Исследование системы линейных уравнений

Средства, которыми мы теперь располагаем, достаточны для того, чтобы обратиться к детальному анализу систем линейных уравнений. Пусть дана система

Исследование системы линейных уравнений - student2.ru .

Введём в рассмотрение две матрицы: Исследование системы линейных уравнений - student2.ru и Исследование системы линейных уравнений - student2.ru .

Первая матрица составлена из коэффициентов при неизвестных в системе (1) и называется основной, а вторая получается из неё добавлением столбца свободных членов и называется расширенной матрицей системы (1) . Обозначим строки матрицы Исследование системы линейных уравнений - student2.ru через Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , а строки матрицы Исследование системы линейных уравнений - student2.ru через Исследование системы линейных уравнений - student2.ru . Поскольку строки матрицы Исследование системы линейных уравнений - student2.ru являются «кусками» строк матрицы Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , совершенно очевидно, что любая линейная зависимость между строками матрицы Исследование системы линейных уравнений - student2.ru влечёт за собой такую же точно зависимость между строками матрицы Исследование системы линейных уравнений - student2.ru :

Исследование системы линейных уравнений - student2.ru (2).

Очевидно, что уравнение вида Исследование системы линейных уравнений - student2.ru (3), не имеет решения. Т.к. всякая система уравнений, которая имеет уравнение вида (3) или в которой при помощи элементарных преобразований можно получить такие уравнения, будет несовместна.

Теорема Кронекера-Капелли:(критерий совместности системы линейных уравнений)Системы линейных уравнений (1) совместна тогда и только тогда, когда ранг основной матрицы равен рангу расширенной матрицы.

Доказательство: Приведём систему (1) к ступенчатому виду:

Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , Исследование системы линейных уравнений - student2.ru ,

Исследование системы линейных уравнений - student2.ru .

Тогда ступенчатые матрицы Исследование системы линейных уравнений - student2.ru и Исследование системы линейных уравнений - student2.ru соответственно будут основной и расширенной матрицами системы (4). Если система (4) несовместна, то это значит, что в ней имеется уравнение вида (3). Т.е. в матрице Исследование системы линейных уравнений - student2.ru имеется строка, в которой все элементы, кроме Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , равны нулю; это значит, что число ненулевых строк в матрице Исследование системы линейных уравнений - student2.ru будет на 1 больше, чем у матрицы Исследование системы линейных уравнений - student2.ru . Так как матрицы ступенчатые, то ранги их равны числу строк, поэтому получаем, что ранг матрицы Исследование системы линейных уравнений - student2.ru равен Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , а ранг Исследование системы линейных уравнений - student2.ru равен Исследование системы линейных уравнений - student2.ru . С другой стороны, если система (4) совместна, то в ней нет уравнения вида (3), т.е. матрица Исследование системы линейных уравнений - student2.ru не имеет строки, в которой все элементы, кроме последнего, равны нулю, тогда число ненулевых строк в матрицах Исследование системы линейных уравнений - student2.ru и Исследование системы линейных уравнений - student2.ru будут совпадать, что говорит о равенстве рангов этих матриц. Так как элементарные преобразования не меняют множества решений системы и ранг матрицы, то можно сказать, что система (1) совместна тогда и только тогда, когда Исследование системы линейных уравнений - student2.ru . Теорема доказана.

Глава VI. Теория определителей

Подстановки

Определение 1: Подстановкой множества Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , где Исследование системы линейных уравнений - student2.ru называется инъективное отображение множества М на себя.

Другими словами, подстановкой из n элементов называется замена каждого элемента из множества М вполне определенным элементом из того же множества, причем так, что различные элементы заменяются различными элементами. Всякое отображение Исследование системы линейных уравнений - student2.ru множества М на себя удобно записать в виде таблицы Исследование системы линейных уравнений - student2.ru .

Порядок чисел в первой строке этой таблицы несуществен, его можно как угодно изменить. Однако надо следить за тем, чтобы для всякого Исследование системы линейных уравнений - student2.ru число Исследование системы линейных уравнений - student2.ru было записано непосредственно под Исследование системы линейных уравнений - student2.ru . Например: Исследование системы линейных уравнений - student2.ru или Исследование системы линейных уравнений - student2.ru . Строки подстановки Исследование системы линейных уравнений - student2.ru называются перестановками элементов множества Исследование системы линейных уравнений - student2.ru .

