | | |
|Не обращает внимание на |7 6 5 4 3 2 1 |Сожалеет, если видит, что |
|то, что другие не понимают| |другие не понимают доводов. |
|доводов | | |
|Спорные вопросы обсуждает |7 6 5 4 3 2 1 |Рассуждает о спорных |
|в присутствии оппонента | |проблемах в отсутствии |
| | |оппонента |
|Не смущается, если |7 6 5 4 3 2 1 |В напряженной обстановке |
|попадает в напряженную | |чувствует себя неловко |
|обстановку | | |
|Считает, что в споре надо |7 6 5 4 3 2 1 |Считает, что в споре не |
|проявлять свой характер | |нужно демонстрировать свои |
| | |эмоции |
|Не уступает в споре |7 6 5 4 3 2 1 |Уступает в споре |
|Считает, что люди легко |7 6 5 4 3 2 1 |Считает, что люди с трудом |
|выходят из конфликтов | |выходят из конфликта |
|Если взрывается, то |7 6 5 4 3 2 1 |Если взрывается, то скоро |
|считает, что без этого | |ощущает чувство вины |
|нельзя | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Оценка глубины конфликта
В целях оценки конфликтной ситуации и характера поведения субъекта, улаживающего конфликт, вашему вниманию предлагается данный тест. В тесте представлены 8 основных позиций, имеющих непосредственное отношение к конфликтной ситуации. Ваша задача состоит в том, чтобы оценить выраженность каждого фактора по пятибалльной шкале. Сильная выраженность факторов левой стороны теста оценивается 1 баллом, а правой — 5 баллами. После оценки каждой позиции в тесте следует подсчитать общую сумму баллов, которая будет свидетельствовать о глубине конфликта.
1. Стороны осознают причину конфликта | Стороны не осознают 1 причину конфликта | |
2Причина конфликта имеет эмоциональный характер | Причина конфликта имеет материальный характер | |
3Цель конфликтующих — устремленность к социальной справедливости | Цель конфликтующих — получение привилегий | |
4. Есть общая цель, к которой стремятся все | Общей цели нет | |
5Сферы сближения выражены | Сферы сближения не выражены | |
6Сферы сближения касаются эмоциональных проблем | Сферы сближения касаются материальных (служебных) проблем | |
7. Лидеры мнений не выделяются | Замечено влияние лидеров мнений | |
8В процессе общения оппоненты придерживаются норм поведения | В процессе общения оппоненты не придерживаются норм поведения |
Оценка результатов:
Сумма баллов, равная 35-40, свидетельствует о том, что конфликтующие заняли по отношению друг к другу жесткую позицию.
Сумма баллов, равная 25-34, указывает на колебания в отношениях конфликтующих сторон.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
по специальности 100103 – Социально-культурный сервис и туризм
специализация: курортный сервис
тема:«Управление социально-экономическими конфликтами в организации»
(на примере ЗАО Санатория «Зорька»)
Cтудент (ка) группы 10-ЗСТ_______________Балаева (подпись) Ксения Абасовна
Руководитель _____________________ к.э.н. доцент
(подпись) Зеленская
Ольга Александровна
Работа допущена к защите ________________ д.м.н., д.э.н.,
(подпись) профессор
Ветитнев Александр
Михайлович
«_____»____________2015 г.
Сочи, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
стр
ВВЕДЕНИЕ | |||
1. | Теоретические основы социально-экономических механизмов управления организационными конфликтами | ||
1.1. | Конфликт как социальный феномен в жизни общества | ||
1.2. | Основные стадии развития конфликта | ||
1.3. | Организационный конфликт как объект социально-экономического управления в организации | ||
2. | Диагностика конфликтов и общие подходы к управлению конфликтами в организации на примере ЗАО Санатория «Зорька» | ||
2.1. | Организационно-экономическая характеристика ЗАО Санатория «Зорька» | ||
2.2. | Конфликтогенная среда ЗАО Санатория «Зорька» | ||
2.3. | Социально-экономические возмущения и методы их устранения | ||
3. | Совершенствование технологий управления организационными конфликтами в организации санаторно-курортного типа | ||
3.1. | Состав, содержание и особенности механизмов управления социально-экономическими конфликтами | ||
3.2. | Формирование службы управления персоналом в ЗАО Санатории «Зорька» | ||
3.3. | Показатели результативности применения социально-экономических механизмов управления конфликтами в организации (на примере ЗАО Санатория «Зорька») | ||
Заключение | |||
Литература | |||
Приложения |
ВВЕДЕНИЕ
С переходом кэкономики глобального типа произошли существенные изменения в системе управления организации сферы сервиса и туризма. При этом, кадровый менеджмент в ней является довольно новой областью, которая все еще пребывает на этапе становления, пытаясь занять свое место в управленческой структуре. Следует отметить, что экономическое мышление и общественное сознание в сфере управления персоналом организаций санаторно-курортного типа развивается крайне медленно и на многих предприятиях, зачастую, сохраняются сложившиеся за годы применения административно-командных методов управления стереотипные подходы к решению вопросов в этой области.
Однако, в последнее время становится все более очевидным, что нельзя достичь стабильного предпринимательского успеха в области санаторно-курортной деятельности, оставаясь в рамках прежней системы управления персоналом. Необходимо кардинально изменить отношение к данной сфере и выработать прогрессивные подходы к управлению персоналом. Несовершенство организации работы кадровых служб санаторно-курортных организацийнаряду с потребностью в современных и эффективных подразделениях по работе с персоналом, а так же имеющийся отрыв теории от фактического состояния служб требует пересмотра места и роли менеджмента в управлении организациями курортного сервиса.
