Свечки- откровения (Конфликтные)
Письмо другу
Участники огонька устно пишут письмо другу, родным (Принцип дневника). Переключение внимания с себя на окружаюших, потребность в других людях, в их сочувствии. Уровень отряда - любой.
Я не понимаю
Бессистемное расположение участников огонька в помещении. Каждый участник имеет право подойти к любому другому участнику огонька с вопросом, начинающимся на "Я не понимаю, почему...?" Предъявление требований с позиции глубокого проникновения в мировоззрение другого человека, налаживание контактов. Уровень отряда - средний, высокий.
Разговор с игрушкой
Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке (лучше мягкой). По принципу "письмо другу", но плюс тактильный контакт. Уровень отряда - средний, младший.
Разговор с попутчиком
Ситуация: закончилась смена, нужно рассказать попутчику о происходяшем в лагере. Снятие отрицательных эмоций, полученных в лагере и закрепление положительных. Уровень отряда - любой. Ситуативный (Электрический стул) Один участник находится спиной к аудитории, все пишут записки с краткой характеристикой этого человека, которые потом зачитываются ведущим (корректирующим текстом в случае его некорректности по отношению к человеку), дает возможность дать оценку поведения того или иного ребенка членам отряда без амбиций, обид, оскорблений его личного достоинства. Уровень отряда - высокий. .
Круг молчания - 1
Все сидят в кругу спиной к центру. Говоряший разворачивается спиной к центру. Остальным говорить строго запрещено, т.е. говорят только желающие высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу). Тема должна сильно затрагивать всех участников. Напряженность внимания, обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие личного эмоционального напряжения, снятие конфликта.
Круг молчания - 2
Все сидят в помещении вдоль стен. Желающий сказать, выходит и садится в круг. В обоих огоньках "Круг молчания" создается элитарность говоряших, в число которых втягивается остальная часть отряда.
Наедине с собой
2-Э этап, ситуативно. Говоряший выходит в круг к свече. Путем использования свечи достигается эффект концентрации внимания участника и эффект одиночества, откровенности. Уровень отряда - средний.
Разговор со свечёй
Создается ситуация, в которой человек вслух может высказать мысли, "скребущие душу", "крик души". Внимание акцентировано на проблеме в отряде. Уровень отряда - средний. После выхода из конфликта хорошо провести тренинг на общение, выводящий эмоции детей на положительный уровень.
Игра с вопросами
Кидать кубик, выпадает, например, 6. Шестому человеку слева задаёшь вопрос. И так по кругу.
Свечки анализа
Цепочка
Один участник говорит 2-3 фразы, связанные со своими впечатлениями о проведенном этапе смены, рядом сидящий продолжает разговор. Игровая форма проведения огонька, для получения большого количества информации; кратковременного проведения. Уровень отряда - слабый, средний.
Отряд для меня
Финал смены. Каждый участник огонька отвечает на вопрос "Чем стал отряд для меня за эту смену?". Осмысление детьми прожитого за смену. Закрепление у детей умения отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни. Свечка (анализ дня)
§ 1 этап.
Рассказ-эстафета с передачей предмета по кругу. Высказывается каждый член отряда. Этот способ заставляет задуматься над проблемой каждого, но принцип добровольности сохраняется.
§ 2 этап.
Обсуждение ведется по микрогруппам, после чего выступает один представитель от микрогруппы на общий круг (который решает общие вопросы). Наиболее активное участие каждого члена микрогруппы в обсуждении. Наиболее продуктивная работа по анализу, выведение лидеров в режим явного лидирования в микрогруппе.
§ 3 этап.
Свободный микрофон. Высказывается по очереди каждый желающий в свободном режиме (по вопросам) .Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации. Появляется возможность для самореализации ребенка, его укрепление в отряде, как личности; имеется возможность диалога. Уровень отряда - средний, высокий.