Множество всех подстановок множества М обозначим через Sn; элементы этого множества называются подстановками степени п.

Произведение Исследование системы линейных уравнений - student2.ru двух подстановок Исследование системы линейных уравнений - student2.ru и Исследование системы линейных уравнений - student2.ru множества М определяется как композиция отображений, Исследование системы линейных уравнений - student2.ru и Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , т.е. их последовательное выполнение. Таким образом, по определению Исследование системы линейных уравнений - student2.ru для Исследование системы линейных уравнений - student2.ru .

Обозначим через Исследование системы линейных уравнений - student2.ru тождественное отображение М на себя: Исследование системы линейных уравнений - student2.ru для Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , т.е. Исследование системы линейных уравнений - student2.ru .

Легко видеть, что для любой подстановки Исследование системы линейных уравнений - student2.ru Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , т.е. Исследование системы линейных уравнений - student2.ru является нейтральным элементом относительно умножения.

Если Исследование системы линейных уравнений - student2.ru - подстановка множества М, то Исследование системы линейных уравнений - student2.ru - также подстановка множества М и Исследование системы линейных уравнений - student2.ru . При этом Исследование системы линейных уравнений - student2.ru .

Теорема 1:Алгебра подстановок n-ой степени Исследование системы линейных уравнений - student2.ru является группой.

Докажите самостоятельно.

Определение 2: Группа всех подстановок n-ой степени Исследование системы линейных уравнений - student2.ru - называется симметрической группой степени Исследование системы линейных уравнений - student2.ru .Тождественная подстановка Исследование системы линейных уравнений - student2.ru называется единичным элементом этой группы.

Пусть дана подстановка Исследование системы линейных уравнений - student2.ru множества Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , Исследование системы линейных уравнений - student2.ru - элементы множества Исследование системы линейных уравнений - student2.ru . Говорят, что числа Исследование системы линейных уравнений - student2.ru образуют инверсию в строке подстановки, если Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , но Исследование системы линейных уравнений - student2.ru стоит в этой строке раньше Исследование системы линейных уравнений - student2.ru . Подстановка называется чётной,если суммарноечисло инверсий в обеих строках подстановки чётно, и нечётнойв противном случае.

Так, например, в подстановке Исследование системы линейных уравнений - student2.ru нет инверсий, она чётная, а в подстановке Исследование системы линейных уравнений - student2.ru одна инверсия и она нечётная.

Если в любой строке подстановки любые два числа Исследование системы линейных уравнений - student2.ru и Исследование системы линейных уравнений - student2.ru поменять местами, то её чётность измениться на противоположную. Например, поменяем в подстановке Исследование системы линейных уравнений - student2.ru 2 и 1 в нижней строке. Получим подстановку Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , в которой две инверсии, и она чётная.

Рассмотрим теперь частный, но важный случай подстановки. Назовем подстановку Исследование системы линейных уравнений - student2.ru из чисел Исследование системы линейных уравнений - student2.ru Исследование системы линейных уравнений - student2.ru Исследование системы линейных уравнений - student2.ru -членной циклической или Исследование системы линейных уравнений - student2.ru - членным циклом, если она Исследование системы линейных уравнений - student2.ru переводит в число Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , отличное от Исследование системы линейных уравнений - student2.ru - в число Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , отличное от Исследование системы линейных уравнений - student2.ru - в число Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , и Исследование системы линейных уравнений - student2.ru - в исходное число Исследование системы линейных уравнений - student2.ru Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , а прочие числа ( при Исследование системы линейных уравнений - student2.ru ) оставляет неизменными. Циклическая подстановка обычно обозначается символом Исследование системы линейных уравнений - student2.ru .

Нетрудно убедиться, что всякую подстановку из чисел Исследование системы линейных уравнений - student2.ru можно представить как произведение независимых циклов. Независимых в том смысле, что никакие два цикла разложения не имеют общих чисел.

Для наглядности обратимся к конкретному примеру.