Современная социально-экономическая обстановка в стране характеризуется неопределённостью целевых установок, криминализацией экономики и власти, что предопределяет насыщенность общества разрушительными конфликтами. Они трансформируются, активизируются, интенсифицируются в конкретных организациях сферы туризма и сервиса, снижая их социально-психологическую стабильность, конкурентную способность, производительность труда. На производственную организацию воздействует множество различного рода внешних и внутренних факторов, обусловливая неопределенность, социальную взрывоопасность конфликтов. Взаимодействие внутренних и внешних вызовов, усиление конфликтных взаимодействий во всех сферах общественной жизни определяют многофакторную природу конфликтов в российских организации отрасли туризма в целом и санаторно-курортного сервиса в частности. Разнотипные конфликты стимулируют и усиливают друг друга, что вызывает дополнительный эффект синергетического свойства. Как показывает практика, разрешение негативных социальных конфликтов в организациях, связанных с отдыхом и туризмом в настоящее время невозможно лишь одними административными воздействиями. Необходимо целенаправленное использование всей системы социальных механизмов. В этой связи, нужна разработка новых теоретических конструкций и эффективных практических мер менеджмента для управления организационными конфликтами.
Актуальность рассматриваемой темы обусловленаво-первых, обострением социальной напряженности на предприятиях сферы туризма и сервиса различных форм собственности и сфер деятельности, выразившемся в росте числа трудовых конфликтов между работниками и работодателями; во-вторых, неготовностью к проявлениям открытой конфронтации самих субъектов противостояния; в-третьих, отсутствием действенного социально-экономического инструментария менеджмента по отношению к конфликтам в социально-трудовой сфере санаторно-курортной организации.
Так, теоретические и методологические основы управления организационными конфликтами, исследовали российские ученые: А.Я. Анцупов,А.Г. Большаков, В.В. Василькова, А.В. Вишневская, А.А. Деревянченко, Причины возникновения конфликтов в организациях - В.А. Антропов, А.В. Пиличев, М.Ю. Несмелова.
Показатели экономической результативности управления конфликтом - Е.М. Емельянов, А.М. Кацва, П.Д. Павленюк, П.Э. Шлендер и другие.
Анализ вышеуказанных исследований позволил нам сделать вывод, что в настоящее время в практике российского менеджмента сложилось реальное противоречие между необходимостью противодействовать негативным конфликтным взаимоотношениям в организации и низкой степенью использования механизмов менеджмента в процессе управлении конфликтами. В этой связи, выдвигается гипотеза: основными условиями разрешения этого противоречия являются: разработка новых путей управленческого воздействия силами и средствами социальных и экономических механизмов на конфликты с целью минимизации негативных как социальных, так и экономических последствий.
Объектом исследования дипломной работы выступают конфликты на предприятии, занятого в сфере санаторно-курортного бизнеса.
Предмет исследования– управленческие отношения, возникающие в процессе использования механизмов менеджмента для решения организационных конфликтов на исследуемом предприятии.
Целью написания дипломной работыявляется –изучение теоретических основ современной конфликтологии организации и разработка путей совершенствования социально-экономических механизмов управления организационными конфликтами в рамках лечебно-оздоровительного предприятия.
Для успешного достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
- изучить сущность и особенности организационных конфликтов;
- исследовать природу и структуру конфликтов в организации, а также существующие механизмы управлении организационным конфликтом;
- на основе экспертного и следования выявить показатели напряженности в исследуемой организации и определить эффективность применяемых социально-экономических механизмов управления возникающими конфликтами;
- разработать и предложить пути совершенствования социально-экономических механизмов управления конфликтами в организации.
Теоретическую и эмпирическую базу исследования составили: научные труды в области менеджмента и управления персоналом отечественных и зарубежных учёных по проблемам социально-экономического управления конфликтами; данные экспертных исследований; материалы социологического исследования, проведенного автором в 2014-15 годах на предприятии ЗАО Санатория «Зорька»(численность работающих - 200 человек), а также статистические данные, экспертные оценки, контент-анализ материалов периодической печати, различные виды наблюдений и опросов, контент-анализ, изучение документов, вторичный анализ результатов социологических исследований.
Научная значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней выводы и предложения могут служить дополнением к информационному материалу по данной проблематике.
Практическая значимость дипломной работы состоит в разработке и обосновании практических рекомендаций по вопросам управления организации на исследуемом предприятии.
Структура работы.Работа состоит из 91 листа печатного текста, а именно: введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложения, а также содержит 7 рисунков, 13 таблиц, 2 формулы.
Во введении содержится оценка современного состояния проблематики рассматриваемого объекта и чётко обозначены этапные задачи работы.
Первая глава дипломной работы«Теоретические основы социально-экономических механизмов управления организационными конфликтами» описывает теоретические положения, раскрывающие сущность исследуемой проблемы, описывает виды и формы конфликтных столкновений в организации и носит обзорно-постановочный характер.
Вторая глава – аналитическая. Основой для написания аналитической части работы послужили материалы финансовой и статистической отчётности, служебная документация, результаты экспертных исследований автора. Данные материалы достаточно и достоверно отражают состояние дел, вскрывают суть проблемы и позволяют наметить пути их решения. Собранный в аналитической части работы материал иллюстрирован таблицами и рисунками, а также другими материалами, которые указываются по тексту.
Третья глава дипломной работы содержит подробное описание итогов результатов исследования, сформулированных выводов и предложений отражающих точку зрения автора.
Заключение содержит конкретно сформулированные выводы и предложения в соответствии с задачами, поставленными во введении.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ УПРАЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ КОНФЛИКТАМИ