Свечки адаптации (заключительные)
Позиция
Моделирование предположительного поведения ребенка в социуме, его критическое конструирование. Это свечка-тренинг выживания ребенка в социуме "большой земли" не теряя своих положительных качеств, полученных и закрепленных в лагере. Уровень отряда - любой.
Живой уголёк
Самый последний разговор. В руках говоряшего свеча, фонарик и т.д.- "Живой уголек". Высказываются последние пожелания и «Живой уголек» передается тому, кому очень хочется передать, дополняется традициями прощания. Ведет к снятию эмоционального напряжения, связанного с прощанием, позволяет сделать наиболее мягкий выход детей в другую систему из системы отряда. Уровень отряда - любой.
Расскажи мне обо мне
Финальная свечка. О каждом участнике высказывает свое мнение 1 человек и 2-3х называет сам тот человек, о ком идет речь. Принцип свободного микрофона. Взгляд со стороны на систему деятельности и поведение ребенка дает ему возможность корректировать эту систему в дальнейшем. Уровень отряда - любой.
"Я как в зеркала смотрю в людей..."
Финальная свечка. Перед огоньком проводится социометрия, анкетирование. В помещении создается эффект зеркала при помощи свечей оформления. Говоряший и слушаюший находятся в креслах друг против друга, достигается концентрация внимания на диалоге. Уровень отряда - только высокий.
Общие принципы
Правила ведения свечки:
§ Голоса звучат приглушенно
§ Право голоса имеет только тот человек, у которого в руках находится символический предмет (игрушка, свеча, талисман или тотем команды)
§ Исполняются тихие, лиричные песни
§ Присутствует весь отряд
§ Нельзя запрещать или заставлять говорить
§ После огонька все разговаривают вполголоса
§ Откровенность и принципиальность – норма разговора
Для детей эти правила могут быть сформулированы, например, вот так:
§ Если хочешь что-то сказать, не выкрикивай с места, а дождись паузы и попроси слова.
§ Учись внимательно слушать, дай выговориться другому, не перебивай говорящего.
§ Критикуй не с целью «уколоть», а с целью помочь, посоветовать.
§ Критика должна быть конструктивной: критикуешь – предлагай, предлагаешь – действуй.
§ Правило «свободного микрофона» - никого нельзя заставлять выступать на огоньке или запретить кому-то говорить.
§ На огоньке говорят откровенно о том, что думают и что волнует.
§ Береги время, дай возможность высказаться другому.
§ Отвечай только за себя, неси ответственность за свои слова. Я говорю «Я», а не «Мы» или «Все».
§ Не пользуйся общими фразами и клише.
§ Говори о том, что мешает мне участвовать в работе группы.
§ Не говори о других участниках в третьем лице, но обращайся непосредственно к ним.
Перед началом свечки рассказывается легенда о магии круга, легенда или рассказ о предмете-символе.
Традиции и ритуалы:
1. Традиция круга. В круге нет первых и последних, все равны между собой, каждый чувствует плечо товарища, видит глаза друга. В круг входят по доброй воле.
2. Традиция доброго отношения друг к другу.
3. Ритуал зажжения свечи: «первую свечу зажигаем для себя, чтобы у нас все было хорошо. Вторую – за дорогих и близких людей, пусть и у них все будет в порядке. Третью свечу – за всех, разделивших с нами круг. Четвертую – за тех, кого нет с нами».
4. Традиция ведущего. Ведет вечерний огонек дежурный командир или лидер дня. В младших отряда чаще вожатый.
5. Традиция доброго отношения к песне. Песня поется в кругу, ее нельзя прерывать, она всегда поется до конца.
6. Традиция легенд. Легенды рассказываются разные: «О любви», «О дружбе», «О верности», «О гордости» и т.д.
7. Традиция сюрпризов. Сюрприз может быть как материальным, так и духовным, но обязательно для каждого.
8. Выбор «человека дня». В конце огонька тайным голосованием или открытым обсуждением выбирается «человек дня», т.е. тот, что был сегодня лучшим в отряде. Ему вручается отличительный знак, он может заказать себе песню и пр.