Исследование системы линейных уравнений - student2.ru Исследование системы линейных уравнений - student2.ru

Исследование системы линейных уравнений - student2.ru или Исследование системы линейных уравнений - student2.ru

Теорема 2: Разность P между степенью n подстановки числом s независимых циклов (включая и одиночные), на которые разлагается данная подстановка, имеет ту же четность, что и данная подстановка из Исследование системы линейных уравнений - student2.ru элементов. Т. е. Исследование системы линейных уравнений - student2.ru

Без доказательства.

Примеры: Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , Исследование системы линейных уравнений - student2.ru = 6 – 3 = 3 ; значит подстановка Исследование системы линейных уравнений - student2.ru - нечетна.

Обозначим через Исследование системы линейных уравнений - student2.ru знак подстановки Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , тогда

Исследование системы линейных уравнений - student2.ru .

Можно сказать, что Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , где Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , или Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , где Исследование системы линейных уравнений - student2.ru и Исследование системы линейных уравнений - student2.ru - числа инверсий в верхней и нижней строках подстановки Исследование системы линейных уравнений - student2.ru .

Теорема 3:Произведение двух (или четного числа) подстановок одинаковой четности есть четная подстановка.

Теорема 4:Произведение двух подстановок различной четности есть нечетная подстановка.

Теоремы 3 и 4 желательно, но не обязательно, доказать самостоятельно.

Следствие:Подстановки Исследование системы линейных уравнений - student2.ru и Исследование системы линейных уравнений - student2.ru имеют одинаковую чётность.

Действительно, Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , а Исследование системы линейных уравнений - student2.ru - чётная подстановка.

§ 2. Определители

Определение 1: Матрица, у которой число строк равно числу столбцов, называется квадратной. Число строк (столбцов) квадратной матрицы называется её порядком. Диагональ, образованная элементами Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , называется главной диагональю.

Определение 2: Определителем (или детерминантом) n–го порядка квадратной матрицы А называется алгебраическая сумма всевозможных членов, представляющих собой произведение n элементов, взятых по одному и только по одному из каждой строки и каждого столбца матрицы со знаком, совпадающим со знаком подстановки образованной индексами элементов.

Если

Исследование системы линейных уравнений - student2.ru ,

то ее определитель обозначается

Исследование системы линейных уравнений - student2.ru .

Примеры: Если Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , то Исследование системы линейных уравнений - student2.ru и Исследование системы линейных уравнений - student2.ru . Если Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , то Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , Исследование системы линейных уравнений - student2.ru .

Если Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , то Исследование системы линейных уравнений - student2.ru .

Предложение 1:Определитель матрицы с нулевой строкой (столбцом) равен нулю.

Квадратная матрица называется диагональной, если равны нулю все ее элементы, расположенные вне главной диагонали.

Предложение 2: Определитель диагональной матрицы равен произведению элементов ее главной диагонали.

Квадратная матрица называется треугольной, если равны нулю все ее элементы, расположенные выше (ниже) главной диагонали.

Предложение 3:Определитель треугольной матрицы равен произведению диагональных элементов.

Свойства определителей

1. Значение определителя Исследование системы линейных уравнений - student2.ru порядка не изменится, если его строки заменить столбцами, сохраняя порядок следования.

Операция замены в определителе строк столбцами с сохранением порядка следования называется транспонированием определителя. Таким образом, в свойстве 1 утверждается, что от транспонирования значение определителя не изменится.

Доказательство: Нам надо показать, что определители

Исследование системы линейных уравнений - student2.ru равны.

Пусть Исследование системы линейных уравнений - student2.ru (1) – произвольный член определителя Исследование системы линейных уравнений - student2.ru . Очевидно, что элементы члена (1) будут также находиться по одному и только по одному в каждой строке и каждом столбце определителя Исследование системы линейных уравнений - student2.ru . Следовательно, (1) есть вместе с тем и член определителя Исследование системы линейных уравнений - student2.ru . Аналогично, каждый член определителя Исследование системы линейных уравнений - student2.ru является членом и определителя Исследование системы линейных уравнений - student2.ru . Далее, если снова (1) – член определителя Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , то этот член входит в определитель Исследование системы линейных уравнений - student2.ru со знаком Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , где Исследование системы линейных уравнений - student2.ru - число инверсий в строках подстановки Исследование системы линейных уравнений - student2.ru . В определителе Исследование системы линейных уравнений - student2.ru знак члена (1) совпадает со знаком подстановки Исследование системы линейных уравнений - student2.ru . Но Исследование системы линейных уравнений - student2.ru . Откуда следует, что Исследование системы линейных уравнений - student2.ru .

