А что касается крупных, серьезных нарушений, ссылайтесь на правила лагеря.
Общее правило звучит где-то так: «Наказывай только тогда, когда по-другому нельзя», но также есть и правило «Отсутствие наказания за осознанный проступок порождает вседозволенность». В любом случае, перед вожатым ставится задача, чтоб провинившийся согласился со справедливостью наказания, лучше если сам себе его и придумает. Еще хорошо придумывать интересные и полезные наказания. Вот, например, если от ребенка вы услышали нецензурную брань, вы ему объясняете, что в русском языке полно красивых слов, даете бумажечку, он садится в беседочку, обычно привлекает друзей-помощников, и пишет сочинение. Обратите внимание, что все слова в нем должны начинаться на ту букву, на которое это нецензурное слово начиналось. Если какой-нибудь мальчик говорил девочке обидные слова, то вечером того же дня он должен прочитать стих о любви (или просто красивый стих, если это принципиально) ей при всем отряде. Застуканные за курением в неположенном месте или без разрешения, рисуют большой и красивый плакат о вреде курения. И т.д.
Можно попробовать, если это допустимо в конкретной ситуации, заместить наказание на другое воздействие, адекватное возрасту, полу, “преступлению” и интересам ребенка. Например
§ Лекция об устройстве двигателя внутреннего сгорания девочке 15 лет в течение 20 минут.
§ Изучение мировой фантастики от братьев Стругацких детям 9-10 лет.
§ Нарушителя заставить сделать змейку из обёрток от конфет или любое другое занятие, требующее внимания ребенка достаточно продолжительное время. Данное нехитрое мероприятие даёт время ребёнку обдумать своё поведение и раскаяться в своих поступках. Нераскаявшемуся ребёнку предлагается вторая попытка.
§ Занимательное чтение. Это наказание развивает культурную сферу ребёнка. Как приятно иногда по вечерам послушать, например, чтение классики вслух. Например, дети могут познакомиться с "Анной Карениной". Они узнают не только трагедию жизни Анны, но и поймут, как опасно переходить железнодорожные пути в неподходящем месте. Этот приём можно использовать также для укладывания детей спать. Как оказалось, чтение университетских лекций в течение 20 минут оказывает потрясающее усыпляющее влияние на всю аудит... э, то есть детскую палату.
§ Написать сочинение, например, на тему "Почему для оформления пола использовались плитки коричневого цвета"
§ Доброе дело. Для данного наказания лучше всего использовать группу провинившихся детей. Им предлагается разучить песню или отрепетировать какую-нибудь сценку. В общем, подготовить развлекательную программу и отправиться в гости к соседнему отряду.
§ Написать письмо маме, папе, бабушке, дедушке о своём поведении.
§ Грамотно и культурно общаться - одно из правил лагеря. Ребёнку, употребляющему нецензурную лексику, предлагается написать письмо своей маме. Его задачей является описать жизнь лагеря и своего отряда, используя всю ту нецензурщину, что вы слышали от него.
§ Помывка рук. Отличное наказание для столовой. Оказывается, мытье рук в течение 20 минут, успокаивающе действует на ребенка.
Наказание можно перевести в игровую форму, это намного эффективнее. Например, вы заходите в комнату, а дети там обкидывают друг друга шишками. Вместо того чтобы ругаться, можно устроить «похороны шишек». Ребята собирают все шишки и складывают их в пакет и идут в ближайший лесок копать «братскую могилу». На месте каждому достанется своя роль: кто-то будет плакать, причитать, кто-то копать. Таким образом, с одной стороны, вы мероприятие провели, а с другой – это будет и своеобразным наказанием. Или другой случай. Например, ребята дрались пластиковыми бутылками, и вы предлагаете им написать сочинение на тему «Когда я стану директором минерального завода…». Получится достаточно забавно, и интересно потом будет читать эти труды.
Если вы обещали наказание, его надо исполнить. Дети должны видеть, что вожатый не бросает слов на ветер. Если вы пригрозили, а потом забыли об этом, это ещё хуже, чем вообще никак не отреагировать на детский проступок. Впрочем, если вы видите, что само ожидание наказания уже возымело действие, вы можете простить ребёнка. Но сделать это надо так, чтоб он воспринял это не как норму, а как огромное одолжение, которое вы ему сделали.
Свечка
Методика подготовки и проведения вечерней свечи
По мнению большинства ребят, самыми незабываемыми моментами смены являются огоньки и костры.
Без них жизнь в лагере, семейке (отряде) была бы менее полной. Но немаловажную роль в сплочении семейки играет и Вечерняя свеча.
Вечерняя свеча — это одна из самых известных традиций лагерей.
Ее цель: проанализировать прошедший день — что было хорошего, плохого, как можно изменить ситуацию, определить план на завтрашний день.
