Свечки- откровения (Конфликтные)

Письмо другу

Участники огонька устно пишут письмо другу, родным (Принцип дневника). Переключение внимания с себя на окружаюших, потребность в других людях, в их сочувствии. Уровень отряда - любой.

Я не понимаю

Бессистемное расположение участников огонька в помещении. Каждый участник имеет право подойти к любому другому участнику огонька с вопросом, начинающимся на "Я не понимаю, почему...?" Предъявление требований с позиции глубокого проникновения в мировоззрение другого человека, налаживание контактов. Уровень отряда - средний, высокий.

Разговор с игрушкой

Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке (лучше мягкой). По принципу "письмо другу", но плюс тактильный контакт. Уровень отряда - средний, младший.

Разговор с попутчиком

Ситуация: закончилась смена, нужно рассказать попутчику о происходяшем в лагере. Снятие отрицательных эмоций, полученных в лагере и закрепление положительных. Уровень отряда - любой. Ситуативный (Электрический стул) Один участник находится спиной к аудитории, все пишут записки с краткой характеристикой этого человека, которые потом зачитываются ведущим (корректирующим текстом в случае его некорректности по отношению к человеку), дает возможность дать оценку поведения того или иного ребенка членам отряда без амбиций, обид, оскорблений его личного достоинства. Уровень отряда - высокий. .

Круг молчания - 1

Все сидят в кругу спиной к центру. Говоряший разворачивается спиной к центру. Остальным говорить строго запрещено, т.е. говорят только желающие высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу). Тема должна сильно затрагивать всех участников. Напряженность внимания, обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие личного эмоционального напряжения, снятие конфликта.

Круг молчания - 2

Все сидят в помещении вдоль стен. Желающий сказать, выходит и садится в круг. В обоих огоньках "Круг молчания" создается элитарность говоряших, в число которых втягивается остальная часть отряда.

Наедине с собой

2-Э этап, ситуативно. Говоряший выходит в круг к свече. Путем использования свечи достигается эффект концентрации внимания участника и эффект одиночества, откровенности. Уровень отряда - средний.

Разговор со свечёй

Создается ситуация, в которой человек вслух может высказать мысли, "скребущие душу", "крик души". Внимание акцентировано на проблеме в отряде. Уровень отряда - средний. После выхода из конфликта хорошо провести тренинг на общение, выводящий эмоции детей на положительный уровень.

Игра с вопросами

Кидать кубик, выпадает, например, 6. Шестому человеку слева задаёшь вопрос. И так по кругу.


Свечки анализа

Цепочка

Один участник говорит 2-3 фразы, связанные со своими впечатлениями о проведенном этапе смены, рядом сидящий продолжает разговор. Игровая форма проведения огонька, для получения большого количества информации; кратковременного проведения. Уровень отряда - слабый, средний.

Отряд для меня

Финал смены. Каждый участник огонька отвечает на вопрос "Чем стал отряд для меня за эту смену?". Осмысление детьми прожитого за смену. Закрепление у детей умения отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни. Свечка (анализ дня)

§ 1 этап.

Рассказ-эстафета с передачей предмета по кругу. Высказывается каждый член отряда. Этот способ заставляет задуматься над проблемой каждого, но принцип добровольности сохраняется.

§ 2 этап.

Обсуждение ведется по микрогруппам, после чего выступает один представитель от микрогруппы на общий круг (который решает общие вопросы). Наиболее активное участие каждого члена микрогруппы в обсуждении. Наиболее продуктивная работа по анализу, выведение лидеров в режим явного лидирования в микрогруппе.

§ 3 этап.

Свободный микрофон. Высказывается по очереди каждый желающий в свободном режиме (по вопросам) .Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации. Появляется возможность для самореализации ребенка, его укрепление в отряде, как личности; имеется возможность диалога. Уровень отряда - средний, высокий.