Это свойство иногда называют свойством равноправности строк и столбцов определителя.

2. Определитель n–го порядка, у которого две строки (два столбца) одинаковы, равен нулю.

Доказательство: Пусть у определителя Исследование системы линейных уравнений - student2.ru n–го порядка одинаковы Исследование системы линейных уравнений - student2.ru -я и Исследование системы линейных уравнений - student2.ru -я строки:

Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , Исследование системы линейных уравнений - student2.ru .

Возьмем произвольный член определителя

Исследование системы линейных уравнений - student2.ru (2).

Знак этого члена равен (-1)t, где t – число инверсий в подстановке Исследование системы линейных уравнений - student2.ru . Наряду с членом (2) рассмотрим член Исследование системы линейных уравнений - student2.ru (4)

того же определителя. Член (3) равен члену (2), так как в силу совпадения Исследование системы линейных уравнений - student2.ru -я и Исследование системы линейных уравнений - student2.ru -я строк Исследование системы линейных уравнений - student2.ru .

Однако член (3) входит в определитель Исследование системы линейных уравнений - student2.ru со знаком, противоположным знаку члена (2). Действительно, знак члена (4) равен Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , где Исследование системы линейных уравнений - student2.ru - число инверсий в подстановке

Исследование системы линейных уравнений - student2.ru ,

которая получается из подстановки Исследование системы линейных уравнений - student2.ru перестановкой чисел Исследование системы линейных уравнений - student2.ru и Исследование системы линейных уравнений - student2.ru в нижней строке. Чётности перестановок Исследование системы линейных уравнений - student2.ru и Исследование системы линейных уравнений - student2.ru противоположны. Следовательно, t и Исследование системы линейных уравнений - student2.ru – числа различной четности и потому знак Исследование системы линейных уравнений - student2.ru противоположен знаку Исследование системы линейных уравнений - student2.ru .

Поскольку члены (2) и (3) равны, но имеют противоположные знаки, они должны в определителе Исследование системы линейных уравнений - student2.ru уничтожаться. Таким образом, получается попарное уничтожение всех членов определителя, вследствие чего Исследование системы линейных уравнений - student2.ru .

Справедливость свойства 2 для столбцов следует из равноправности строк и столбцов определителя.

3. Если все элементы какого-нибудь столбца (строки) определителя n–го порядка умножить на одно и то же число m, то значение определителя умножится на m.

Доказательство: Умножим, например, элементы Исследование системы линейных уравнений - student2.ru -го столбца определителя Исследование системы линейных уравнений - student2.ru -го порядка на Исследование системы линейных уравнений - student2.ru . Тогда элементы Исследование системы линейных уравнений - student2.ru Исследование системы линейных уравнений - student2.ru этого столбца превратятся в Исследование системы линейных уравнений - student2.ru . Если до умножения каждый член определителя имел вид: Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , то после умножения он примет вид: Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , т.е. умножится на Исследование системы линейных уравнений - student2.ru . Что касается знака, то до и после умножения член должен иметь один и тот же знак Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , где Исследование системы линейных уравнений - student2.ru - число инверсий в подстановке Исследование системы линейных уравнений - student2.ru .

4. Если все элементы какого-нибудь столбца (строки) определителя n–го порядка обладают общим множителем, то его можно вынести за знак определителя.

Пример: Исследование системы линейных уравнений - student2.ru Исследование системы линейных уравнений - student2.ru

Здесь вынесли за знак определителя общий множитель 2 элементов третьего столбца.

Свойство 4 непосредственно вытекает из свойства 3.

5. Определитель п–го порядка, у которого элементы двух строк (столбцов) соответственно пропорциональны, равен нулю.

Доказательство: Пусть, например, пропорциональны Исследование системы линейных уравнений - student2.ru -я и Исследование системы линейных уравнений - student2.ru -я строки определителя Исследование системы линейных уравнений - student2.ru . Это значит, что каждый элемент Исследование системы линейных уравнений - student2.ru -й строки отличается от соответствующего элемента Исследование системы линейных уравнений - student2.ru -й строки на один и тот же множитель Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , т.е. определитель выглядит так:

Исследование системы линейных уравнений - student2.ru

Если теперь на основании свойства 4 вынести общий множитель Исследование системы линейных уравнений - student2.ru за знак определителя, то получится определитель с двумя одинаковыми строками. Такой определитель согласно свойству 2 равен нулю.