Свечу желательно проводить ежедневно или 1 раз в 2–3 дня.
Для вечерней свечи существуют правила:
1. Дети должны быть заранее настроены и готовы к свече.
2. Все: и дети, и взрослые — располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.
3. Дети и вожатые должны выполнять законы:
§ Когда говорит один — все молчат.
§ Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки.
§ Закон свободного микрофона.
§ Все сказанное на свече не должно «выноситься» за его пределы.
§ Свеча — это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют.
§ Через центр круга переходить нельзя.
Свеча — это коллективное обсуждение прожитого дня, анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений. Главное в обсуждении — содержание. Педагогический смысл свечи — научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения — научить искусству разговора. «Свеча» — это конкретное воплощение в жизнь принципов самоуправления: сами планируем, сами организуем, сами проводим, сами обсуждаем.
На свече идут самые важные разговоры о "семейных" делах, трудностях, конфликтах. Здесь мечтают, спорят, поют любимые песни.
Свеча — это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравиться, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца — одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.
Вечерняя свеча идет 15–20 минут. Старайтесь не ограничиваться одной формой, подключайте свое творчество.
Свечка зажигается человеком, которому на данный момент отряд доверяет больше всего. Если свечка потухла, то на этом свечка заканчивается, независимо от того, успели ли все высказаться , или нет.
Говорят, что во время Свечки к каждому сидящему тянется маленький лучик от свечки. Поэтому выходить из круга можно только в случае крайней необходимости.
Я хочу сказать 5 спасибо - тем ребятам которые заслужили это сегодня больше всех. Как вы думаете кого я хочу поблагодарить и за что. Это будет маленький тренииг внимательного отношения к другим и стимул к тому, чтобы на следующий вечер тоже получить «спасибо»
Во время Свечки ведущий выбирает талисман и передает его дальше по кругу. Тот, у кого в данный момент талисман находится, говорит о прошедшем дне или по заданной теме, или о всем вместе. Говорить может только он. Затем он передает талисман следующему и дальше по кругу. Затем, ведущий подводит итог. Все встают, и задувают свечку.
ВАРИАНТЫ ВЕЧЕРНЕЙ СВЕЧИ МОГУТ БЫТЬ СЛЕДУЮЩИЕ:
1. Говорят желающие.
2. Один человек говорит, затем передает «свободный микрофон», кому пожелает.
3. Вожатый (воспитатель) передает «свободный микрофон» кому пожелает.
ФОРМЫ ВЕЧЕРНЕЙ СВЕЧИ:
§ Белые и черные камни, которые вы собрали на прогулке, могут быть символом хорошего и плохого.
§ Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить «кирпичи» из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, КАКИМ был прошедший день.
§ Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец. Говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому, и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.
§ На этом вечере говорят: «Спасибо» одному человеку, уточняя за что. Такой анализ эффективно проводить после эмоционального спада.
§ «Прогноз погоды». Выразит словами или условными знаками состояние совей души.
§ Прерванная интересная история. Если ваши дети перевозбуждены, вы можете рассказать интересную историю и прерваться на самом интересном месте. Расскажу, если… успокоитесь или в следующий раз.
§ «Шляпа». Написать вопросы, которые накопились за несколько дней. Они могут касаться как хороших дел, так и не всем хороших (О каше, уборке, об удачах, проступках и т. п.). Человек вытаскивает вопрос и говорит о своем отношении к этому.
§ «Шляпа», «Ромашка», «Листочки». Иногда детям трудно начать разговор о себе, поэтому вы можете написать вопросы на символических ромашках, листочках и т. п.
§ «Конфеты». Подходит для первой свечи. Вы предлагаете всем детям взять столько конфет (можно заменить), сколько они захотят. Сколько конфет — столько предложений вы должны рассказать о себе.
§ «Ниточки». Перед началом свечи детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек может быть разной длины 10 −30 см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ее на палец, высказывая свое мнение. Т.О. выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику.
§ «Дерево». В семейном уголке вы можете поместить стволы деревьев без листьев. Вы говорите детям о том, что после каждой вечерней свечи на стволах деревьев будут появляться зеленые листья. На зеленых листочках будут написаны имена тех детей, которые за последний день или 2 дня были самыми — самыми, например, Саша организовал ребят на уборку, Лена помогла подружиться рассорившимся девчонкам и они ее за это благодарят и т. п.
§ «Конверт откровений». На предложенных листочках бумаги до начала свечи дети пишут по просьбе вожатого (воспитателя) волнующие вопросы. Ребята передают друг другу конверт. Получивший его высказывает свое отношение к прошедшему дню и заглядывает в конверт. Вытащив из него вопрос, отвечает. Если вопросов недостаточно, то право ответа предоставляет воспитатель (вожатый).