Свечки адаптации (заключительные)

Позиция

Моделирование предположительного поведения ребенка в социуме, его критическое конструирование. Это свечка-тренинг выживания ребенка в социуме "большой земли" не теряя своих положительных качеств, полученных и закрепленных в лагере. Уровень отряда - любой.

Живой уголёк

Самый последний разговор. В руках говоряшего свеча, фонарик и т.д.- "Живой уголек". Высказываются последние пожелания и «Живой уголек» передается тому, кому очень хочется передать, дополняется традициями прощания. Ведет к снятию эмоционального напряжения, связанного с прощанием, позволяет сделать наиболее мягкий выход детей в другую систему из системы отряда. Уровень отряда - любой.

Расскажи мне обо мне

Финальная свечка. О каждом участнике высказывает свое мнение 1 человек и 2-3х называет сам тот человек, о ком идет речь. Принцип свободного микрофона. Взгляд со стороны на систему деятельности и поведение ребенка дает ему возможность корректировать эту систему в дальнейшем. Уровень отряда - любой.

"Я как в зеркала смотрю в людей..."

Финальная свечка. Перед огоньком проводится социометрия, анкетирование. В помещении создается эффект зеркала при помощи свечей оформления. Говоряший и слушаюший находятся в креслах друг против друга, достигается концентрация внимания на диалоге. Уровень отряда - только высокий.

Общие принципы

Правила ведения свечки:

§ Голоса звучат приглушенно

§ Право голоса имеет только тот человек, у которого в руках находится символический предмет (игрушка, свеча, талисман или тотем команды)

§ Исполняются тихие, лиричные песни

§ Присутствует весь отряд

§ Нельзя запрещать или заставлять говорить

§ После огонька все разговаривают вполголоса

§ Откровенность и принципиальность – норма разговора

Для детей эти правила могут быть сформулированы, например, вот так:

§ Если хочешь что-то сказать, не выкрикивай с места, а дождись паузы и попроси слова.

§ Учись внимательно слушать, дай выговориться другому, не перебивай говорящего.

§ Критикуй не с целью «уколоть», а с целью помочь, посоветовать.

§ Критика должна быть конструктивной: критикуешь – предлагай, предлагаешь – действуй.

§ Правило «свободного микрофона» - никого нельзя заставлять выступать на огоньке или запретить кому-то говорить.

§ На огоньке говорят откровенно о том, что думают и что волнует.

§ Береги время, дай возможность высказаться другому.

§ Отвечай только за себя, неси ответственность за свои слова. Я говорю «Я», а не «Мы» или «Все».

§ Не пользуйся общими фразами и клише.

§ Говори о том, что мешает мне участвовать в работе группы.

§ Не говори о других участниках в третьем лице, но обращайся непосредственно к ним.

Перед началом свечки рассказывается легенда о магии круга, легенда или рассказ о предмете-символе.

Традиции и ритуалы:

1. Традиция круга. В круге нет первых и последних, все равны между собой, каждый чувствует плечо товарища, видит глаза друга. В круг входят по доброй воле.

2. Традиция доброго отношения друг к другу.

3. Ритуал зажжения свечи: «первую свечу зажигаем для себя, чтобы у нас все было хорошо. Вторую – за дорогих и близких людей, пусть и у них все будет в порядке. Третью свечу – за всех, разделивших с нами круг. Четвертую – за тех, кого нет с нами».

4. Традиция ведущего. Ведет вечерний огонек дежурный командир или лидер дня. В младших отряда чаще вожатый.

5. Традиция доброго отношения к песне. Песня поется в кругу, ее нельзя прерывать, она всегда поется до конца.

6. Традиция легенд. Легенды рассказываются разные: «О любви», «О дружбе», «О верности», «О гордости» и т.д.

7. Традиция сюрпризов. Сюрприз может быть как материальным, так и духовным, но обязательно для каждого.

8. Выбор «человека дня». В конце огонька тайным голосованием или открытым обсуждением выбирается «человек дня», т.е. тот, что был сегодня лучшим в отряде. Ему вручается отличительный знак, он может заказать себе песню и пр.

Наши рекомендации