6. Пусть каждый элемент Исследование системы линейных уравнений - student2.ru -й строки (столбца) определителя n –го порядка Исследование системы линейных уравнений - student2.ru есть сумма двух слагаемых. Тогда определитель Исследование системы линейных уравнений - student2.ru равен сумме двух определителей того же порядка, причем в одном определителе Исследование системы линейных уравнений - student2.ru -я строка (столбец) состоит из первых слагаемых, а в другом – из вторых слагаемых. Остальные строки (столбцы) того и другого определителя те же, что и в определителе Исследование системы линейных уравнений - student2.ru .

Доказательство: Пусть в определителе

Исследование системы линейных уравнений - student2.ru

каждый элемент Исследование системы линейных уравнений - student2.ru -й строки есть сумма двух слагаемых: Исследование системы линейных уравнений - student2.ru .

Обратимся к произвольному члену определителя: Исследование системы линейных уравнений - student2.ru . Он имеет знак знака подстановки Исследование системы линейных уравнений - student2.ru . Раскроем скобки; тогда наш член распадается на два члена: Исследование системы линейных уравнений - student2.ru

Но произведение Исследование системы линейных уравнений - student2.ru есть член определителя Исследование системы линейных уравнений - student2.ru и входит в него со знаком, определяющимся подстановкой Исследование системы линейных уравнений - student2.ru . Произведение Исследование системы линейных уравнений - student2.ru есть член определителя Исследование системы линейных уравнений - student2.ru и входит в него с таким же знаком. Отсюда справедливость свойства 6 становится очевидной: Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , где

Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , Исследование системы линейных уравнений - student2.ru .

Пользуясь методом математической индукции, нетрудно свойство 6 распространить на случай любого числа слагаемых.

7. Определитель n–го порядка не меняет своего значения от прибавления ко всем элементам какой-нибудь строки (столбца) соответствующих элементов другой строки (столбца), умноженных на одно и то же число.

Доказательство: Прибавим к элементам Исследование системы линейных уравнений - student2.ru -й строки определителя Исследование системы линейных уравнений - student2.ru соответствующие элементы Исследование системы линейных уравнений - student2.ru -й строки того же определителя, умноженные на число Исследование системы линейных уравнений - student2.ru . Имеем:

Исследование системы линейных уравнений - student2.ru

Мы видим, что каждый элемент Исследование системы линейных уравнений - student2.ru -й строки определителя Исследование системы линейных уравнений - student2.ru является суммой двух слагаемых. Отсюда по свойству 6

Исследование системы линейных уравнений - student2.ru .

Первый определитель этой суммы есть Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , а второй равен нулю, так как у него две строки пропорциональны. Следовательно, Исследование системы линейных уравнений - student2.ru , что и требовалось показать.

Свойство 7, как мы увидим впоследствии, значительно упрощает вычисление определителей.

8. Если поменять местами две строки (столбца) определителя n–го порядка, то определитель изменит знак на противоположный, а по абсолютной величине не изменится.

Доказательство: Подвергнем определитель

Исследование системы линейных уравнений - student2.ru

следующим преобразованиям. Прибавим к его Исследование системы линейных уравнений - student2.ru -й строке Исследование системы линейных уравнений - student2.ru -ю. Получим:

Исследование системы линейных уравнений - student2.ru .

В определителе Исследование системы линейных уравнений - student2.ru из Исследование системы линейных уравнений - student2.ru - й строки вычтем Исследование системы линейных уравнений - student2.ru -ю строку. Получим:

Исследование системы линейных уравнений - student2.ru .

Наконец, прибавим в определителе Исследование системы линейных уравнений - student2.ru к Исследование системы линейных уравнений - student2.ruИсследование системы линейных уравнений - student2.ru - ю. Получим: Исследование системы линейных уравнений - student2.ru .

Все эти преобразования по свойству 7 не изменяют значения определителя. Следовательно Исследование системы линейных уравнений - student2.ru ,

что и требовалось доказать.

Наши рекомендации