§ "Ромашка". От цветочка каждый отрывает по лепесточку. Там написано прилагательное или не законченное предложение. Этот лепесток отдаётся тому кому это подходит.
§ "я сегодня молодец, потому что..." Такими словами в лагерях иногда заканчивают свечку, чтобы дети могли правильно себя оценить и подвести итог пройденного дня, чтоб произошла рефлексия.
В завершении можно раздать каждому по небольшой звезде, на которой ребята напишут свои прощальные слова и пожелания следующей смене, а затем наклеить звезды на загрунтованный ватман — это будет ваш прощальный звездопад.
Операция "Ц-Ц-Ц" - Создание атмосферы при помощи песен. Обший принцип создания настроения песнями - начинать с тех песен, которые соответствуют настоящему настроению отряда, переходя к песням, соответствуюшим необходимому настроению отряда.
"сонной" речевкой -
День отшумел, и ночью обьятый, лагерь зовет нас уснуть
Доброй вам ночи, наши ребята,
Доброй вам ночи, наши девчата,
Завтра нам снова в путь.
...или
Дремлют кусты, дремлют цветы.
Лагерь встречает приход темноты.
Ветер устал в наши окна стучать.
Спать! Спать! Спать!.
...или просто словами типа: "Путь завтрашний день будет хорошим" и т.д.
Еще несколько советов
Заранее готовьте вопросы или незаконченные фразы на карточках, ребята вытягивают карточки, отвечая на них. Это сэкономит время, избавит от детских комплексов. Чтобы облегчить твою работу, мы предлагаем примерные фразы:
§ Моё самое лучшее качество...
§ Одно из моих заветных желаний - это...
§ От нашей встречи (от этого дня/ от смены) я жду...
§ Моё будущее нарисовано такими красками...
§ Жизнь для меня - это...
§ Самый счастливый день в моей жизни, был...
§ Самым дорогим для меня подарком был...
§ Если бы у меня был 1 миллион $, то ...
§ Я пришёл на этот огонёк, чтобы...
§ Я не люблю когда...
§ В будущем я себя вижу...
§ Самый лучший человек - это...
Попросите ребят вспомнить яркий вспоминающийся день в их жизни и рассказать об этом. Каждый рассказчик имеет право на три «почему». Благодаря проведению такой свечки можно получить важную информацию о ценностях ребенка. Этот вид свечки актуален и на третий день смены.
Карта знакомства
Рисуется карта, на которой есть остров Одиночества, море Радости, поляна Мечты и т.п. Каждый бросает кубик и куда он попадет, о тех случаях жизни человек и рассказывает.
Рассказ - эстафета
Этап развития коллектива.Передача предмета по кругу. Говорит тот, у кого предмет. Выговариваются сидящие в кругу по принципу: все говорят, а чего бы и мне не сказать. Выговаривается вся группа. Уровень отряда - любой.
Пакет откровений
Наличие необычно оформленного конверта с необычными вопросами. Раскрытие личности с необычной стороны. Проверка на неординарность мышления ребенка при ответе на вопросы. Уровень отряда - любой.
Музей любимых вещей
3-4 день смены. Рассказ не о себе, а о предмете характеризующим хозяина и демонстрируемому на огоньке. Развитие абстрактно-образного мышления, фиксация ассоциативного внимания ребенка, возможность ребенка показать себя с неожиданной стороны. Уровень отряда - высокий.
Гороскоп
2-3 день смены. Дети распределяются по группам - знакам зодиака. Перед высказыванием - краткая характепистика знака. Необычная характеристика детей. Форма запоминания личности через выделение необычных качеств. Можно сравнивать по сезонам года, цвету глаз и т.д. Уровень отряда - низкий.
Фонарщик
3-5 день смены. Эмоциональное представление легенды о маленьком фонаршике. Говорит тот, у кого свеча (фонарь). Передача по свободному выбору. Определяет умение выбрать, выделить для себя отдельных людей. Опережающий шаг на выделение микрогруппы. Уровень отряда - высокий. Вариант: Букет цветов. На каждом цветке - вопрос. Высказывающийся дарит цветок по своему выбору.
Памятный день
2-З день. Рассказывая о себе, ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни. Это свечка-тест. Ведущий получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам. Сама свечка проходит более ярко, эмоционально, чем рассказ-эстафета. Уровень отряда - любой.
Вопросы, которые можно использовать в беседе
§ Есть ли у тебя цель в жизни?
§ Как бы ты провел свой последний день в жизни?
§ Что такое жизнь?
§ Каким ты хотел бы быть всегда?
§ Что важнее всего уметь в жизни?
§ Что для тебя радость?
И т.д.